Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Великие географические открытия и их последствия

Разделы: Преподавание географии


Для учащихся 7 класса по учебнику А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и Л.М. Ванюшкина. "Всеобщая история. История нового времени, 1500 - 1800" , М., "Просвещение", 2008

Начинается 7 класс и первая тема: Открытия. Изобретения. Усовершенствование. На информационном стенде появляется лист о морском бое, к которому надо приготовить сообщения о мореплавателях, в контурных картах нужно проложить их пути.

Цели уроков:

  • подвести учащихся к пониманию того, что благодаря усовершенствованиям и техническим изобретениям, прогрессу в развитии производительных сил стали возможны Великие географические открытия
  • выяснить причины и дать общую характеристику Великих Географических открытий
  • создать у учащихся представление о Великих Географических открытиях и познакомиться с великими мореплавателями ( Домашнее задание. сообщения о Великих географических открытиях, дать биографические справки о великих мореплавателях: Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан)

Основные понятия: колонизация, метрополия

Ход урока

I. Проверка домашнего материала

II. План изучения нового материала:

  1. Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние плавания по океанам
  2. Причины Великих географических открытий
  3. Великие мореплаватели-первоооткрыватели
  4. Завоевания испанцев и португальцев
  5. Последствия и значение великих географических открытий

III. Изучение нового материала:

1. В эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства:

  • Появление кормового руля (вместо рулевых вёсел)
  • Внедрение косого латинского паруса (раньше парус парус был не приспособлен лавировать при боковом и встречном ветрах)
  • Компас и более точно знали положение корабля в открытом море (меньше зависели от капризов погоды и можно было дальше плыть от берега)

2. Причины Великих географических открытий:

  • Поиск новых путей на Восток: вокруг Африки прокладывали путь португальцы, а на западный путь больше претендовали испанцы
  • Заинтересованность в открытиях государственных особ.

3. Самостоятельно дома на уроке лишь перечислить и показать на карте те открытия, которые они совершили и что открыли

4. Завоевания испанцев и португальцев

В 1519 году Испания начинает завоевание Мексики, где находилось богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов) вторгшихся в так называемый Новый свет, уничтожая местное население.

Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке (Ангола, Мозамбик).

5. Последствия и значение Великих географических открытий.

  • Работорговля (до середины XIX века)
  • Изменение представлений о мире и людях
  • Развитие мировой экономики

Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров и способствовали развитию индустриального и разрушению традиционного (феодального) общества.

IV. Закрепление изученного материала:

  • Какова роль изобретений в технике кораблестроения?
  • Каковы причины великих географических открытий?
  • Кто первым открыл морской путь в Индию?
  • Кто и когда открыл Америку?
  • Показать по настенной карте завоевания Испании и Португалии.
  • Значение Великих географических открытий.

На следующем уроке:

  • по настенной карте стараемся определить морские пути следования вдоль Африки, в Индию, на американский континент и вокруг земного шара;
  • рассказывая о первооткрывателях, затрагиваем вопрос и об участниках экспедиций и их целях в столь неизвестных до этого времени мероприятиях;
  • в тетрадях готовим поле для морского боя: клеточки на развернутых двух страницах тетради.

Урок № 3 Великие географические открытия в форме морского боя

Ход урока:

Работать начинаем с начала урока, т.к. ещё обсуждение вопросов, когда все сдают тетради.

Выбор делает каждый ученик, у себя он ставит в клеточке в уголке букву "в". Это иммунитет - в случае неправильного ответа, его смелость в быстром выборе оценивается как сданный ответ, а вот если сделал выбор и ответил правильно, то получает иммунитет на ещё один вопрос. Поэтому процесс не затягивается и этот элемент игры действует на учащихся положительно. Часть учащихся объясняет подробно, при этом поднимает руку, чтоб не делали следующий выбор, а подождали:. Учитель на протяжении ответа держит номер ответа и когда отвечают все убирает его, чтобы достать следующий по выбору, поэтому путаницы нет, на протяжении всего урока идёт рабочий ритм.

А Б В
1. Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы, Колумб открыл Америку, но для него это была Индия) 1. Кто первым спустил на воду каравеллы и был организатором морских экспедиций, открывших путь на восток, а сам лишь раз в жизни пересёк Гибралтарский пролив? (Генрих Мореплаватель, принц Энрике, младший сын португальского короля) 1. В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но оказалось,что не совсем были правы и многие последующие назвали совсем иначе этот мыс? (Доброй Надежды)
2. Он достиг Каликуты и только через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (В.да Гама) 2. Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он? (Христофор Колумб) 2. Что доказала экспедиция Фернана Магеллана, совершив кругосветное путешествие? (Земля не имеет края)
3. Почему в XIV - XV веках возникла