Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание гласных и согласных в приставках

Разделы: Преподавание русского языка


Каждый учитель выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока- пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:

  • актуализировать ранее полученные знания;
  • коллективный поиск “от простого к сложному”;
  • исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;
  • интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).

Для успешного усвоения материала необходимо:

  1. научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;
  2. обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основному правилу правописания;
  3. обучать школьников “технике мышления”;
  4. сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;
  5. сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.

I. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала, желание использовать данные слова в устной и письменной речи.

II. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:

  • развитию речи школьников;
  • художественному мышлению;
  • зрительной и слуховой памяти учащихся;
  • закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащению словарного и лексического запаса.

Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала. Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые ученики учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный). Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.

III. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…

Следовательно, сформулируем цель уроков:

  • дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках;
  • развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • закрепить навык осознанного письма;
  • научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, или обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Оборудование:

  1. карточки с индивидуальными заданиями;
  2. таблицы, схемы, рисунки;
  3. учебник: “Русский язык” под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой;
  4. пособие “Русский язык. Единый государственный экзамен(2009). Универсальные материалы для подготовки учащихся” Интеллект-Центр.2009.

Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.

Ход урока

Каждый человек - это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.

Н. Михалков.

I. Слово учителя.

Что самое важное для человека? Любовь… Внимание… Забота близких людей… Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит?

Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

М. Лермонтов.

2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

М. Скребцова.

3. Дайте определение понятию “счастье”. Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?

Счастье – это состояние устойчивой радости.

Г. Лейбниц.

Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье.

С. Сергеев-Ценский.

4. Опишите свои ощущения. Ребята читают свои эссе.

В душе сейчас разные чувства. С одной стороны, конец весны, а стоит прохладная погода. И от этого как-то грустно на душе, а с другой стороны, радость от уже скорого приближения лета, тепла, отдыха.

Залешина Я.

В этот день особенно остро чувствуется одиночество и не спасает круг одноклассников. Сердце охватил холод. Круги на асфальте заставляют натянуть улыбку… Острая боль, слезы подступили к глазам. Что-то внутри меня требует тепла, родной души, общения, но я не могу говорить, молчание душит мои чувства. Видела искореженную яблоню с белыми цветами. Она была ничтожна и величественна. Я стала чувствовать, как дерево. Душевная боль обостряется из-за холода. Ни о чем не думаю…иногда хочется уйти туда, где нет никого, только я…Сердце требует любви, которая как сладкий яд медленно убивает меня .А дальше бесконечная пустота, которую я боюсь и люблю.

Корнева Е.

Мир человеческих чувств многообразен, он может включать в себя бесконечное множество эмоций, чувств, впечатлений. Ведь каждый человек находится в мире, полном чудес. Этот мир чувств – отношение к миру, который нас окружает. Вот и последний денек учебного года. На душе некая легкость и одновременно тоска. На улице холодный ветер, свежесть и красота природы, но на душе и перед глазами проплывают картинки о прошедшем учебном годе, который я провел впервые в этой школе. Это чувство невозможно описать, оно многообразно. Я считаю, что чувство – главное человеческое богатство, единственное, которое ни наука, ни люди не в силах описать, данное нам от Бога.

Булыгин А.

В данный момент в моей душе происходит что-то непонятное. Я чувствую радость и гордость за красоту окружающего нас мира. Легкое волнение и легкую влюбленность. С таким чувством я живу почти каждый день. Вот оно счастье для меня. Я счастлива, что сейчас именно в этом месте с этими людьми. Почувствовать красоту людей – главное.

Кузнецова Е.

Я вышел на улицу. В этот момент я почувствовал, что что-то замерло внутри. Нахлынула волна радости, хорошего настроения, вдохновения. Весь мир показался на какое-то время ярче обычного. Хотелось остановить это мгновение, побыть в нем, почувствовать его. На душе радость, о плохом не хотелось думать, вспоминать. Жизнь показалось лучше…Скоро каникулы.

Князев П.

Узнать состояние своего сердца, души гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Для этого надо найти равновесие (гармонию) с самим собой и с природой, гармонию, к которой люди стремятся всю жизнь! Я попробовал погрузиться, познать, что я чувствую и что меня беспокоит. Увидев цветущую яблоню, я понял, что мой внутренний мир находится в состоянии покоя. Но, разглядев асфальт вокруг этого дерева, я понял, что за внешним спокойствием лежит чувство волнения, тревоги. Тревога за наш мир, за его будущее.

