Построение диаграмм, графиков хода температур (на примере населенных пунктов Амурской области)

Разделы: Информатика


Цель урока: формирование умений работать с числовыми данными в различной форме (табличной, графической) и использования компьютера как технического обеспечения информационного процесса.

Задачи урока:

Обучающие:

  • отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха в разных населенных пунктах Амурской области; отработка умений и навыков по построению диаграмм и графиков в приложении MS Excel.

Развивающие:

  • формирование умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур; развитие умений и навыков применения программы MS Excel на практике.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе; развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.

Методы обучения:

  • беседа,

  • устный опрос,

  • практическая работа - обучение в сотрудничестве.

Средства обучения:

  • физическая карта Амурской области,

  • атласы,

  • персональные компьютеры (ПК),

  • цифровой проектор.

Ход урока

  1. Организация учащихся на проведение урока.
  2. Основная часть.

Учитель информатики:

Сегодня мы увидим как на практике можно осуществить одну из важнейших функций ЭТ: на основании табличных данных строить диаграммы и графики в приложении MS Excel.

Но сначала повторим основные вопросы темы.

Задание 1. Составьте правильный алгоритм. Для создания диаграммы необходимо выполнить следующие действия: … (Приложение1)

Задание 2. Разместите правильно надписи к объектам диаграммы. (Приложение2)

Учитель географии: Вы знаете, что площадь Амурской области достаточно велика (364 тыс.кв. км). Мы говорили, что по европейским масштабам это было бы крупное государство, уступающее по размерам только Франции, Испании, Швеции, Украине. И, естественно, что климатические условия Амурской области будут неоднородны на всей её протяженности: так, самые низкие январские показатели приурочены к горным районам (до -400С, а в межгорных впадинах даже до -500С), чего на юге, в равнинной стране, мы, конечно же, не наблюдаем (до -280С).

Годовое количество осадков, выпадающих на территорию Амурской области, также сильно варьирует: так, в северо-восточных горных и восточных районах их величина достаточно велика (от 900 мм. до 1000 мм.), а в районах, тяготеющих к Амуру и нижнему течению реки Зея осадков выпадает меньше (до 500 мм.).

Вывод: большая площадь Амурской области, её широтное положение обуславливают формирование неоднородных климатических условий при движении с севера на юг и смене типа рельефа. Хотелось бы на конкретных населенных пунктах Амурской области подчеркнуть эту неоднородность, но вместе с тем, доказать, что климат на всей протяженности области резко континентальный с чертами муссонности.

Задание 3. Выполните практическую работу по карточкам. (Приложение3) Ответьте на вопросы. Занесите данные в сводную ведомость на доске. (Приложение4)

Учащиеся по группам выполняют предложенные задания по карточкам, а затем ответы на вопросы вносят в сводную таблицу на доске.

Результаты практической работы учащихся проецируются на экран и проводися анализ (ответы на вопросы задания).

  1. Рефлексия

Учитель географии: Вывод: Наша сводная таблица свидетельстует, что климатические условия на территории области дейстительно неоднородные. Почему? (Ответы чеников: Достаточно взглянуть на показатели температур, чтобы заметить большие значения годовых амплитуд, которые увеличиваются в глубь материка – всё это доказательства континетального климата, типичного для нашей области. Большое количество выпадающих осадков летом и сухая малооблачная зима вносит черты муссонности в наш климат, что характерно вообще для Дальнего Востока.)

Хочу подчеркнуть, что этот вопрос вы уже изучали в курсе географического краеведения, но сейчас своей практической работой на компьютере вы сами подтвердили факт, изложенный в ваших учебниках.

На экран выводится сводный график температур и осадков, подготовленный учителем.(Приложение5)

Учитель информатики: Вывод: Обратите внимание на экран. Какую информацию вам легче проанализировать: текстовую, табличную или графическую (в виде диаграмм и графиков)? Почему? (Ответы учеников: нагляднее, красивее, понятнее, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».)

  1. Оформление урока в тетрадях
  2. Домашнее задание
  3. Итоги урока, оценки