Разработка урока русского языка в 9-м классе по теме "Как писать заявление"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок развития речи.

Тип урока (по этапам усвоения материала):  комбинированный урок.

Цели урока.

  1. Образовательные: обеспечить повторение сведений об особенностях официально-делового стиля речи; организовать деятельность  учащихся по овладению правилами построения и написания заявления.
  2. Развивающие: развитие интеллектуальных умений (сравнения, анализа), умения редактировать готовые тексты.
  3. Воспитательные: гражданское воспитание учащихся (знакомство с одной из форм проявления непосредственной демократии на местном уровне власти – обращением граждан с заявлениями, предложениями, жалобами в органы местного самоуправления).

Ход урока

Этап урока

Виды деятельности учащихся

Задания для работы учащихся

Использование демонстрационного материала (Приложение 1. Компьютерная презентация)

Работа в тетрадях / на листах формата А4

1. Организационный момент

Знакомство с темой и целями урока

 –

Слайд  № 1

Оформление тетради (число, вид работы, тема урока)

2. Повторение сведений об официально-деловом стиле речи

Устная работа (в форме простого тестового задания) по таблице «Особенности официально-делового стиля речи»

1. Выбрать из предложенных вариантов с буквенным обозначением верные варианты  (по графам «Сфера применения», «Цель текстов», «Свойства текстов», «Используемая лексика»).
2. «Собрать» с помощью выбранных вариантов ответов таблицу «Особенности официально-делового стиля речи»

Слайды № 2 - 8

Фиксация номеров выбранных вариантов ответов в тетрадях (с последующей проверкой – см. слайд №7)

3. Объяснение нового материала:

  • определение понятия «документ»;
  • жанры деловых бумаг;
  • этикетные особенности;
  • использование канцеляризмов;
  • форма документа;
  • определение понятия «заявление»;
  • структура заявления;
  • расположение реквизитов заявления

Анализ полученной информации

Слайды № 9 - 13

Используется готовая памятка для учащихся (приложение 2)

4. Работа с образцами заявлений

Сравнение образцов заявлений с требованиями к расположению реквизитов; отсутствие предлога ОТ в наименовании адресанта; использование формы как дательного (при указании конкретного лица адресата), так и винительного падежей

Перенести один из образцов на бумагу формата А4

Слайды № 14, 15

На листах
формата А4

5. Объяснение нового материала: использование в заявлении клишированных форм

Анализ полученной информации (конструкции формулировки просьб; введения аргументации)

Слайд № 16

Используется готовая памятка для учащихся (приложение 2)

6. Редактирование готовых образцов заявлений

Сравнение образцов заявлений с требованиями к расположению реквизитов

Вычленение лишней информации, изменение содержания заявления

Слайды № 17 - 22

 

7. Практическая работа «Написание заявления»
Примечание: заявления адресуются в различные управления и отделы администрации Воскресенского муниципального района Московской области

Самостоятельная работа по вариантам с последующей  проверкой (проводится после того, как работы будут собраны учителем)

Вариант 1 –  написать   заявление на имя начальника   управления образования.
Вариант 2  –  написать   заявление в МУП   «Москворецкое ЖКХ».
Примечание: содержание заявления необходимо выбрать из предложенных вариантов

Слайды № 23, 24

Проверка – слайды №25, 26

На листах
формата А4

8. Подведение итогов урока (Что такое реквизиты заявления и как они располагаются на листе?).
Примечание: оценка работы учащихся проводится после урока на основе проверки полученных работ 

9. Домашнее задание

Слайд № 27

Приложение 3