Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Гендерные аспекты воспитания

Разделы: Работа с родителями


Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подход в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности у детей разных возрастов.

Мальчики и девочки уже с рождения разные, они развиваются по-разному, имеют разные сильные и слабые стороны, а школьное обучение это различие не учитывает.

Родители на половые различия в психике детей реагируют разным к ним отношением. В специальных исследованиях показано, «что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только два года. И в дальнейшем в обращении к мальчикам преобладает командный стиль: «Сделай то, не делай это». Видимо, взрослых «раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят)» [1, с.13]».

Авторы работы Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. [1] отмечают, что в «отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость …, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему. Т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно» [1, c.26-27].

Очень важное различие, обнаруженное Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. заключается в том, что уже с четырехлетнего возраста девочки больше реагируют на приятное, а мальчики – на неприятное. При этом «мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор.., а у девочек резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность» [1, с.33].

Исследование особенностей разнополушарных мальчиков и девочек также показало их отличие: например, праворукие, с правым ведущим глазом и ухом мальчики обладают средним уровнем тревожности, а девочки вообще нетревожные; смешанного типа мальчики (праворукие, с ведущим правым глазом и левым ухом) молчаливые, ведомые, плаксивые, а девочки – разговорчивые, нестеснительные и некапризные.
Для иллюстрации значимости различий в процессе воспитания и общения родитель-ребенок в данной статье обобщаются результаты двух исследований, выполненные под руководством автора.

Первое исследование основано на экспериментальных результатах дипломной работы Н.Шефер «Отношение отцов к дочерям в зависимости от их удовлетворенности браком и личного детско-родительского опыта», выполненной под руководством автора в Московском гуманитарном университете в 2008 г.
Второе исследование посвящено анализу результатов тестирования отцов подростков, посещавших ЦПМСС «Открытый Мир» в 2007-2008 учебном году.
В первом исследовании анализировалась связь отношения мужчины к жене и взрослеющей дочери с детским опытом общения с матерью. В качестве испытуемых было 30 отцов девушек подросткового и юношеского возраста.

Отношения мужа с женой определялись с помощью теста на удовлетворенность браком [7], для определения отношения к дочери - опросник «Отец семейства» [5], а характера отношений в родительской семье - опросник по привязанности Н.Матушевской [4].
Результаты теста «Удовлетворенность браком» показали, что 90% испытуемых в основном удовлетворены браком, 87% являются современными отцами, для которых общение с детьми и забота о них - вещи самые нормальные и естественные.
10% отцов являются традиционными, т.е. полностью представляющими интересы семьи в общении с «внешним миром» и последней инстанцией в вопросах воспитания детей. Такой отец до известной степени строг; большое значение придает дисциплине и требует от детей выполнения своих обязанностей. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания.

3% испытуемых являются отцами, озабоченными семейным благополучием, они предоставляют полную свободу женам в вопросах воспитания детей, т.к. считают, что они все равно не могут заменить жену. Они постоянно загружены работой, но даже в свободное время не стремятся к общению с детьми, поэтому спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчуждённо.
Анализ характер привязанности отцов к дочерям показал, что 60% не избегают общения с дочерью, а 40% - избегают, имея крайние уровни тревожности.
Для проверки наличия связей между параметрами в качестве использовался корреляционный анализ и значение коэффициента корреляции не менее 0,4 (середина интервала умеренной связи).
Наличие значимых корреляционных связей показало существование связи между отношением к дочери и удовлетворенностью браком с женой, что хорошо согласуется с жизненными реалиями.

Понятно, если мужчину удовлетворяют отношения с женой, то и отцом он является заботливым, поддерживающим и внимательным, принимает участие в воспитании ребенка. Если же сам брак мужчина не считает удачным или в браке есть проблемы, то и к ребенку он относится  холодно и равнодушно, а воспитание дочери перекладывается на жену. При разводе такие отцы считают: если дочь останется с матерью, для нее ничего не изменится.

Анализ корреляционных связей результатов тестов «Отец семейства» и «Привязанность» показал, что подавляющее большинство ответов опросника «Отец семейства» не менее чем умеренно связаны со всеми ответами опросника «Привязанность», что доказывает связь отношения отца к дочери с его детским опытом.

Для проведения качественного анализа связи опросников «Отец семейства» и «Привязанность» все высказывания теста «Отец семейства» были разбиты на три условные группы:
1) Отношения отец-дочь
2) Отношения муж-жена
3)Отношения мать-дочь

Анализ только сильных корреляционных связей (коэффициент корреляции не менее 0,7) показал, что отношения тревоги распределяются пропорционально количеству высказываний трех выделенных групп, избегание же больше связано с отношениями муж-жена, а не отец-дочь. Таким образом, можно сказать, что отношения с женой не всегда переносятся на дочь. Из практики известно, что достаточно часто теплые отношения с дочерью являются компенсацией прохладных отношений с женой.

