Стихи Есенина на уроке русского языка (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием “текст”, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина;
  • ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.

1. Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также обратимся к стихам великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу.

2. Словарная работа.

На доске слова: березняк, лягушка, седина, пролилась, голова, Русь, звенит.

Распределите слова на два столбика:

1) слова, которые соответствуют представлению о красивом, нежном и 2) слова, соответствующие прозаическому, обыденному.

При работе над стихотворением мы ответим на вопрос, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина.

3. Запишите предложение для синтаксического разбора:

“Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льет благодать”.

Можно ли назвать это предложение текстом?

Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.

- Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизывающий тоскою, о родине текст.

(Тексты у всех на столе) Ученик выразительно читает стихотворение:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”

Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Питербурге, Есенин возвращался на родину;

Я посетил родимые места,
Ту сельщину, где жил мальчишкой...

Возвращался в “низкий дом с голубыми ставнями”, в страну “березового ситца”. Запишем в тетради и проанализируем строки:

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Записанное выше – текст? Чем отличается текст от нескольких предложений?

Этот текст – описание? Рассуждение? Повествование?

- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной). При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина “вызванивают ивы – кроткие монашки”, “заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот”, “шепчет синий ветер”, “крапива . . . качаясь , шепчет шаловливо : “С добрым утром”. И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера. . .

А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)

На доске – определение олицетворения, уже известное ребятам: олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.

- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.

(Ищем примеры в текстах).

Например:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Часто неодушевленным предметам приписываются действия, доступные лишь людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?

(“Тихо август прилег ко плетню”, “держат липы в зеленых лапах птичий гомон . . .”).

- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.

- Какие еще художественные средства использует поэт, рисуя словами картину родительского дома?

(Метафору).

На доске: метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.).

В литературе часто совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов.

- В нашем тексте вы можете найти такую метафору? (“Проводов голубая солома”- здесь совмещение цвета и формы сопоставляемых предметов).

- Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.

- Как могут связываться предложения в тексте?

- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.

Сейчас мы за этим понаблюдаем.

В сборнике найдите стихотворение “Шаганэ ты моя Шаганэ!”

- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений – “Персидские мотивы”. Одно стихотворение из этого цикла перед нами:

Шаганэ ты моя Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне;
Шаганэ ты моя Шаганэ…

(Читаем стихотворение до конца)

- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных “рязанских раздольях”, к которым он сохранил светлую любовь.

- Посмотрим, как связаны предложения в тексте.

Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов. Находим примеры повтора, это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине.

- В 1925 г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре “Ты запой мне ту песню, что прежде…”. В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи “родимому дому”, “калитке осеннего сада”, “золотистым косам”, березке под “родным окном”.

Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название “Ты запой мне ту песню, что прежде…”.

- Найдем это стихотворение в сборнике.

- Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?

(Слушаем запись есенинского стихотворения в исполнении хора).

Приходим к выводу после прослушивания, что напевность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов.

Записываем в тетради: Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.

(Определение анафоры на доске).

4. Далее дети читают любимые стихи Есенина.

5.

Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ “рязанских раздолий”, которые все-таки красивее Шираза. Надеюсь, что творческие работы, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой нашего сочинения-миниатюры будет строка из стихотворения С.А.Есенина: “Мой край, задумчивый и нежный…”.

Образец сочинения-миниатюры ученицы 6 “В” класса Погребной Анастасии: Калужский край – душа России.

Я родилась здесь, в г. Кирове Калужской области и полюбила этот край всей душой. Когда прихожу в городской парк, который находится на берегу живописного озера, то часто любуюсь белоствольными березками и величавыми соснами. Поднимаю голову, смотрю на небо и порой плачу от счастья, потому что я живу именно здесь. Рядом никого, но одиночества не ощущаю – со мной природа. Чудесные истории рассказывают мне птицы, они щебечут о том, что как ни хороша чужая земля, милей родного края нет. И если Москва – сердце России, то душой ее по праву можно назвать землю с голубыми озерами, лесами и полями. И это все она – Калужская земля. На берегу прекрасного озера.