Взаимодействие ДОУ с родителями, дети которых имеют комплексные нарушения развития

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. Закон РФ "Об образовании" впервые за многие десятилетия признал, что "родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".

Этот закон приобретает особое значение в ситуации с детьми, имеющими комплексные нарушения развития. Такие дети с самого рождения нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, в которой растет ребенок со сложными нарушениями, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, т.к. развитие детей с комплексными нарушениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей .

По мнению Г.А.Мишиной (2001), для наиболее успешной работы по коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их успешной социальной адаптации необходимо изменить поведение родителей. И начинать, прежде всего, с матери малыша. Основа работы у детей с тяжелыми нарушениями развития - существование в каждом ребенке исходных человеческих потребностей, таких как телесный контакт, общение и познание окружающего. Задача взрослого — найти адекватные способы для их проявления и развития.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, и, следовательно, имеющим возможность оказывать определенное влияние на семьи воспитанников. Опираясь на опыт работы ГОУ “Начальная школа – детский сад” № 1635 с родителями детей с комплексными нарушениями можно сделать выводы, что это наиболее сложная часть организационно - деятельностного компонента педагогического процесса с такими детьми.

Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школьному обучению, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли потенциальные способности.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому существует необходимость вовлекать родителей в образовательное пространство ГОУ.

Вовлекая семью ребенка с комплексными нарушениями развития в педагогический процесс, мы преследуем следующие задачи:

    • Оказание психологической поддержки родителям
    • Повышение уровня педагогической культуры родителей;
    • Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
    • Создание преемственности между семьей ребенка со сложными нарушениями в развитии и педагогического коллектива в методах воспитания, обучения и развития;
    • Изучение и обобщение опыта семейного воспитания и передача его другим родителям.

В большинстве случаев бывает нелегко добиться поддержки, понимания и участия родителей в педпроцессе. Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития “бросают” все свои силы, в первую очередь, на лечение, забывая, что и психолого - педагогическая коррекция не менее важная часть помощи таким детям. Причем чем раньше она будет начата, тем эффективней будет ее воздействие.

Но, в большинстве случаев, такие дети поступают в группы детского сада в достаточно зрелом возрасте. Когда родители прошли уже не одну инстанцию, испробовали многочисленные методы лечения.

Чаще всего у взрослых, приводящих ребенка в наше образовательное учреждение, это последняя надежда, что ситуацию еще можно изменить. Они ждут скорых результатов, иногда не понимая, что это невозможно и может быть, даже не зная, как в домашних условиях заниматься со своими детьми.

В нашем ГОУ “Начальная школа – детский сад” № 1635 в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексное нарушение развития участвуют помимо сурдопедагога и воспитателей группы, так же педагог - психолог, медработники, инструктор по физическому развитию, а также музыкальный руководитель и социальный педагог. Т.е. осуществляется полная преемственность в работе специалистов. В свою очередь все специалисты непосредственно взаимодействуют и с родителями воспитанников ГОУ. Нами используются разнообразные формы привлечения родителей к коррекционной работе и участия в жизни образовательного учреждения.

Наша основная задача, задача педагогов ГОУ № 1635 провести разъяснительную работу, показать на практике, как проходит обучение таких детей, используя наиболее разнообразные методические приемы по работе с родителями.

Таковыми являются:

  • Родительские собрания
  • Родительские гостиные, дискуссии;
  • Дни открытых дверей;
  • Консультации (как групповые, так и индивидуальные);

Индивидуальная консультация родителей

  • Семинары-практикумы;
  • Обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Открытое занятие - показ для мамы ребёнка с комплексным дефектом развития

  • Привлечение родителей к организации коллективных мероприятий: праздники, дни рождения в группе, экскурсии с детьми, подготовка дидактического материала и др.

Проведение дня рождения ребёнка с комплексным нарушением развития в обычной группе для детей с нарушением слуха

Помимо этого, в своей работе мы используем анкетирование и опросы родителей, в которых стремимся узнать, что волнует родителей на данный момент, какие вопросы в обучении и воспитание остаются неясными, особенности ребенка, на которые хотели бы обратить внимание сами члены его семьи. Также мы используем новые формы взаимодействия с семьями. Например, домашние задания на лето раздаются родителям на электронных носителях. Т.е. взрослый просто использует готовые пособия, которые не надо самому искать, изготавливать, тратить на это время и просто предлагает их выполнить своему ребенку.

Так же родители вместе с ребёнком изготавливают в домашних условиях различные дидактические игры, пособия, которые впоследствии используются нами на занятиях.

В связи с этим эффективность выполнения домашних заданий, а также обучаемость детей значительно увеличилась.

Помимо этого родители приглашаются на заседания ПМПК, которые проводятся в группах, где обсуждаются достижения или трудности в обучении ребенка, даются рекомендации по поводу дальнейшего обучения, при необходимости дети направляются на дополнительные обследования.

Помимо вовлечения родителей в процесс обучения и коррекции мы стремимся объединить свои усилия при подготовке к различным праздникам, утренникам или устроить внеплановые мероприятия с их участием. Например, совместное празднование дней рождений, проведение субботников или открытых занятий с активным участием членов семьи.

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и пр.

Используемая литература:

  1. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т. А. Басилова // Дефектология. — 1996. — № 3.
  2. Басилова Т. А. , Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.
  3. Головчиц Л.А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития. // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, М.: 2007.