Пирожков Е.

Последние дни мая… Я не могу описать свои чувства, идущие от сердца, потому как я последние недели 3-4 сильно не высыпаюсь. Только сейчас я начинаю понимать, что все мои чувства исчезли, есть только одно – желание поспать. Есть только чувство легкой угнетенности от предвкушения спокойствия. Я даже не могу помечтать о том, что я буду делать, когда закончится учеба. У меня полностью исчезло воображение, ближущиеся каникулы мне ни о чем не говорят. Ну что ж, будь, что будет. Может быть, наступит время (где-то через 3 дня) и ко мне вернутся чувства…

Бизин К.

Май. Последние дни холодной весны. Конец учебного года. Однако настроения радости и счастья нет. Конечно, ведешь себя иначе: делаешь мнимые улыбки, радуешься за свои оценки, но настроения нет… Почему? Холодная весна во всем виновата? Смотришь в окно, всюду одинокие листочки, деревца. Они тоже фальшиво зеленые… Нет, весна тут ни при чем, она также холодна… Друзья зовут гулять, но не хочется… Одиноко…Наверное, в сердце постучалась любовь…

Зайцев А.

II. Поэтическая разминка.

  1. Прочитайте наизусть стихотворение;
  2. Объясните орфограммы в приставках;
  3. Найдите в тексте примеры художественных тропов и объясните их роль;
  4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти;
  5. Подумайте, какую основную мысль пытался донести до нас автор.

(Не) пр…выкайте к ч..десам –
Д…витесь им, д…витись!
(Не) пр…выкайте к н…бесам,
Гл…зами к ним т…нитесь.
Пр…глядывайтесь к об…лакам,
Пр…слушивайтесь к пт…цам,
Пр..кладывайтесь к р…дникам,-
Н…что (не) повторится.

В. Шефнер.

III. Лексико-орфоэпическая разминка.

1. Определить лексическое значение слов;

2. Расставить ударение и составить со словами предложения:

предустьевой
презенс
предположить
предуведомить
привинтить
привозной

IV. Слово учителя.

На доске записана тема урока.

“ПРИСТАВУЧАЯ” МОРФЕМА”

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто “пристают” к словам — они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать. Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

Или: понимать, отнимать... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле, вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30 — 40, значит, у вас совсем неплохая готовность памяти. Если меньше — отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

Если вы уже сделали все, что могли, а дальше — сдаетесь, загляните в ответ.

Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-; изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-; со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

Приставка! Я тебя вижу!

Задание № 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.

  1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный.
  2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный.
  3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

Задание № 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

Ответы:

  1. обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной;
  2. обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение;
  3. обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить. Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Зрительный диктант. Прочитайте предложение несколько раз, потом запишите по памяти и проверьте себя.

Вдохновение определяется Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.

Возможная тема небольшого сочинения. Опишите случай или несколько случаев, когда вы испытывали вдохновение.

Приставка! Я тебя вижу!

Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.

Очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, Землетрясение, громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.

При выполнении упражнений ученики приходят к выводу, что в русском языке можно выделить

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением-паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

Вторая группа – это приставки, которые пишутся, “подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через- черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать — изобразите.

В результате совместной работы выводится алгоритм работы, который заносится в тетрадь и на доску.

Не меняются на письме Меняют -З на-С (перед глухими согласными) Различаются по лексическому значению Сохраняют- И - после приставок
за- без-(бес-) пре- сверх-
на- вз-(вс-) при- меж-
над- воз-(вос-) контр-
о- из-(ис-) супер-
об- низ-(нис-) после остальных приставок корень слова начинается на Ы
от- раз-(рас-)
пере- роз-(рос-)
по- чрез-(чрес-)
под-
пред-
про-
с-

Алгоритм №2
Буквы - З-, С- в конце приставок:
Найди в слове приставку

корень начинается с глухой согласной Запомни слова исключения. корень начинается со звонкого согласного

Здесь, здание, здоровье, ни зги.

Пиши в приставке - Пиши в приставке -З-

Запомни.

  1. Приставка -С- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
  2. В словах: здесь, задание, здоровье -З- входит в состав к