Краеведческая деятельность школьной библиотеки в обучении и воспитании подрастающего поколения

Разделы: Организация школьной библиотеки


Пускай бураны злятся - всё напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А всё-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду.
Н. Оёгир

Демократические процессы происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных учреждений, занятых краеведением, появилась возможность в выборе новой и интересной проблематики, в доступе к ранее закрытой информации, в беспрепятственной публикации результатов краеведческой деятельности, в широком распространении новых знаний в этой области, в использовании результатов деятельности, в их практическом внедрении. Положительные изменения произошли в школьном краеведении: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс. Край является объектом самостоятельных краеведческих дисциплин типа «История края», «Литературное краеведение» Краеведческая деятельность в школе приобрела творческий подъем. Значительно расширилась проблематика публикаций, появились новые интересные формы книжных и электронных изданий. Реализация программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010годы» немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школьной библиотеки. Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал великий русский педагог В. А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека».

Основу краеведческой деятельности библиотеки составляют фонды краеведческих документов и местных изданий. Школьная библиотека систематически изучает фонды краеведческих документов. Формирует заказы на учебную литературу (для изучения национально- регионального компонента) через ЯНАО г. Салехард, приобретает через торговые сети, формирует заказ на местные, краеведческие периодические документы через росспечать.

В школьной библиотеке МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска имеется справочно-библиографический аппарат краеведческого фонда библиотеки. Краеведческий СБА (КСБА) представляет собой специализированную часть СБА библиотеки, нацеленную на максимально полное раскрытие состава и содержания краеведческих документов и местных изданий в различных аспектах.

КСБА включает: библиографическую картотеку карточного каталога, краеведческая картотека, фонд справочных и библиографических изданий, фонд (архив) выполненных библиографических справок, электронная картотека периодических изданий.

Состав карточного каталога и краеведческой картотеки определяется традициями и условиями данной школьной библиотекой, данного региона. Каталог включает наиболее полный источник библиографической информации, включающий все виды краеведческих документов библиотеки. В основной карточный каталог библиотеки входит и краеведческая картотека. Основные рубрики краеведческой картотеки «На ЯМАЛЕ МЫ ЖИВЕМ» это: Экология Ямала, Экология Ноябрьска, География Ямала, Природа Ямала, Люди Ямала, О Нефти и Газе, История Ямала, История Ноябрьска, Образование на Ямале, Культура народов Ямала, Произведения писателей Ямала.

Имеется электронная картотека периодических изданий, где также включены документы местных изданий, изданий региона, области. Созданная краеведческая картотека является уникальным, особо ценным документом. Её пользователями являются учащиеся, педагогический состав школы.

В связи с введением в школьный компонент изучение культуры народов Ямала в нашей школьной библиотеке г. Ноябрьска ведется работа по справочно – библиографическому обслуживанию учащихся и педагогов. В этом участвуют все подразделения библиотеки (читальный зал, абонемент). Информацию, которую выдает школьная библиотека по краеведческим документам, является справкой. Справки выдает библиотека разного характера (библиографические, фактографические, уточняющие).

Все библиографические запросы и ответы на них обязательно учитываются в читальном зале школьной библиотеки (по единой форме) и регулярно анализируются в целях изучения фонда и получения объективных сведений о потребностях в краеведческой информации. В школьной библиотеке ведется книга отказов на документы краеведческого содержания.

Справочно-библиографическое обслуживание по краеведческим документам библиотека ведет как письменные по специальной форме так и в устной форме. Письменные - это списки литературы. Кроме выдачи библиографических справок школьная библиотека проводит консультации.

Библиографическая консультация - ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию каталога и картотеки краеведческих документов, поиску нужной информации. Иногда бывает и отказ на запрос читателя. Но в данном случае школьная библиотека сотрудничает с городской детской библиотекой и Интеллект – центром. Необходимую справку в помощь образовательного процесса выполняем. См. Приложение № 2.

При удовлетворении запросов по краеведческим документам выясняем не только цель обращения к литературе, но и аспект, который интересует читателя. Выполняя справки такого рода, используем соответствующие разделы краеведческой картотеки, энциклопедические словари краеведческого содержания окружного уровня, используем картотеку статей краеведческих документов.

Особенно хочется отметить выполнение уточняющих справок. Так, как в школе в рамках школьного компонента изучается литературное краеведение ЯНАО, то очень часто приходится выполнять уточняющую справку на уточнение автора, название произведений. В этом случае огромную помощь оказывает в уточнении информации региональная энциклопедия «ЯМАЛ», рубрика в краеведческой картотеке - произведения писателей Ямала. Для выполнения других краеведческих библиографических справок используем «Большой географический атлас ЯНАО».

Для выполнения справок краеведческого характера также используем библиографические пособия «О, Ямал, мой край любимый!», «Сказки Тюменских писателей». Основное их назначение – это оказание помощи в изучении родного края, а также методическая помощь для учителей. Эффективно используются при библиографическом информировании как краеведческого документа и для выполнения справок.

