Литературное чтение в 4-м классе "В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Познакомить с творчеством поэта;
  • учить определять характер и тему произведения;
  • совершенствовать навык чтения;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться и день и ночь.
Дадим пищу нашим мыслям и волю чувствам.

  1. Актуализация знаний.

На доске записаны пословицы:

  • Мужество создает победителя.
  • Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Учащиеся объясняют смысл каждой пословицы.

Учитель: Эти пословицы будут являться эпиграфом нашего урока.

Вступительная беседа. Рассказ о Великой Отечественной войне. (Приложение 1)

- Что для человека может быть самым страшным на свете?
- Что для людей может быть самым страшным на свете?
- Какие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово ВОЙНА?

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Учитель: :- В этом году наша страна отмечает 63 годовщину со дня окончания ВОв. Война - это трудная тема. Она была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого – и пережившего войну и родившегося после нее. Прошло много лет с того момента, как закончилась война, а о ней продолжают писать, переживать ее заново.

Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А.Твардовский)

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, и началось великое сражение нашего народа за свою Родину. Путь к победе был долог - 1418 дней войны. И каждый день кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, безмерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

(Ученики читают стихи.)

Что может быть страшнее чем война?
Лишь слезы и страдания несет она!
И счастье разбивает у людей
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
И рушит яростно, не ведая сама
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных.

Учитель: Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкали голоса поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою Родину. Не только о долге писали поэты. В окопах и землянках согревали человеческие души мысли о доме, о женах, матерях, любимых.

Ученики читают стихотворение К.Симонова Жди меня. 1941 г.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест,
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет - повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Прослушивание песни “В землянке”, Стихи А.Суркова, музыка К.Листова. (Приложение 5)

Учитель: Стихотворение Александра Суркова стало очень известной песней. Позже Сурков вспоминал: “Возникло стихотворение случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были строки из письма к жене. Письмо было написано после трудного фронтового дня в конце ноября 1941 года, когда после тяжелого боя пришлось прорываться из окружения…” Песня получилась замечательная. Она согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне.

Сегодня мы поговорим о военных песнях.

  1. Открытие нового знания. Знакомство с творчеством В.Высоцкого.

Прослушивание песни В.Высоцкого “А сыновья уходят в бой”(Приложение 2)

-О чем эта песня?
-Какие чувства испытали при прослушивании песни?

Учитель: В.Высоцкий не был на войне, в 1945 году она закончилась, ему было 7 лет. В жизни Высоцкий был актером, играл в театре и кино, а по вечерам писал стихи, которые при жизни почти не печатали. Потом он придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре и стихи становились песнями. Эти песни полюбились очень многим, потому что Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. Фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был. В. Высоцкий создал много песен о войне. В одном из выступлений он сказал: “Для меня война - особое потрясение, поэтому я много пишу о ней”. Высоцкий, конечно, не мог воевать, он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожженной земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, общей памятью победившего народа. Песни Высоцкого всегда заметны, всегда слышимы. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежда и правда. ( Рассказ ведется при использовании слайдов мультимедиа).

Прослушивание песни В.Высоцкого “Братские могилы”. (Приложение 3)

-О чем эта песня?
-Какие чувства испытали?

Какому стихотворению созвучна песня? (ААхматова ПАМЯТИ ДРУГА)

А. Ахматова. (Наизусть читает ученик)

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

-Что объединяет песню и стихотворение? (Благодарность живых, скорбь о погибших)

  1. Расширение нового знания.
  1. Работа со стихотворением В.Высоцкого “Он не вернулся из боя”. ( Учебник для 3 класса “В одном счастливом детстве”, 2 часть, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В Бунеева)
  • Чтение самостоятельное. Настроение.
  • Анализ стихотворения.

Учитель: - Кто пытается найти ответ на вопрос, с которого начинается стихотворение?

- Кто не вернулся из боя?
- Что узнали о погибшем товарище?
- Какие чувства переживает герой стихотворения? (Глубокой утраты, скорби, одиночества).
- Какая строчка повторяется несколько раз? С одинаковой ли интонацией ее надо читать?
- Почему автор ее повторяет?
- О чем это стихотворение?

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Прослушивание песни В.Высоцкого “Он не вернулся из боя” ( Приложение 4)

-Что представляли, слушая песню?

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Что вам запомнилось?

На фоне звучания музыки Моцарта (Реквием. Лакримоза), учитель читает стихи Р.Рождественского.

Помните! Через века, через года-
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какой ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

  1. Рефлексия.

На доске изображение модели Земли. У учащихся на партах фигурки голубей.

Учитель: Голубь издавна считается символом мира и любви. Напишите слова - пожелания людям, живущим на Земле.

Самостоятельная работа учащихся проходит на фоне звучащей музыки Д.Ласта.

Затем изображения голубей со словами – пожеланиями учащиеся прикрепляют на доску вокруг представленной модели Земли.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение В.Высоцкого “ Он не вернулся из боя”