В исследовании было выявлено противоречивое отношение мужчины к процессу воспитания дочери. С одной стороны, мужчина не возражает, когда жена вмешивается в процесс воспитания и не претендует на то, что отцовская роль важнее материнской, с другой стороны, достаточно большое количество утверждений указывает на стремление к реализации отцовской роли.
В исследовании не выявлено наличия сильных связей между отношениями с матерью и собственной позицией отца. В то же время достаточно большое количество высказываний говорит о значимости материнской фигуры, неуверенности в ее любви и некоторой дистанции в отношениях с собственной дочерью.

Таким образом, анализ связей опросников «Привязанность» с опросником «Отец семейства» подтверждает противоречивость отношений сына с матерью, мужа с женой и отца с дочерью. В отношениях с матерью проявляется страх потери любви в случае не соответствия материнским ожиданиям, и, по-видимому, этот страх переносится на отношения с женой и дочерью, что и приводит к дистанцированию со всеми тремя.

Во втором исследовании испытуемыми были 12 отцов и матерей и 16 девочек и мальчиков– подростков. Целью исследования было определение согласованности представлений родителей и детей о характере их взаимодействия: насколько одинаково родители и дети понимают такие слова, как «принятие», «авторитет», «строгость», «контроль», «близость», «согласие» и т.п.
Взаимоотношения родителей и детей исследовались с помощью опросника И.Марковской «Взаимодействие родитель—ребенок» [5], а согласованность – с помощью корреляционного анализа.

В соответствии с однофакторным дисперсионным анализом представления о взаимодействии между отцами и дочерями различаются с достоверностью α =0,01 при Fэмп =3,62>Fкр=2,04.
Характер связи между представлениями о взаимодействии отцов и дочерей показал, что отцовское «принятие» не менее чем средне связано практически со всеми понятиями о взаимодействии дочерей. Таким образом, если отец принимает дочь, то она готова сотрудничать с ним и принимать его контроль. Интересно отметить, что строгий отец пользуется большим авторитетом у дочери-подростка, чем принимающий.

Отец, у которого представления о согласии с дочерью совпадают, не пользуется у нее авторитетом. Т.е., соглашающийся отец для дочери-подростка не является авторитетом. Выявленное противоречие можно объяснить противоречивостью подросткового возраста. По-видимому, и для отцов, принимающих активное участие в воспитании, характерно быть либо строгим, либо принимающим (сильная прямая связь отцовской строгости с характеристикой «авторитет» у дочери» и отрицательная связь с этой же характеристикой с «принятием» отца).
Противоречивость отношения дочери к отцу хорошо согласуется с выявленной в первом исследовании противоречивостью отцовской роли: с одной стороны, некоторая отстраненность - пусть мать воспитывает, а с другой – стремление к ее реализации (значимость высказывания «Некоторые дочери предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью» первого исследования).

Несмотря на противоречивость ролевых позиций отец - дочь, полученные результаты показывают достаточно хорошую согласованность в представлениях о взаимодействии, исключением являются последовательность и авторитет (слабые корреляционные связи), а также согласие (отрицательная корреляционная связь). Впрочем, желание противоречить и пренебрегать авторитетами вполне соответствует норме подросткового возраста.
Как было выше показано, при достаточно хорошей согласованности во взаимодействии отца с дочерью некоторые характеристики они понимают по-разному.
Выявленные в первом исследовании страхи взрослого мужчины о возможной потери материнской любви или об ее недостаточности могут быть связаны с недостатком взаимопонимания во взаимодействии между ними.

Посмотрим, насколько хорошо согласованы представления о взаимодействии в отношениях матерей с сыновьями, используя, как и в случае отцов с дочерями методику «Взаимодействие родитель-ребенок».
По данным однофакторного дисперсионного анализа представления о взаимодействии между матерями и сыновьями различаются с достоверностью α =0,01 при Fэмп =4,24>Fкр=2,04.
Для установления характера этих различий и проверки возможности связей между ними были рассчитаны корреляционные связи между результатами матерей и сыновей опросника «Взаимодействие родитель-ребенок».

Эти результаты показали, что материнское «согласие» не менее чем умеренно связано со всеми понятиями о взаимодействии сына, причем наиболее сильные связи (коэффициент корреляции 0,81- 0,96) с такими понятиями сына как «близость», «принятие», «сотрудничество» и авторитет.
Такие понятия, как «принятие» и «сотрудничество» связаны слабо, по-видимому, матери и сыновья в эти понятия вкладывают разный смысл, что указывает на расхождение между ними во взглядах на воспитательную ситуацию в семье.
Заметим, что данный факт, возможно, объясняет выявленные в первом исследовании у взрослого мужчины неуверенность в материнской любви или страх ее потери, приводящие к дистанцированию в отношениях как с матерью, так и с дочерью.
Наиболее существенной характеристикой во взаимодействии между матерью и сыном является материнское «согласие» (r=0,96), т.е. для того, чтобы сын чувствовал себя принятым матерью, она должна с ним соглашаться.

Полученные результаты указывают: чем чаще мать соглашается с сыном, тем больше сын чувствует себя принятым, больше готов к сотрудничеству и тем большим авторитетом для него является мать.
Строгость и контроль матери и сыновья – подростки понимают прямо противоположно, на что указывает наличие отрицательных корреляционных связей между ними. Отметим, что сравнение пар мать - сын и дочь - отец показывает, что несовпадения их представлений о характере взаимодействия связаны с разными характеристиками: у первой пары это строгость и контроль, а у второй - сотрудничество, согласие и авторитет.

Таким образом, можно утверждать, что мальчики наиболее чувствительны к строгости и контролю, а девочки – к авторитетной помощи. Полученные результаты совпадают с данными, приведенными в работе [1] для старших дошкольников и младших школьников. Отсюда следует, что гендерные особенности, заключающиеся в том, что мальчики сильнее реагируют на замечания, а девочки – на похвалу, остаются актуальными и в подростковом возрасте.

Сравнительные данные согласованности представлений о взаимодействии родителей и детей приведены в табл., где в % от общего количества дано количество значимых (не менее средних) корреляционных связей связи между характеристиками пары родитель-ребенок.
Таблица
Совпадение представлений о взаимодействии между родителями и детьми


Характеристики

Пары

требовательность строгость контроль близость принятие сотрудничество согласие последовательность авторитет удовлетворенность отношениями
Матери-сыновья 0% 20% 50% 30% 20% 10% 90% 50% 50% 50%
Отцы-дочери 30% 30% 40% 50% 70% 50% 30% 30% 20% 30%

Как видно из табл., для хорошего взаимодействия матери с сыновьями следует обратить внимание на такую характеристику как «согласие», а отцов с дочерями – как «принятие».
Расчет дисперсий результатов опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» между матерями и сыновьями и отцами и дочерями показал, что разногласия в парах родитель-ребенок носят различный характер, причем разногласия между матерями и сыновьями больше, чем между отцами и дочерями.
Таким образом, для успешности взаимодействия родитель-ребенок должны учитываться гендерные аспекты детско-родительских отношений и гендерные особенности восприятия характеристик взаимодействия.

Заключение
Основа отношений к партнеру по браку закладываются в родительской семье, при этом очень важную роль играют оба родителя, что еще раз установлено в результате данного исследования.
Понятно, что мужчина, у которого отношения с матерью носили дружеский характер, не сомневается в том, что он нужен жене и дочери. В том случае, когда мать была к мальчику безразлична, он боится быть покинутым или думает, что любовь надо заслужить и эти установки переносит в собственную семью.
То же самое можно сказать и об отношениях дочери с отцом: безразличный дистантный или жесткий авторитарный отец формирует у дочери негативное отношение ко всем мужчинам, которое проявляется в страхе и недоверии к ним. Так и происходит трансляция недоверия между полами, выявленная в известном исследовании Здравомысловой О. и М.Арутюнян «Российское общество: две гомосексуальные субкультуры» в книге «Российская семья на европейском фоне», подготовленной по результатам международного социологического исследования в Институте социально- экономических проблем РАН в 1998 году.

Однако, помимо этих достаточно очевидных фактов, есть еще различие в восприятии характеристик взаимодействия между родителями и детьми, которые влияют на понимание характера взаимодействия ребенка с родителем. Как было установлено, расхождения между матерями и сыновьями в восприятии взаимодействия не только существенней, чем между отцами и дочерями, но и связаны с различными характеристиками.
Так успешность взаимодействия отца с дочерью в большой степени определяется отцовским «принятием»: если отец принимает дочь, она готова сотрудничать с ним и даже принимать его контроль, несмотря на эгоцентрические особенности подросткового возраста. С другой стороны, если отец часто соглашается с дочерью и все принимает, он не пользуется у нее авторитетом. Данное противоречие обусловлено как особенностями подросткового возраста. Отцы с точки зрения дочерей – подростков бывают либо строгими и авторитетными, либо принимающими и не авторитетными.

Отцы в какой-то мере понимают важность такой характеристики взаимодействия, как принятие дочери, на что указывает значимость высказывания «Чем сильнее любовь к дочери, тем легче ее воспитывать» опросника «Отец семейства».
Противоречивость отношения дочери к отцу хорошо согласуется с выявленной в первом исследовании противоречивостью принятия отцовской роли: с одной стороны, некоторая отстраненность - пусть мать воспитывает, а с другой – стремление к ее реализации (значимость высказывания «Некоторые дочери предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью» первого исследования).

