Проект "Школьное научное физико-математическое общество"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Информационная форма проекта.

  • Название проекта - “Школьное научное физико-математическое общество”.
  • Контактные данные разработчиков проекта: Safirra@yandex.ru.
  • Аннотация проекта.

На сегодняшний день перед школой стоит задача подготовки будущих выпускников к самостоятельной жизни. Для этого необходимо у школьников развивать их интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности, формировать аналитическое и критическое мышления. Это возможно сделать, организовав в школе научное общество учащихся, в котором в процессе творческого поиска и выполнения исследований, будут формироваться все выше указанные способности.

Аудитория проекта - учителя и учащиеся средних общеобразовательных школ.

  1. Описание проблемы проекта.

Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе.

А для современного общества характерна сложность социальных, культурных, экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.

Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.

Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников. В частности, это можно сделать, создавая в школах научные общества учащихся.

Таким образом, актуальность представленного проекта обусловлена следующим:

  • Необходимостью скорейшего решения важной задачи по воспитанию конкурентоспособной личности, способной к самореализации.
  • Необходимостью разрешить противоречия между потребностями общества и результатами деятельности школ по эффективной подготовке выпускников к самостоятельной жизни.
  • Необходимостью создания условий для самореализации учащихся.
  1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание научного общество учащихся (НОУ), обеспечивающего

  • выявление и поддержку интересующихся математикой и физикой учащихся,
  • развитие их интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, путём создания условий для самореализации,
  • поддержку научно-исследовательских интересов учащихся,
  • подготовку учащихся к самостоятельной жизни,
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников,
  • активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований,
  • содействие в профессиональной ориентации.

Задачи проекта:

  • Вовлечение педагогов школы в работу в НОУ.
  • Проведение просветительской работы среди учащихся на тему “Что такое НОУ?”
  • Отбор учащихся для участия в работе НОУ.
  • Разработка проекта устава НОУ, его названия, девиза, эмблемы.
  • Знакомство школьников с правилами организации исследовательской деятельности.
  1. Деятельность в рамках проекта.

Идея проекта состоит в предположении, что создание НОУ в школе будет способствовать воспитанию конкурентоспособной личности, способной к самореализации в обществе.

Проект рассчитан на 5 недель и содержит 5 этапов.

1 этап. Вовлечение педагогов школы в работу в НОУ. Для этого необходимо провести следующую работу:

  • Создать и тиражировать информационные буклеты о НОУ.
  • Распространить буклеты среди учителей математики и физики школы.
  • Организовать и провести личные беседы о создании НОУ с каждым учителем, получившим буклет, спустя 1-2 дня.
  • Провести “круглый стол” с педагогами по теме ““За” и “против” моего участия в НОУ”.
  • На “кругом столе” привести примеры отзывов учителей других школ, уже принимающих участие в работе НОУ.
  • Составить списки педагогов, согласившихся на участие в работе НОУ.

Срок реализации 1 этапа: 1 неделя.

2 этап. Проведение просветительской работы среди учащихся на тему “Что такое НОУ?” Для этого необходимо провести следующую работу:

  • Провести опрос учителей математики и физики с целью выяснить, кто из учащихся проявляет интерес к исследовательской деятельности, активно участвует в конкурсах, конференциях, и создать банк данных о таких школьниках.
  • Создать и тиражировать информационные буклеты о НОУ для учащихся. Приложение 2.
  • Распространить буклеты среди учащихся, информация о которых есть в созданном банке данных, старост классов (они должны будут довести информацию из буклета до одноклассников на классном часе).

Срок реализации 2 этапа: 1 неделя.

3 этап. Отбор учащихся для участия в работе НОУ. Для этого необходимо провести следующую работу:

  • Составить и тиражировать анкеты для будущих участников НОУ (ФИО, класс, домашний адрес, номер телефона и т. д.).
  • Проинформировать учащихся посредством объявления о том, где, когда и для кого будет проведён “круглый стол” по теме “Что такое НОУ?”.
  • Создать компьютерную презентацию о работе НОУ для демонстрации во время “круглого стола”. Приложение 1.
  • Составить список вопросов к участникам “круглого стола”
  • Провести заседание “круглого стола”, после чего составить списки учеников, желающих работать в НОУ.
  • Предложить заполнить анкеты будущим участникам НОУ.
  • Дать задание придумать в течение 1 недели варианты названия, эмблемы, девиза НОУ, найти в сети Интернет или в другом источнике информацию об уставах уже существующих школьных НОУ.

Срок реализации 3 этапа: 1 неделя.

