Самоанализ педагогической деятельности

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Классное руководство


Самоанализ педагогической деятельности

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…

Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

“ Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель”, - гласит одна из профессиональных заповедей учителя. (Приложение 1). Я люблю учиться, стремиться к повышению своего педагогического мастерства.

Являюсь руководителем школьного МО учителей начальных классов и членом межшкольного проблемного МО. Участник ряда Всероссийских конкурсов. Обобщила свой опыт работы публикациями материалов в сборнике “Четверть века с системой Занкова” и публикацией в материалах региональной научно-практической конференции 25.04.07. “Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования”. Дипломант двух Всероссийских Фестивалей педагогических идей “Открытый урок”-2007, 2008гг, член педагогического клуба “Первое сентября”. Своё профессиональное мастерство повышала на очно-заочных курсах “Содержание и методические приёмы преподавания по системе Занкова”. Прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию. Стала победителем районного конкурса классных руководителей “Наша классная – самая классная!”

Последние 4 года работаю над темой “Развитие связной письменной речи учащихся. Обучение речевому общению”.

Анализ проделанной работы по системе уроков связной письменной речи показывает, что учащиеся стали лучше выражать свои мысли средствами русского языка в письменной форме, писать орфографически грамотно. В целях реализации задачи развития у детей интеллектуальных, творческих способностей посредством коллективных творческих дел младшие школьники приняли участие в межшкольном интеллектуальном марафоне по литературному чтению между 4 классами и получили призовые места. В школьном творческом марафоне “Золотая осень”, мои учащиеся лидировали в номинации: “Лучшее сочинение”. Ученица 4 класса стала дипломантом конкурса “Моя семья”, проводимого редакцией республиканского детского литературного журнала “Солнышко” в номинации “Лучший рассказ”. И ещё 5 учащихся стали дипломантами данного конкурса и получили премии. Редакцией журнала была присуждена номинация “Самый активный класс”, за большое количество творческих работ, присылаемых в адрес редакции. В районном интеллектуальном марафоне предметов, ученик 4 класса занял I место в олимпиаде по математике.

В 4 классах провели пробный ЕГЭ по русскому языку, на котором учащиеся показали неплохие результаты.

Учащиеся этого же класса (6 человек) приняли участие во Всероссийском конкурсе детей-занковцев “Вернисаж”, а также во Всероссийском конкурсе “Элька ищет друзей”.

Творческие работы учащихся (сказки о добром медвежонке Эльке) были опубликованы в журнале “Солнышко”.

Чтобы и дальше добиваться оптимальных результатов в обучении, необходимо соблюдать некоторые условия.

  1. Знать психологические особенности детей 6-9 лет и учитывать их в своей работе.
  2. Постоянно стремиться к тому, чтобы на уроке дети получали новую информацию посредством русского языка. Использовать интересные и занимательные тесты.
  3. Умение ставить детей в ситуации, вызывающие необходимость использования русского языка,- одна из важнейших задач национальной школы.
  4. Об эффективности своей работы учитель может судить только в том случае, когда он добился от детей не только усвоения изучаемого материала, но и его использования в самостоятельной речи.
  5. На уроках русского языка должна создаваться атмосфера уважения и любви друг к другу: учителя к детям и детей к педагогу.

Как правило, ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Задача учителя – удержать в нём это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Перед учителем встаёт вопрос, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

В своей работе я использую передовой опыт С.Н. Лысенковой, Амонашвили, Л. В. Занкова, а также школьных учителей-наставников.

В индивидуальной работе с детьми использую следующие методы перевоспитания: метод переубеждения, переучивания, реконструирования, поощрения и наказания, самоисправления. (Приложение 2).

Но ребёнок никогда не будет заниматься скучным и трудным делом. Всё, что он слышит, видит и чувствует, должно приносить ему радость, вызывать интерес.

Первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. И поэтому я стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто вспоминаю слова Я. Корчака: “Уважайте незнание ребёнка”, напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать.

Когда подбираю материал к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, чётко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребёнка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове.

Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению, а мы стараемся, чтобы оно присутствовало на каждом уроке. С него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы, а когда дети затрудняются, мы терпеливо и доходчиво объясняем.

К каждому уроку готовлю много дополнительного материала: дидактические игры, викторины, занимательные вопросы, ребусы, математическое лото. Задание на дом тщательно продумываю. Важно, чтобы ребёнка не надо было заставлять делать урок, а он сам спешит его выполнить. На уроке домашнее задание проверяю, отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.

Практикую также опережающее знакомство учащихся с новым материалом, для чего задаю детям подготовить доклады по теме, используя энциклопедию или другую дополнительную литературу. Данный приём совместной подготовки учителя и ученика развивает самостоятельность младших школьников, расширяет их кругозор, развивает речь.

Решая задачу интенсификации учебной работы, поиска и внедрения активных форм работы на уроке был дан открытый интегрированный урок литературного чтения и музыки с компьютерной поддержкой в 4 классе: Поэты КБР”.

С целью повышения уровней обученности учащихся, организации внеклассной работы, а также с целью использования компьютера при обучении для усиления доступности, с учащимися был проведён КВН по изобразительному искусству с компьютерной поддержкой: “Путешествие в страну Изобразительного искусства”.

