Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему…"

Разделы: Литература


Слайды 1.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова;
  • обогатить литературный и эстетический кругозор учащихся;
  • развивать умение самостоятельно пополнять знания;
  • прививать любовь к лирике Н. А. Некрасова.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов:

И через век он с нами –
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.

Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы.

Слайды 2-3.

2. Представление команд.

Первая команда – “Русские женщины”, вторая – “Сеятели”.

Девиз 1 команды:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…

Девиз 2 команды:

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

3. Разминка.

Каждой команде поочередно по 4 вопроса.

По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд.

А) Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

“Школьник”

А) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.

“Несжатая полоса”

Б) Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!
Вишь, пора-то сенокосная -
Вся деревня на лугу.

“Песня Еремушке”

Б) Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит-гудит-гудит!

“Плач детей”

В) Я свой век загубил за девицу-красу,
За девицу-красу, за дворянскую дочь.

“Огородник”

В) Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

“Крестьянские дети”

Г) Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

“В дороге”

Г) Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

“Зеленый шум”

4. Конкурс чтецов.

(По одному чтецу из каждой команды. В конкурсе могут участвовать и болельщики).

5. Конкурс дуэлянтов и секундантов.

(Секундант выступает на правах помощника дуэлянта. Вопросы для дуэли подготовлены заранее).

Примерный вариант вопросов для “дуэли”.

А) Кто был суровым критиком первых стихов поэта и почему?

(В. Г. Белинский. Сб. “Мечты и звуки” получил отрицательную оценку критика, т.к. стихи носили созерцательный характер).

Слайд 4.

А) С каким стихотворением Некрасова перекликается содержание картины И. Е.

Репина “Бурлаки на Волге”? (Стихотворение “На Волге””).

Слайд 5.

Б) Какое стихотворение у Пушкина, Лермонтова и Некрасова называется одинаково? (“Пророк”).

Слайд 6.

Б) Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты? (Матери Елене Андреевне).
В) Какое стихотворение Некрасова посвящено Н. В. Гоголю? (“Блажен незлобивый поэт…”)

Слайд 7.

В) Издателем какого журнала стал Н. А. Некрасов с 1847 года? (“Современник”).
Г) Как называется стихотворение в прозе И. С. Тургенева, где он рассказал о своей последней встрече с умирающим Некрасовым? (“Последнее свидание”).

Слайд 12.

Г) Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов “чистого искусства”? (“Вчерашний день часу в шестом…”)

6. Конкурс капитанов.

В двух конвертах находятся задания для капитанов – разрезанные на отдельные слова строки некрасовских стихов. Их необходимо собрать и прочесть. Кто быстрее и правильнее?

1 конверт 2 конверт
Кто живет без печали и гнева, Иди в огонь за честь отчизны,
Тот не любит отчизны своей. За убежденье, за любовь!

7. Конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям. Первая команда подготовила рисунок к поэме “Мороз, Красный нос”, соответствующий строчкам

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Вторая команда – к поэме “Русские женщины”. Защищая свой рисунок, ученица прочитала следующие строчки:

Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моем.
Вполне поняла его муки.
И силу его…и готовность страдать!
Невольно пред ним я склонила
Колени, – и прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..

8. Конкурс знатоков.

Надо привести в соответствие темы некрасовской лирики с названиями его произведений (1 команда) и указанные художественно-выразительные средства с цитатами из стихотворений поэта (2 команда). Задания подготовлены на отдельных альбомных листах.

Слайды 8-9.

А) Судьба русской женщины “Поэт и гражданин”
Назначение поэта “Я не люблю иронии твоей…”
Тема родины, народа “Тройка”
Любовная лирика “Размышления у парадного подъезда”
Б) Олицетворение И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!

“Крестьянские дети”

Сравнение Тяжелый год – сломил меня недуг,
Беда застигла, – счастье изменило…
“Тяжелый год – сломил меня недуг…”
Эпитет Подобно муравью, трудолюбив мужик.
“Кому на Руси жить хорошо”
Литота Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…

“Железная дорога”

9. Конкурс болельщиков.

1. Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…

Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта, находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”).

2. И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Из какого произведения эти строки? О ком так пишет Некрасов? (Стихотворение “Родина”. Об отце.)
Слайд 10.

3.“Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
Слайд 4.

4. Под каким псевдонимом шли водевили Некрасова в Александринском театре?
(Н. Перепёльский)
Слайд11.

5.“Выбирай: я или Добролюбов!” Кто и по какому случаю сказал эти слова Некрасову? (И. С. Тургенев Некрасову после написания Н. И. Добролюбовым статьи “Когда же придет настоящий день?” на роман Тургенева “Накануне”. Статья Тургеневу не понравилась, и он просил Некрасова не печатать ее в “Современнике”).
Слайд 12.

6.Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
Слайд 13.

7.Кто это?

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой
Дед на медведя смахивал… (Савелий из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”).

8.У него “кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо – их недокармливал Хапуга-эконом”. Кто это? (Гриша Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”).

9.Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
Слайд 14.

10. Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…

Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

10. Заключительный конкурс на лучшее исполнение песен на стихи Некрасова.

(Первая команда спела песню “Коробейники”, вторая – “Тройку”).

11. Подведение итогов игры.

12. Заключительное слово учителя.

Я думаю, что вы еще раз убедились, насколько многогранно творчество Н. А. Некрасова, наделенного огромным талантом, чувством ответственности за судьбу родины, благородным сердцем. Это был певец “любви, свободы, мира и доблести”. Прав был Чернышевский, когда писал: “Такого поэта, как Вы, у нас еще не было”.

Спасибо всем за интересную игру.

Слайд 15-16.

Примечание: слайды показываются после ответов игроков.

Презентация