Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"

Разделы: Биология


        Цели урока:

  • Образовательные:
  1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
  • Воспитательные:
  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
  • Развивающие:
  1. Умение применять информационные технологии.
  2. Умение сравнить биологические объекты.
  3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”
  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
  • Компьютеры, мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Карточки – задания (на каждую парту):
  1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)
  2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)
  3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)
  4. Конспекты для учащихся (приложение 6)
  • Раздаточный материал:
  1. консервы моллюсков;
  2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;
  3. перламутровые пуговицы;
  4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.

Этапы урока.

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Общее закрепление знаний.
  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть.

  • Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация. (приложение 1)

III. Изучение нового материала.

1. Общие черты типа.

На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)

1.1 Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)

1.2 Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)

!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.
  2. Туловище.
  3. Нога.
  4. Мантия (мантийная полость)
  5. Раковина.

!Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

1.4 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”

(приложение 2)

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11)

1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

(приложение 3)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

  • а) определите её форму, окраску;
  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
  • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
  • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;
  • д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

  • а) определите её форму, окраску;
  • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
  • в) сосчитайте число оборотов раковины;
  • г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

  1. Форма.
  2. Окраска.
  3. Наличие годичных колец на раковине.
  4. Наличие оборотов на раковине.
  5. Прочность раковины.
  6. Значение раковины.

1.6 Внутреннее строение.

1.6.1 Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)

1.6.2 Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)

1.6.3 Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)

1.6.4 Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)

1.6.5 Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)

1.6.6 Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)

1.6.7 Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

1.7 Поэтапное закрепление знаний.

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18)

Вопросы слайда:

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

Двустронняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:

Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:

Мантией.

 5. Между телом и мантией находится:

Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

Незамкнутая.

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

Почки.

11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

1.8 Многообразие моллюсков.

1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19)

1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20)

1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21)

1.9 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”

(приложение 4)

2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)

!Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. (приложение 7)

IV. Общее закрепление материала.

Тест – тренажёр. (слайды № 31-61)

Или тест “Выбери правильный ответ” (приложение 5)

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • Что нового сегодня узнали на уроке.
  • Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Выставление оценок.

 VII. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект (приложение 6)
  2. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.

 Литература:

  • В.М. Константинов, В.Г. Бабенко “Биология. Животные”, 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2006г.
  • В.С. Кучменко “Биология. Животные”. Методическое пособие. 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2004г.
  • Н.Ю.Феоктистова “Факиры морского дна”. Сборник: “Я иду на урок биологии: “Зоология. Беспозвоночные”, М., изд. “Первое сентября”, 2000г.