Урок по курсу "Окружающий мир" во 2-м классе. Тема: "Как победить грипп?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Дать общее представление о гриппе, о причинах возникновения, возбудителе, симптомах заболевания.
  • Учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания.
  • Воспитать грамотных в отношении здоровья детей.

Оборудование:

  • игрушка доктор Айболит;
  • медицинский сундучок;
  • головка чеснока;
  • халат и шапочка;
  • таблички с новыми словами6 эпидемия, профилактика, токсины, фитонциды;
  • другие таблицы;
  • рисунок «Точечный массаж»;
  • одноразовые тарелки, нарезанные зубчики чеснока, емкости от киндер-сюрпризов;
  • мешочек с апельсином, лимоном, яблоком и луковицей;
  • рабочие листы;
  • памятки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои юные друзья! Приветствую вас на уроке окружающего мира.

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня к нам на урок придет один гость. Кто же это? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте ее внимательно и постарайтесь отгадать:

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это …

Дети: Доктор Айболит.

Учитель: Да, это Доктор Айболит. Он очень хотел встретиться с вами. А вот и он.

Учитель достает игрушку Доктора Айболита.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребятишки! Очень я к вам торопился. Мои верные друзья принесли мне печальное известие. На вашу школу надвигаются полчища микробов, а предводителя этих микробов зовут Грипп. Вот я и прибежал к вам, чтобы рассказать, как победить этого злодея и его войско.

Тема нашей беседы «Как победить грипп?!». Моей помощницей будет ваша учительница. Она все прекрасно знает про этого злодея, потому что я ей рассказал про него во время нашей встречи.

Учитель: Хорошо, Доктор Айболит! Я с удовольствием вам помогу. Садитесь поудобнее.

Учитель надевает медицинский халат и шапочку и продолжает урок.

На доске появляется табличка с темой урока «Как победить грипп».

3. Сообщение нового материала.

Рассказ с элементами беседы.

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат листочки (см. Приложение 1), которые подготовил Доктор Айболит. В них мы будем записывать приметы этого разбойника, по которым вы легко его опознаете.

А сейчас внимательно меня послушайте.

Что же такое грипп?

Дети: Заболевание.

Учитель: А знаете ли вы, мои юные друзья, что возбудитель этой болезни, то есть тот, кто ее вызывает, мельчайший микроб- вирус.

Свое название болезнь и этот злобный вирус  получили от французского слова «gripper», что в переводе означает «схватывать». Начало заболевания действительно напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм.

Итак, первая примета: возбудитель заболевания – вирус.

На доске табличка: возбудитель заболевания – вирус.

Дети записывают первую примету на рабочих листах.

Учитель: Ребята, а как можно заразиться гриппом? (Ответы детей).

Учитель: Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капельный.

На доске появляется таблички: путь заражения – воздушно-капельный, источник заражения – больной человек.

Дети записывают это на рабочих листах.

Учитель: Болезни, которые являются заразными и вызываются микробами, в медицине называют инфекционными.

На доске появляется табличка: грипп - инфекционное заболевание.

Дети записывают это на рабочих листах.

Учитель: Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди.

Как же это называется, когда заболевает большое количество людей? (Ответы детей).

Учитель: Эпидемия - быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших.

На доске под вывеской «новые слова» появляется табличка со словом «эпидемия».

Учитель: А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека? (Ответы детей).

Учитель: Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм.

На доске под вывеской «новые слова» появляется табличка со словом «токсины».

Учитель: Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел? (Ответы детей).

Учитель: А сейчас, выполним следующее задание: прочитаем стихотворение о гриппе и подчеркнем красным карандашом признаки, по которым мальчик понял, что он заболел.

Дети читают стихотворение.

У меня печальный вид,-
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть,
Я лежу в своей постели.
Мне положено болеть.
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру.
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
День лежу, второй лежу.
Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают, -
Говорят, что заражу.

Учитель: Теперь взяли карандаши и подчеркнули признаки болезни.

Пожалуйста, ваши ответы. (Ответы детей).

Доктор Айболит: Правильно, а я еще добавлю слабость, вялость, боли в мышцах. Это все признаки гриппа.

На доске появляется табличка: признаки гриппа:

  1. высокая температура,
  2. мышечные боли,
  3. головная боль,
  4. насморк,
  5. кашель,
  6. слабость, вялость.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете. Не удивлюсь, если вы знаете, какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.

4. Физкульминутка.

Дети встают.

Учитель: Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.
  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.
  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом.
  4. Надо лечь в постель.
  5. Если заболел, ешь мороженое.
  6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке.
  7. Принимай лекарства, назначенные врачом.
  8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.
  9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.
  10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу, ты так давно у него не был.

5. Продолжение темы.

Доктор Айболит: Теперь вы все знаете об этом разбойнике Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой.

Учитель: Профилактика- это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть.

На доске под вывеской «новые слова» появляется табличка со словом «профилактика».

Учитель: Как же мы можем помочь себе? Необходимо, чтобы вы последили за своим питанием, ели бы больше овощей и фруктов?

Учитель: Зачем? (Ответы детей).

Учитель: В овощах и фруктах есть витамины. А витамины- главные помощники в борьбе с гриппом.

Учитель: А какие витамины вы знаете? (Ответы детей).

Учитель: Какой витамин повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям? (Ответы детей).

Учитель: Есть растения, в которых много нужного нам витамина- витамина С.

Сейчас я загадаю загадки про растения, плоды которых содержат много витамина С.

Эти плоды спрятаны в мешочке, который принес Доктор Айболит.

Желтый цитрусовый плод
В теплых странах он растет.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
(Лимон)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин
Это спелый….
(Апельсин)

Учитель достает из мешочка лимон и апельсин.

Учитель: Ребята, а в мешочке еще что-то осталось, а загадок больше нет. Попробуйте отгадать, что же в нем лежит.

Вызываются ученики и определяют, что лежит в мешочке. Это яблоко и луковица.

Доктор Айболит: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

6. Физкультминутка.

Учитель: Есть овощи и фрукты – это хорошо. Но есть еще один эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. Это точечный массаж. На нашем теле есть такие волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма к простудным заболеваниям.

На доске рисунок «Точечный массаж».

Учитель: Посмотрите на этот рисунок. Вот эти точки. Следует проводить массаж в течение двух- трех минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть, делая вращательные движения 7 раз в одну сторону, семь раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2-3 раза в день, а при заболевании - через каждый час.

Учитель показывает точечный массаж. Ученики повторяют за учителем.

7. Продолжение темы.

Доктор Айболит: Очень хорошо! Я думаю, что этот способ защиты может остановить нашего злодея. Но я знаю еще одно средство. В моем медицинском сундучке лежит то, чего очень боится разбойник Грипп. Отгадайте загадку и узнаете, чего боится вирус гриппа.

Маленький,
Горький,
Луку брат.
(Чеснок)

Доктор Айболит: А давайте-ка посмотрим.

Открывает сундучок и достает головку чеснока.

Доктор Айболит: Молодцы! Чеснок и лук выделяют особые летучие вещества -  фитонциды, которые убивают микробы.

На доске под вывеской «новые слова» появляется табличка со словом «фитонциды».

8. Практическая работа.

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем амулеты Здоровья. Они защитят вас от вируса и его воинов.

Ученики выполняют практическую работу. На парты раздаются одноразовые тарелочки. Учитель раздают нарезанные зубчики чеснока, подготовленные емкости от киндер-сюрпризов и ленточки.

Задача учащихся: наполнить емкости от киндер-сюрпризов чесноком и вставить ленточки. Готовые амулеты Здоровья одеваются учащимися на шею.

Доктор Айболит: Носите эти амулеты, и они защитят вас от вируса гриппа и его помощников.

9. Итог урока.

Учитель: Вот и подошла наша беседа к концу. Ребята, о чем же вы узнали на уроке? (Ответы детей).

Доктор Айболит: Мои юные друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа, и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку (см. Приложение 2).

Детям вручают памятки.

Доктор Айболит: Я уверен, что злодей сильно напуган. Его уже и след простыл. Вы хорошо поработали. А мне пора проститься с вами. Надо бежать в другую школу, чтобы и там научить ребят побеждать грипп. До свидания!

Учитель: Вот и попрощались мы с Доктором Айболитом. Пора заканчивать урок.

Домашнее задание: нарисуйте растения, плоды которых содержат витамин С.