Данное внеклассное мероприятие было представлено на районном семинаре МО педагогов дошкольного и начального школьного образования.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья. Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания школьников. Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания школьников. Привлекая детей к тесному общению с природой, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Основными формами организации работы являются: - комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической; - организации поисково-самостоятельной деятельности; - совместная деятельность с педагогом; - самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде. Желание работать лучше, чем вчера, помогает достичь неплохих результатов в учёбе. Результаты определения обученности уч-ся по показателям успеваемости и количества школьников, обучающихся на “4” и “5”, достаточно благополучны (78%). Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Я провела диагностику изучения мотивационной сферы уч-ся: “Анкетирование”, диагностику изучения детского коллектива “10 моих Я”.

Большое значение имеет трудовое воспитание учащихся. Участие в субботниках, уборка территории школы, берега реки Золка, озеленение территории школы и класса, вот перечень трудовых дел учащихся.

Большое внимание в воспитательной работе классный руководитель должен уделять формированию правильного отношения учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Учащиеся посещают спортивные кружки (борьба, футбол, баскетбол, шахматный, танцевальный). В рамках недели здоровья были проведены соревнования по шашкам и шахматам среди мальчиков и девочек.

Но мы должны понимать, что детям нужен и отдых. И чтобы досуг был интересным нужно правильно и успешно его организовать. В этом мне помогают сами ребята и их родители. У нас сложилась традиция на утренники приглашать моих бывших выпускников, учащихся старших классов. Они с удовольствием помогают в подготовке открытых мероприятий.

Развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

учащихся способствовало внеклассное мероприятие, проведённое к празднику мам: “Шоу Дюймовочек”. Не только мамы, но и мальчики были активными участниками шоу и с удовольствием демонстрировали костюмы, сделанные руками девочек из бабушкиных платков. И в конкурсе причёсок им не было равных.

С новогодним представлением “Операция “Спасём русские сказки” выступили учащиеся перед родителями и дошкольниками в детском саду.

Родители также оказывают посильную помощь в подготовке. К каждому родительскому собранию мы готовим маленькие концерты, которые родителям и детям очень нравятся. Часто проводим родительские лектории, устраиваем “Дни открытых дверей”. В работе с родителями использовала проективные диагностические методики: “Пьедестал”, “Дом, в котором я живу”. Провела родительские собрания: “Телевизор в жизни школьника”, “Наши трудные дети”, “Эмоции положительные и отрицательные”.

Для изучения семьи я использовала различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребёнка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семье использовала анкетирование, многовариантный тест, рисуночный тест, сочинение-размышление, проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Они дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов в семье. На основании данных исследований проводились индивидуальные и тематические консультации, собеседования с детьми и родителями.

В рамках года семьи было проведено ряд мероприятий. На весенних каникулах, с привлечением спонсоров, была проведена выездная экскурсия в нальчикский Краеведческий музей. Дети, совместно с родителями, посетили также гастроли Московского цирка “Шапито”.

Семья Хашкуловой Ф. приняла участие в районном конкурсе “Лучшая семья”. Совместно с активом класса и родительским комитетом была оформлена “Фотогалерея” из жизни класса.

Классные часы ребятам нравятся не меньше, чем утренники. На них мы узнаём о правах и обязанностях школьника, о различных профессиях, о правилах дорожного движения, о том, как надо вести себя на природе. Совместно с социальным педагогом проводились классные часы: “Нужны ли правила в жизни?”, “Что такое закон?”. Воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине способствовал классный час, посвящённый 450-летию добровольного вхождения КБР в состав России.

Учащиеся принимали участие в митинге, посвящённому Дню Победы.

Совместно с работниками ДК и библиотекарями был проведен утренник “Книжкины именины. Учащиеся принимали активное участие в общешкольной акции милосердия.

На любом проводимом мероприятии, важно создать особую творческую атмосферу сотрудничества.

Важную роль играет трудовое воспитание школьников. Ребята принимали активное участие в субботниках. Они убирали не только территорию школы, но и участки возле дороги и лесную полянку, где остановились отдохнуть во время похода.

Проводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.

И как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В. Розова “Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать”. Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.


Приложение 1.

Профессиональные заповеди учителя

- Мы гордимся своей профессией – профессия нас возвышает.

- Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред.

- Правильность педагогического диагноза – залог правильности действия.

- Рассердитесь…, но на себя!

- Ошибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже…

- Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.

- Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель.

- Наказание – пусть не превышает вины, одобрение пусть превышает успех.

- Винить легче, чем разделять вину.

- Не приписывай успех себе, а вину - учащимся.

- Не торопись с решением, но и не медли.

- Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

- Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче.

- Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.

Заповеди воспитателя

- Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. - Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

- Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

- Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

- Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал.

- Оценивайте поступок, а не личность.

- Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.

- Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

- Воспитание – это последовательность целей.


Приложение 2.

Индивидуальная работа с учащимися.

Группа учащихся Задачи Формы реализации

По отношению к учёбе

Сильные: 5 учащихся. Развитие познавательных интересов и способностей Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе
Способные, но нетрудолюбивые: 3 учащихся Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных связей

 

Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов
Способные, но неусидчивые: 3 учащихся Задачи те же

 

Постоянный контроль, беседы, опора на родителей
Неспособные, но старающиеся: 3 учащихся Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка Оказание помощи в учёбе. Индивидуальный подход
Не желающие учиться: 2 учащихся Формирование учебной мотивации Строгий контроль. Индивидуальный подход

По отношению к общественной жизни

Очень активные:

10 учащихся

Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество
Пассивные, не желающие принимать участие в общественной жизни:

6 учащихся

Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений

По отношению к морально-этическим проблемам

  Определение проблемы. Выработка задач Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе