Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Гендерные аспекты воспитания

Разделы: Работа с родителями


Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подход в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности у детей разных возрастов.

Мальчики и девочки уже с рождения разные, они развиваются по-разному, имеют разные сильные и слабые стороны, а школьное обучение это различие не учитывает.

Родители на половые различия в психике детей реагируют разным к ним отношением. В специальных исследованиях показано, «что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только два года. И в дальнейшем в обращении к мальчикам преобладает командный стиль: «Сделай то, не делай это». Видимо, взрослых «раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят)» [1, с.13]».

Авторы работы Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. [1] отмечают, что в «отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость …, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему. Т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно» [1, c.26-27].

Очень важное различие, обнаруженное Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. заключается в том, что уже с четырехлетнего возраста девочки больше реагируют на приятное, а мальчики – на неприятное. При этом «мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор.., а у девочек резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность» [1, с.33].

Исследование особенностей разнополушарных мальчиков и девочек также показало их отличие: например, праворукие, с правым ведущим глазом и ухом мальчики обладают средним уровнем тревожности, а девочки вообще нетревожные; смешанного типа мальчики (праворукие, с ведущим правым глазом и левым ухом) молчаливые, ведомые, плаксивые, а девочки – разговорчивые, нестеснительные и некапризные.
Для иллюстрации значимости различий в процессе воспитания и общения родитель-ребенок в данной статье обобщаются результаты двух исследований, выполненные под руководством автора.

Первое исследование основано на экспериментальных результатах дипломной работы Н.Шефер «Отношение отцов к дочерям в зависимости от их удовлетворенности браком и личного детско-родительского опыта», выполненной под руководством автора в Московском гуманитарном университете в 2008 г.
Второе исследование посвящено анализу результатов тестирования отцов подростков, посещавших ЦПМСС «Открытый Мир» в 2007-2008 учебном году.
В первом исследовании анализировалась связь отношения мужчины к жене и взрослеющей дочери с детским опытом общения с матерью. В качестве испытуемых было 30 отцов девушек подросткового и юношеского возраста.

Отношения мужа с женой определялись с помощью теста на удовлетворенность браком [7], для определения отношения к дочери - опросник «Отец семейства» [5], а характера отношений в родительской семье - опросник по привязанности Н.Матушевской [4].
Результаты теста «Удовлетворенность браком» показали, что 90% испытуемых в основном удовлетворены браком, 87% являются современными отцами, для которых общение с детьми и забота о них - вещи самые нормальные и естественные.
10% отцов являются традиционными, т.е. полностью представляющими интересы семьи в общении с «внешним миром» и последней инстанцией в вопросах воспитания детей. Такой отец до известной степени строг; большое значение придает дисциплине и требует от детей выполнения своих обязанностей. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания.

3% испытуемых являются отцами, озабоченными семейным благополучием, они предоставляют полную свободу женам в вопросах воспитания детей, т.к. считают, что они все равно не могут заменить жену. Они постоянно загружены работой, но даже в свободное время не стремятся к общению с детьми, поэтому спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчуждённо.
Анализ характер привязанности отцов к дочерям показал, что 60% не избегают общения с дочерью, а 40% - избегают, имея крайние уровни тревожности.
Для проверки наличия связей между параметрами в качестве использовался корреляционный анализ и значение коэффициента корреляции не менее 0,4 (середина интервала умеренной связи).
Наличие значимых корреляционных связей показало существование связи между отношением к дочери и удовлетворенностью браком с женой, что хорошо согласуется с жизненными реалиями.

Понятно, если мужчину удовлетворяют отношения с женой, то и отцом он является заботливым, поддерживающим и внимательным, принимает участие в воспитании ребенка. Если же сам брак мужчина не считает удачным или в браке есть проблемы, то и к ребенку он относится  холодно и равнодушно, а воспитание дочери перекладывается на жену. При разводе такие отцы считают: если дочь останется с матерью, для нее ничего не изменится.

Анализ корреляционных связей результатов тестов «Отец семейства» и «Привязанность» показал, что подавляющее большинство ответов опросника «Отец семейства» не менее чем умеренно связаны со всеми ответами опросника «Привязанность», что доказывает связь отношения отца к дочери с его детским опытом.

Для проведения качественного анализа связи опросников «Отец семейства» и «Привязанность» все высказывания теста «Отец семейства» были разбиты на три условные группы:
1) Отношения отец-дочь
2) Отношения муж-жена
3)Отношения мать-дочь

Анализ только сильных корреляционных связей (коэффициент корреляции не менее 0,7) показал, что отношения тревоги распределяются пропорционально количеству высказываний трех выделенных групп, избегание же больше связано с отношениями муж-жена, а не отец-дочь. Таким образом, можно сказать, что отношения с женой не всегда переносятся на дочь. Из практики известно, что достаточно часто теплые отношения с дочерью являются компенсацией прохладных отношений с женой.