4 этап. Разработка проекта устава НОУ, его названия, девиза, эмблемы. Для этого необходимо провести следующую работу:

  • Посредством объявления проинформировать участников о первом заседании НОУ.
  • Ознакомить участников НОУ с проектом устава, с последующим его обсуждением и корректировкой.
  • Рассмотреть предложенные варианты названия, девиза, эмблемы НОУ.
  • Путём открытого голосования утвердить устав, название, девиз, эмблему НОУ.

Срок реализации 4 этапа: 1 неделя.

5 этап. Знакомство школьников с правилами организации исследовательской, проектной деятельности. Для этого необходимо провести следующую работу:

  • Пригласить 1-2 участников конкурсов, конференций исследовательских, проектных работ прошлого года для их презентации (в качестве примера).
  • Провести занятие по теме: “Проектная деятельность. Требования к исследовательской работе. Этапы организации исследовательской работы”.
  • Договориться о времени и месте проведения 1 заседания НОУ.

Срок реализации 1 этапа: 1 неделя.

  1. Рабочий план реализации проекта.
Этап. Мероприятие/временные затраты. Сроки выполнения. Ответственный.
1. Создание информационных буклетов для педагогов (сбор информации + её обработка)/3 ч 1 неделя Юрко Ок. А.
  Тиражирование буклетов/0,5 ч 1 неделя Юрко Ол. А.
  Распространение буклетов среди педагогов/0,5 ч 1 неделя Юрко Ок. А.
  Личные беседы с педагогами/2 ч 1 неделя Юрко Ол. А.
  Подготовка и проведение “круглого стола” с педагогами/3 ч 1 неделя Юрко Ок. А.
2. Опрос педагогов для создания базы данных/2 ч 2 неделя Юрко Ол. А.
  Создание списков учеников, которым необходимо вручить буклеты/2 ч 2 неделя Юрко Ок. А.
  Создание информационных буклетов для учащихся/3 ч 2 неделя Юрко Ок. А.
  Тиражирование буклетов для учащихся/0,5 ч 2 неделя Юрко Ок. А.
  Распространение буклетов среди учащихся/1 ч 2 неделя Юрко Ок. А.
3. Составление анкеты для будущих участников НОУ/1 ч 3 неделя Юрко Ол. А.
  Тиражирование анкет для будущих участников НОУ/0,5 ч 3 неделя Юрко Ок. А.
  Создание компьютерной презентацию о работе НОУ для демонстрации во время “круглого стола”/3 ч. Приложение 1 3 неделя Юрко Ок. А.

Юрко Ол. А.

  Составление списка вопросов к участникам “круглого стола” /0,5 ч 3 неделя Юрко Ок. А.
 
  • Подготовка и проведение заседания “круглого стола”/3 ч
  • Составление списков учеников, желающих работать в НОУ/0,5 ч
3 неделя Юрко Ок. А.
4. Разработка проекта устава НОУ/5 ч 4 неделя Юрко Ол. А.
  Подготовка и проведения заседания с целью утверждения устава, названия, эмблемы, девиза НОУ/1,5 ч 4 неделя Юрко Ок. А.
5. Подготовка учащихся к презентации их проектов/2 ч 4 неделя Юрко Ок. А.
  Презентация проектов/0,5 ч 5 неделя Юрко Ок. А.
  Подготовка и проведение занятия по теме: “Проектная деятельность. Этапы организации исследовательской, проектной работы. Требования к исследовательской работе”/5 ч 5 неделя Юрко Ол. А.
  1. Ожидаемые результаты проекта.
Направления стратегических изменений Ожидаемые результаты проекта Индикаторы
Личные беседы с педагогами, проведение “круглого стола” с педагогами. Формирование общего представления о владении педагогами методом проектов, их отношении к идее создания НОУ, их желании и готовности заняться проектной деятельностью в рамках НОУ. Наличие данных в виде таблицы.
Опрос педагогов для создания базы данных об учащихся. Накопление данных об учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области математики и физики. Наличие списков учеников.
Подготовка и проведение заседания “круглого стола”. Формирование общего представления о том, что знают учащиеся о НОУ, проектной, исследовательской деятельности; их отношении к идее создания НОУ. Наличие списков будущих участников НОУ.
Подготовка и проведение занятия по теме: “Проектная деятельность. Этапы организации исследовательской, проектной работы. Требования к исследовательской работе”. Озвучены основные этапы проектной деятельности, требования к исследовательской работе. Компьютерные презентации проектов.

 

Внутренние факторы

Благоприятные Неблагоприятные
Сотрудничество с администрацией школы.
  • Наличие опыта проектной деятельности у некоторых учителей.
  • Наличие учащихся, достигших успеха в проектной деятельности.
  • Множество творческих конкурсов.
  • Предметные декады, в рамках которых могут самореализоваться дети и педагоги.
  • Низкий уровень активности учителей.
  • Низкий уровень активности учащихся.
  • Насыщенность учебно-воспитательного процесса оставляет мало времени для творчества.