Цель нашего справочно-библиографического краеведческого обслуживания не только удовлетворять запросы наших читателей, но и их библиографическое обучение, чтобы привлечь школьников к непосредственному самостоятельному библиографическому поиску краеведческой информации.

Одним из актуальных направлений работы школьной библиотеки является краеведческая деятельность. Поэтому задача школьной библиотеки - вести библиографическое информирование потребителей краеведческой информации, давать информацию об имеющихся в школьной библиотеке краеведческих документах края, области, региона. Библиографическое информирование потребителей краеведческой информации осуществляем в зоне обслуживания (читальный зал, абонемент, на педагогическом совете, производственном совещании).

 

Библиографическое информирование (массовое, групповое) библиотека ведет в следующих направлениях: в помощь учебному процессу, изучению родного края. Применяет разные формы массового информирования краеведческой литературы для всех учащихся школы, а также учителей школы это: информационные списки (бюллетени), выставка новых книг «Мой край ЯМАЛ», с использованием интерактивных элементов, выставка периодических изданий «Что принес нам почтальон?», электронная выставка-просмотр новых поступлений «Новые книги о Ямале» с использованием информационных технологий. Такая выставка – просмотр пользуется большим успехом. Учащиеся с удовольствием участвуют в просмотре, пишут свои отзывы на понравившуюся книгу. Отзывы учащиеся оставляют в электронном варианте, и книжном.

Очень хорошо решают вопросы информирования краеведческой литературы в библиотеке – это библиотечные плакаты, которые выпускает школьная библиотека. С помощью библиотечного плаката библиотека оповещает учащихся и учителей о новых поступлениях краеведческих документов.

Кроме массового информирования краеведческих документов, школьная библиотека осуществляет групповое информирование среди учащихся с учетом разных возрастных групп 1-4кл., 5-8кл., 9-11кл., а также учителей–предметников. Библиографическое информирование краеведческой литературы для учителей-предметников осуществляем на методических объединениях в виде устного обзора в помощь учебным программам.

Информирование о предметных журналах, оказание методической помощи с использованием рубрики в журналах – краеведение. Информирование о краеведческих документах поступивших в библиотеку, а также имеющихся в библиотеке делаем в виде рекомендательного списка.

Для учащихся разных возрастных групп в связи с изучением литературы о родном крае информирование краеведческих документов осуществляется через оформление выставки: «Изучаем родной край», «Литературное краеведение». При групповом информировании краеведческих документов в библиотеке используем тематические папки: «Люди нашего города», «Боль земли родной», «Мой любимый город», которые систематически пополняем газетно-журнальными статьями.

Применение современных информационных технологий в обслуживании потребителей краеведческой литературы дает положительный успех. Учащиеся с удовольствием просматривают электронную выставку-просмотр «Мой край Ямал», куда включена краеведческая литература о родном крае. См. Приложение №4. Учащиеся хорошо усваивают и познают информацию о крае. После выставки - просмотра школьники очень хорошо используют краеведческий фонд библиотеки, с удовольствием заполняют анкету- отзыв об увиденном на экране. А также заполняют электронный дневник.

Школьная библиотека в обслуживании потребителей краеведческой литературы использует все формы и методы библиотечного обслуживания. Библиотека ежегодно проводит экскурсии, беседы, книжные выставки. К 75-летию ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА библиотека подготовила постоянно действующую развернутую выставку по пяти разделам «Мой край Ямал» (история), «Природа и богатство Ямала», «Культура и быт народов севера», «Печатной строкой о нашем городе», «Литературное краеведение». Выставка пользуется большим спросом, она носит информационный характер, выставка имеет интерактивные элементы: загадки по рисункам народов севера, кроссворды, викторины, пазлы, с помощью которых хорошо изучается край. 

Выставка в помощь образовательному процессу, изучению регионального компонента школы.

Раздел выставки «Культура и быт народов севера» знакомит учащихся школы с культурой народов ЯМАЛА их обычаями, традициями. Литература используется учителями и учащимися на уроках КНЯ (культура народов Ямала). Академик Д.С. Лихачев сказал: «Культура как растение: у нее не только ветви но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Учащиеся с удовольствием изучают культуру этого народа. По мере поступления литературы о крае пополняем выставку, информируем с помощью библиотечного плаката, рекомендательного списка, делаем обзор литературы у выставки.

Раздел выставки «Печатной строкой о нашем городе» знакомит учащихся со знаменитыми людьми нашего города Ноябрьска. О людях, разных национальностей, которые строили город, добывали первую нефть и газ, и проживают в городе. Собран весь материал о городе. Учитывая читательские интересы - о городе на выставке помешены тематические папки «Ноябрьску 25- лет», «История города Ноябрьска», Учащиеся, учителя используют данный краеведческий документ для изучения родного города.

