Организация работы с молодыми специалистами

Разделы: Администрирование школы


Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с обучающимися? Совершенно очевидно, как бы хорошо ни готовил к работе ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живом общении с детьми, на практике. Именно в первые годы начинается интенсивное формирование тех качеств, которые определяют степень мастерства будущего учителя. Всем известно, что у молодых учителей очень высок уровень тревожности, часто наблюдается завышенная самооценка, отсюда формирование авторитарной позиции учителя к ученикам. А это значит, что молодые педагоги становятся более категоричны, однозначны, склонны строже оценивать поступки детей. Изменение ценностных ориентаций начинает проявляться и в восприятии атмосферы школы, ее психологического климата. Чтобы избежать этого, мы стараемся создавать в школе ситуацию успеха. Опытные педагоги проявляют тактичность, профессиональную и человеческую мудрость, стараются бережно относиться к убеждениям и позициям молодых коллег, оказывают им реальную поддержку во всем. Отсюда задача администрации  - организация целенаправленной, оперативной помощи молодым учителям в приобретении практического опыта:

  • умения применять теоретические знания в конкретной практической работе;
  • изучение передового педагогического опыта, поиск методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся;
  • приобретение и совершенствование педагогических навыков воспитательной работы;
  • выявление профессионально значимых личностных качеств молодого специалиста.

Какую же деятельность осуществляет школа?

Это, прежде всего, диагностика затруднений в работе молодых специалистов. Выявлены следующие затруднения:

А) в подготовке урока:

  • подготовка учебного материала в соответствии с целями, выбор методов обучения;
  • формирование мотивов учения, развитие познавательного интереса, обеспечение единства обучения, воспитания, развития;
  • подбор способов и приемов, обеспечивающих эффективную познавательную деятельность обучающихся.

Б) в общении:

  • неумение найти правильный тон в отношениях;
  • затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися;
  • неумение концентрировать внимание на существенном, главном.

Работа  с молодыми специалистами осуществляется по плану.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Составление плана на учебный год

Август

Администрация

2.

Организация наставничества (закрепление молодых специалистов)

Сентябрь

Администрация

3.

Определение нагрузки молодых специалистов с учетом рационального использования их рабочего времени

Сентябрь

Директор, зам. по УВР

4.

Диагностирование профессиональных затруднений молодых специалистов

Октябрь, февраль

Администрация школы, социально-психологическая служба, профсоюзный комитет

5.

Совершенствование педагогического мастерства, профессионального роста молодых учителей:
-посещение уроков у наставников, творчески работающих учителей школы, города
-участие в профессиональных конкурсах
-участие в работе методических объединений, психолого-педагогических семинаров, городских методических сообществах, творческих группах
-курсовая переподготовка

В течение года

Администрация, наставники

6.

Привлечение молодых учителей к жизни и традициям  школы

В течение года

Администрация, наставники, профком

7.

Посещение уроков у молодых учителей администрацией, учителями-наставниками

В течение года

Администрация, наставники

8.

Ведение учета статистических данных по движению молодых специалистов, по их аттестации

В течение года

Зам. директора по УВР

9.

Рассмотрение вопроса о состоянии работы с молодыми специалистами на совещании при директоре, ШМО

1 раз в год

Администрация

В течение года, исходя из затруднений молодых специалистов, каждому оказывается индивидуальная адресная помощь по различным вопросам обучения и воспитания. Возможна работа в группах по некоторым общим вопросам.

Вариант работы школы молодого учителя предлагается в виде следующей таблицы.

№п/п

Тема занятия

Вид занятия

Время проведения

Кто проводит

1.

Оформление школьной документации (личных дел, журналов)

Практическое занятие

1-я неделя сентября

Зам. по УВР

2.

Подготовка учителя к уроку (обучение составлению поурочного и тематического планирования)

Практическое занятие

3-я неделя сентября

Зам. по УВР, наставники, председатели МО

3.

Составление плана воспитательной работы

Практическое занятие

4-я неделя сентября

Зам. по ВР, наставники, председатели МО

4.

Поколение образовательных технологий.
О педагогических технологиях и системах обучения

Лекция

2-я неделя октября

Директор

5.

Типы и структуры уроков

Самообразование. собеседование

4-я неделя октября

Зам. по УВР

6.

Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения

Семинар

2-я неделя ноября

Зам. по УВР

7.

Основные понятия технологии постановки цели

Лекция

4-я неделя ноября

Зам. по УВР, наставники

8.

Просто и технологично о методах обучения

Лекционно-семинарское занятие

2-я неделя декабря

Зам. по УВР, наставники

9.

Стимулы обучения

Лекционно-семинарское занятие

2-я неделя января

Зам. по УВР, председатели МО

10.

Анализ конструирования учебного занятия

Семинар

февраль

Зам. по УВР

11.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

Практическая работа

В течение года

Зам. по УВР, председатели МО, наставники

12.

Посещение уроков коллег

Самообразование

В течение года

 

13.

Итоги работы за год

Круглый стол

Май

Администрация

Целенаправленная работа с молодыми специалистами способствует своевременной адаптации, вовлечению их в жизнь школы, продолжению традиций. Позволяет своевременно избегать ошибок во взаимоотношениях с обучающимися, учителями, между собой, позволяет «технически» подготовить к самостоятельной работе и закрепить на данном месте.