Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

  • утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

  • исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

  • забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

  • девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

  1. Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;

  2. Создание предметно пространственной среды;

  3. Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

  4. Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью - образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» - мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» - с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах - богатый платок, на голове - расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» - стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» - обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» - лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» - это кукла - «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». ( См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально - нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они - победители конкурсов:

  • В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

  • «Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

  • Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

  • диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

  • Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.