Раздел выставки «Литературное краеведение» в помощь школьному компоненту. Учащиеся знакомятся с изданиями выдающихся деятелей литературы Ямальского края. Обзор литературы у выставки способствует более глубже изучить творчество писателей и их произведений.

Раздел выставки «Природа и богатство Ямала» позволяет учащимся более шире, глубже узнать о природе и богатстве нашего края. Представленная литература на выставке оказывает помощь в экологическом воспитании учащихся. Заботе о родном крае. Интерактивные элементы на выставке позволяют интересней, раскрыть тему раздела выставки. Учащиеся становятся непосредственными участниками выставки - отгадывают загадки, собирают пазлы. Такая форма обслуживания в библиотеке краеведческих документов является эффективной.

Библиотека обслуживает потребителей краеведческой информации, учитывая разные возрастные группы и особенности их интересов.

Преимущественное библиотечное обслуживание (массовое, групповое) потребителей краеведческой информации ведется в читальном зале школьной библиотеки. Для читателей имеется возможность пользоваться всем фондом библиотеки, а также справочными, периодическими краеведческими изданиями: «Тюменские известия», «Ямальский меридиан», «Северяне», «Красный север», «Слово нефтяника», «Северная вахта». Так например, в школе раз в год проводится научная ученическая конференция, на которой учащиеся защищают свои научно-исследовательские работы. Некоторые работы носят краеведческий характер. Учащиеся используют все источники информации, имеющиеся в читальном зале при написании научных работ, рефератов, сообщений.

В читальном зале проводим массовые мероприятия, оформляем тематические выставки, проводим беседы, обсуждение прочитанных книг о крае. После чтения небольших по объему краеведческих изданий, учащиеся с удовольствием свои впечатления о прочитанном выражают в виде рисунка. Библиотечное обслуживание осуществляем также в группах продленного дня, где созданы комфортные условия отдыха, досуга. Данная форма обслуживание (вне стен библиотеки) краеведческих документов позволяет более полно удовлетворить запросы потребителей, увеличить выдачу краеведческой литературы, обслужить большое количество учащихся.

Для того, чтобы библиотечное обслуживание потребителей краеведческой литературы было более качественным, эффективным, совершенствованным, школьная библиотека поставила перед собой ряд важнейших задач:

  1. Предоставлять пользователям организованный краеведческий фонд и справочно- поисковый аппарат.

  2. Оказывать помощь пользователям в приобретении знаний, умений, навыков в сфере поиска краеведческой литературы и иных источников информации и работы с ними.

  3. Осуществлять краеведческое справочно- библиографическое обслуживание и краеведческое информирование.

  4. Наиболее полное раскрытие, популяризация, пропаганда и использование краеведческого фонда школьной библиотеки посредством:

  • обзоров краеведческой литературы,

  • тематических обзоров, приуроченных к юбилейным и памятным датам края,

  • обзоров отдельных изданий, г) дней краеведческой информации в библиотеке.

  1. Разработка библиотекой совместно с педагогами и внедрение долгосрочной программы по краеведческой деятельности.

Школьная библиотека проводит интересные массовые мероприятия краеведческого характера, способствующие просвещению школьников в области краеведения, пробуждению интереса к краеведческой исследовательской работе, к изучению родного края, любви к малой родине. Эффективность массового мероприятия зависит от актуальности темы. Массовая работа в нашей школьной библиотеке имеет разные интересные формы. Одной из наиболее интересной формой работы краеведческой тематики, является устный журнал с использованием современных информационных технологий. Данная форма работы позволяет учащимся в доступной форме познакомиться с богатой историей, географией, культурой и бытом народов севера. Для устного журнала краеведческие материалы имеют огромное значение. Так, как каждая страница устного журнала имеет свое содержание, посвящена определенной теме. С помощью экрана демонстрируется книжная выставка по тематике устного журнала. Обязательно закрывается последняя страница устного журнала заключительным словом.

Школьная библиотека проводила устный журнал «Ты малый край большой Отчизны» См. Приложение № 6

В конце мероприятия учащиеся заполнили анкету – отзыв о проведенном мероприятии. Результаты анкетирования были положительные. Эта форма работы краеведческой тематики в школьной библиотеке имеет положительный результат. Она более практична и эффективна. Имеет хорошие результаты – в краеведческой деятельности нашей школьной библиотеки.

Ведь успех любой краеведческой деятельности, зависит от степени заинтересованности каждого, кто ею занимается. Интерес является движущей силой в поиске нужных сведений, а их изучение расширяет круг Ваших знаний. Знающий человек всегда сможет рассказать интересно, доступно, порекомендовать какой-либо интересный краеведческий документ. А это очень важно в краеведческой деятельности с детьми, ведь им всегда интересно узнать о крае, и круг вопросов довольно широкий.