Несмотря на противоречия в ролевых позициях отец - дочь, представления о взаимодействии между отцами и дочерями совпадают больше, чем у матерей и сыновей. Расхождения в представлениях о взаимодействии между матерью и сыном проявляется в выявленных в первом исследовании страхах взрослого мужчины о возможной потери материнской любви или о ее недостаточности.
Успешность взаимодействия гетерогендерных пар родитель-ребенок определяется различными характеристиками родительского поведения. Если соглашающийся отец не пользуется авторитетом у дочери-подростка, то у сыновей - подростков наоборот: чем чаще мать принимает предложения сына, т.е. чем больше соглашается с ним, тем больше он чувствует себя принятым и тем большим авторитетом для него является мать.
По-видимому, такой взгляд на отца со стороны дочери связан со стереотипными представлениями о традиционно авторитетном и строгом отце-патриархе, отношение сына к матери – также традиционный взгляд на взаимодействие между мужчиной и женщиной, когда женщина занимает подчиненно - соглашательское положение по отношению к мужчине.
Данная ситуация вполне согласуется с исследованиями Гурко Т. А. и Карпушовой А. П. [2] брачных тенденций, где 20% пар, вступающих в брак являются «традиционными»,т.е. ориентированными на комплиментарность супружеских ролей.

Как известно, родители подают детям пример воспитания. Обратим внимание на роль отца в воспитании будущей матери и возможные варианты взаимодействия ее с собственным сыном. Если у девочки был принимающий отец, то ее взаимодействие с сыном, вероятно, будет носить принимающий характер и до подросткового возраста оно имеет шанс быть успешным. В подростковом возрасте, если мать не будет учитывать, что для сына «принятие» соответствует ее «согласию» с ним, взаимодействие может оказаться совсем не таким успешным, как у нее с отцом, несмотря на ее старание. Если у матери был строгий и авторитарный отец, и если при воспитании сына она будет подражать отцу, то она скорее запугает сына-подростка, чем станет для него авторитетом.
Надо также отметить недооценку мужчинами собственной роли в процессе воспитания и перекладывание ответственности за воспитание на мать. Недооценка роли отца в семейной системе приводит к формированию «несчастливых» семейных сценариев у молодых людей обоего пола. У девушек это проявляется в пренебрежительном отношении к мужу, а у юношей – не только к жене, но и самому себе. Неуважение мужчины к самому себе часто проявляется в стремлении к пьянству. «Ты меня уважаешь?» - часто задаваемый вопрос одного пьяницы другому.

Мужчины, с детства не любят и не умеют проявлять свои чувства и слабости перед другими людьми, в том числе близкими, считают, что должны быть авторитетами для дочерей, и не должны проявлять слабость, впрочем, не исключая эмоциональное тепло и поддержку. В принципе такой подход вполне соответствует ожиданиям дочери.
Для мальчика принятие матери необходимо для его адекватного развития, но для того, чтобы сын понимал, что его принимают, надо поддерживать его начинания и соглашаться хотя бы в тех случаях, когда это возможно. От этого материнский авторитет только выигрывает. При безразличии матери к ребенку или частой критике у мальчика формируется представление о том, что любовь необходимо заслужить, и добиваться этого можно любым способом или вообще отказаться от безнадежного предприятия.

Как следует из вышеизложенного, формирование ролей отца и матери зависит от обоих родителей и транслируется следующим поколениям.
Выявленная в исследовании двойственность родительской и детской позиций вполне согласуется с результатами работы [6].Смирнова Е.О. и Быкова М.В. [6] установили три основных особенности отношения родителей к детям – дошкольникам: двойственность позиции родителя, включающая два противоположных начала — личностное (безусловное) и предметное (условное); по мере взросления ребенка предметное начало начинает преобладать над личностным, что и определяет стиль воспитания и оценку ребенка. По-видимому, к подростковому возрасту предметное начало начинает доминировать в родительском отношении к детям - подросткам.

Список литературы

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- СПб.: «Тускарова», 2001 -184.с.
  2. Гурко Т. А. Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России// Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г. М.: ИСПИ РАН, 2002. С. 372-376
  3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми -  СПб.: Речь, 2005
  4. Матушевская Н.В. Взаимосвязь качества привязанности беременной женщины к своей матери и к мужу во время беременности// Дипломная работа под рук. Г.Г.Филипповой, Московский гуманитарный университет, психологический факультет, 2005 г.
  5. Отец семейства // А.Я. Психология, http://azps.ru/tests/stest/familyfather.html, март 2008
  6. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000, № 3, с. 3 – 14
  7. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком. Вестник МГУ, сер.14.Психология, 1984 г., № 2, с.54-62