Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание -о-, -е- после шипящих и -ц- в окончаниях существительных (5-й класс)

Разделы: Преподавание русского языка


Организационный момент.

- Дежурные, пожалуйста, к доске. Здравствуйте, ребята, садитесь. Какие все сегодня красивые, рада вас видеть на уроке.

I. Цели урока.

Ребята, давайте ознакомимся с планом сегодняшнего урока. У вас на партах есть дидактический материал, возьмите оранжевый листочек. Для меня и для работающих у доски план есть и на доске. Ребята, а зачем нам нужен план на уроке? Ответьте мне хором.

Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!

Молодцы, послушайте, я прочитаю план.

План урока

I. Цель урока.
II. Повторение опорных знаний.
III. Разъяснение нового материала.

  1. Словарная работа.
  2. Изучение правила (орф. 18).
  3. Составление памятки.

IV. Физкультминутка.
V. Усвоение нового материала.

  1. Работа с поэтическими текстами.
  2. Работа с учебником (упр. 556).
  3. Самостоятельная работа (задание по выбору).
  4. Проверочная работа (работа с сигнальными карточками).

VI. Подведение итогов. Домашнее задание: п.100, упр.557; сочинить поэтическую миниатюру на тему: “ Весна”.

- Итак, первый пункт в плане - это цель урока.
- Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку:

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Проспер Мериме.

- И поэтому сегодняшний наш урок хочется начать со стихотворения. Ребята, у вас на парте есть дидактический материал, найдите желтый листочек с заданием №1.

Обращает внимание на текст, расположенный на доске:

- Стихотворение написано на доске, послушайте, пожалуйста.

Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца ландышеЕй приветом
Звенят над зеленеющей межой!*

(Межа – это нераспаханная узкая полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “Детство” из Акад. словаря русского языка).

- Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом? (О весне).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостью, ее принесла с собой весна…).
- Обратите внимание на слово “межа”. Все ли имеют представление о том, какое оно имеет лексическое значение? Что обозначает это слово? Прочитайте сноску.
- А теперь обратим внимание слова с выделенными орфограммами. (ДушОй, ландышЕй)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е? (Я выделю их цветным мелом).
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Итак, ребята, оба слова являются им. сущ., у обоих орф. в окончании перед ш, но буквы пишутся разные. Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!
- Решению этого вопроса посвящена тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока.

(Познакомиться с правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и научиться писать правильно слова с данной орфограммой).

- Правильно, сегодня на уроке мы должны

1) изучить правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
3) графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

II. Актуализация знаний.

- Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока.

- Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием; какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

- Обратимся к стихотворению. Найдите в первом предложении существительные и назовите их. (Лес, ветви, рассвету, восход, весны, душой).
- Докажите на примере слова “весны”, что оно является именем существительным. (Ученик делает устно морфологический разбор слова “ весны”)
- Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в слове “весны”. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слово)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ш], [Щ], [Ч],[Ж]).
- Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы.

Говорит учащимся:

- Русский язык не только язык поэзии, но и язык мудрых изречений. А теперь обратите внимание на пословицу, записанную на доске:

Внимательно слушаешь – многому научишься.

- Как вы думаете, почему?
- Молодцы, ребята. Давайте будем следовать народной мудрости.

III. Разъяснение нового материала.

- Посмотрите внимательно на слова душОй, ландышЕй. Ребята, оба слова являются существительными, у обоих слов - орфограмма в окончании перед шипящим, но буквы пишутся разные. Что же является условием выбора орфограммы? Я приготовила вам подсказку. На доске написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написании слов. На партах есть белые листочки, вы будете работать с ними, а я записывать ваши ответы на доске (коллективная работа: учитель спрашивает, дети отвечают, учитель заполняет таблицу).

Ч…десный
На…писать
Сл…гать
(Р,р)остов
З...леный
Ю(нн,н)ый
Нарц…сс
(на) опушк…

- Выделите цветным карандашом вставленные буквы по вертикали.
- Какое слово получилось. (Ударение).
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
- Определите ударение в словах душОй, ландышЕй.
- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?!
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Работа с параграфом учебника.

- Откройте учебник на странице 222.
- Прочитайте вслух правило. Это орфограмма №18.
- Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма № 18?
-Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Обращает внимание на высказывание А.М.Леонтьева, расположенное на доске:

“Человек без памяти не был бы человеком. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего”

А.М.Леонтьев.

- Символ весны – это ласточка, перенесем этот весенний образ на памятку.
- Впишем условия выбора орфограммы №18 в приготовленную памятку.

Итак, с чего начнем?

1) часть речи.
2) часть слова – окончание. (Ученики ставят только ударение и вписывают два примера)
3) после шипящих и ц. (Из стих.: душОй, ландышЕй; ; обозначают орфограмму.)
4) под ударением – пишем О.
5) без ударения – Е.

- Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (Два ученика объясняют написание слов “ душОй, ландышЕй”, пользуясь памяткой.
- Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е.

Физкультминутка.

- Молодцы, ребята. А теперь чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!-----2 раз прочитать с убыстренным темпом
Дождик, дождик пуще -
Будет зелень гуще.
Только наш не замочи,
К нам в окошко не стучи!

IV. Усвоение нового материала.

- Молодцы, ребята! А теперь обратите внимание на высказывание Льва Николаевича Толстого, записанное на доске: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.

- Эти слова очень важны для следующего момента урока – применения нового правила на практике.

Задание № 1.

- Ребята, обратите еще раз внимание на текст стихотворения, найдите слово на орфограмму №18, выпишите его в тетрадь, объясните написание. (межой)
- Молодцы, ребята. Обратите внимание на дидактический материал на партах. Возьмите листок зеленого цвета. Послушайте задание.

Задание.