В исследовании было выявлено противоречивое отношение мужчины к процессу воспитания дочери. С одной стороны, мужчина не возражает, когда жена вмешивается в процесс воспитания и не претендует на то, что отцовская роль важнее материнской, с другой стороны, достаточно большое количество утверждений указывает на стремление к реализации отцовской роли.
В исследовании не выявлено наличия сильных связей между отношениями с матерью и собственной позицией отца. В то же время достаточно большое количество высказываний говорит о значимости материнской фигуры, неуверенности в ее любви и некоторой дистанции в отношениях с собственной дочерью.

Таким образом, анализ связей опросников «Привязанность» с опросником «Отец семейства» подтверждает противоречивость отношений сына с матерью, мужа с женой и отца с дочерью. В отношениях с матерью проявляется страх потери любви в случае не соответствия материнским ожиданиям, и, по-видимому, этот страх переносится на отношения с женой и дочерью, что и приводит к дистанцированию со всеми тремя.

Во втором исследовании испытуемыми были 12 отцов и матерей и 16 девочек и мальчиков– подростков. Целью исследования было определение согласованности представлений родителей и детей о характере их взаимодействия: насколько одинаково родители и дети понимают такие слова, как «принятие», «авторитет», «строгость», «контроль», «близость», «согласие» и т.п.
Взаимоотношения родителей и детей исследовались с помощью опросника И.Марковской «Взаимодействие родитель—ребенок» [5], а согласованность – с помощью корреляционного анализа.

В соответствии с однофакторным дисперсионным анализом представления о взаимодействии между отцами и дочерями различаются с достоверностью α =0,01 при Fэмп =3,62>Fкр=2,04.
Характер связи между представлениями о взаимодействии отцов и дочерей показал, что отцовское «принятие» не менее чем средне связано практически со всеми понятиями о взаимодействии дочерей. Таким образом, если отец принимает дочь, то она готова сотрудничать с ним и принимать его контроль. Интересно отметить, что строгий отец пользуется большим авторитетом у дочери-подростка, чем принимающий.

Отец, у которого представления о согласии с дочерью совпадают, не пользуется у нее авторитетом. Т.е., соглашающийся отец для дочери-подростка не является авторитетом. Выявленное противоречие можно объяснить противоречивостью подросткового возраста. По-видимому, и для отцов, принимающих активное участие в воспитании, характерно быть либо строгим, либо принимающим (сильная прямая связь отцовской строгости с характеристикой «авторитет» у дочери» и отрицательная связь с этой же характеристикой с «принятием» отца).
Противоречивость отношения дочери к отцу хорошо согласуется с выявленной в первом исследовании противоречивостью отцовской роли: с одной стороны, некоторая отстраненность - пусть мать воспитывает, а с другой – стремление к ее реализации (значимость высказывания «Некоторые дочери предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью» первого исследования).

Несмотря на противоречивость ролевых позиций отец - дочь, полученные результаты показывают достаточно хорошую согласованность в представлениях о взаимодействии, исключением являются последовательность и авторитет (слабые корреляционные связи), а также согласие (отрицательная корреляционная связь). Впрочем, желание противоречить и пренебрегать авторитетами вполне соответствует норме подросткового возраста.
Как было выше показано, при достаточно хорошей согласованности во взаимодействии отца с дочерью некоторые характеристики они понимают по-разному.
Выявленные в первом исследовании страхи взрослого мужчины о возможной потери материнской любви или об ее недостаточности могут быть связаны с недостатком взаимопонимания во взаимодействии между ними.

Посмотрим, насколько хорошо согласованы представления о взаимодействии в отношениях матерей с сыновьями, используя, как и в случае отцов с дочерями методику «Взаимодействие родитель-ребенок».
По данным однофакторного дисперсионного анализа представления о взаимодействии между матерями и сыновьями различаются с достоверностью α =0,01 при Fэмп =4,24>Fкр=2,04.
Для установления характера этих различий и проверки возможности связей между ними были рассчитаны корреляционные связи между результатами матерей и сыновей опросника «Взаимодействие родитель-ребенок».

Эти результаты показали, что материнское «согласие» не менее чем умеренно связано со всеми понятиями о взаимодействии сына, причем наиболее сильные связи (коэффициент корреляции 0,81- 0,96) с такими понятиями сына как «близость», «принятие», «сотрудничество» и авторитет.
Такие понятия, как «принятие» и «сотрудничество» связаны слабо, по-видимому, матери и сыновья в эти понятия вкладывают ра