Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) формировать навык выразительного чтения;

2) познакомить с создателями русской версии книги и мультфильма про Винни-Пуха;

3) развивать познавательный интерес, творческие способности.

Оборудование:

портрет Б.Заходера, игрушка Вини-Пух, различные издания книг «Винни-Пух и Все-Все-Все», видеокассета с мультфильмом производства студии «Союзмультфильм».

Учебные пособия: Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., «Маленькая дверь в большой мир», книга для чтения во 2-м классе; Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок …

- Винни-Пух – герой какого произведения?

- Вы прочитали всё произведение или отрывок?

- С какими героями познакомились ещё?

- Пятачок – лучший друг Винни-Пуха. Какие же эти герои по характеру?

III. Работа в тетради, систематизация знаний о характерах героев

- Ответить на этот вопрос поможет задание № 3 на стр. 17 в тетради.

IV. Чтение отрывков по ролям

- Мы уточнили, какие характеры у наших героев, а теперь прочитайте отрывки из произведения, стараясь передать голосом интонации Пуха и Пятачка. (с. 127-128, с. 129-130, с.130-132).

V. Рассказ учителя

- На уроках мы прочитали только отрывок из 3-ей главы, а в этом произведении много глав и много героев, происходит много событий. Поэтому это произведение не просто сказка, а повесть-сказка (на доске выставляется: повесть-сказка).

- А кто автор этой сказки? (А.А.Милн)

- Какие ещё повести-сказки мы узнали на уроках?

- Это произведения зарубежных авторов, а мы их читала на русском языке.

- Люди какой профессии помогли нам прочитать их? (Переводчики с иностранных языков)

- А кто перевёл сказку о Винни-Пухе? (Борис Заходер) (на доске: портрет Б.Заходера)

- На уроках чтения вы узнали Б.Заходера не только как замечательного поэта, но ещё и как талантливого переводчика. Когда Заходер познакомился с Винни-Пухом (а это было больше 40 лет назад), ни Винни, ни его друзья не знали ни слова по- русски – ведь всю жизнь они прожили в Зачарованном лесу в Англии. Борис Владимирович прочитал книги А.А.Милна и так полюбил Пуха и Всех-Всех-Всех, что ему захотелось познакомить с этими героями и русских ребят.

И Заходеру пришлось кое-что сделать. Сначала научить Пуха и его друзей разговаривать по-русски, пришлось помочь Пуху сочинять Шумелки, Пыхтелки, Кричалки и даже Вопилки. А сделать это было не так-то легко.

Но Заходеру очень хотелось, чтобы в нашей стране полюбили Пуха и Всех-Всех-Всех. Удалось это? Конечно. За все годы, которые существует в нашей стране Пух, с ним подружились миллионы и миллионы детей, да и взрослых. А сам Винни стал совсем русским медвежонком. Хотите верьте – хотите нет – одно время он даже учил наших ребят по радио РУССКОМУ языку. Была на радио такая передача.

Кстати, Борис Заходер перевёл на русский язык такие хорошо известные произведения как «Малыш и Карлсон», «Мери Поппинс», «Питер Пен», «Приключения Алисы в Стране чудес», сказки Бр.Гримм, и многие другие произведения. Но только с Винни-Пухом Б.Заходер стали по-настоящему родными.

Пуха и Всех-Всех-Всех так полюбили, что им пришлось сниматься в кино, выступать на эстраде, играть на сценах театров и даже петь в опере в Московском музыкальном театре для детей.

И все Шумелки, Вопилки, Пыхтелки Пух сочинял под руководством Б.Заходера.

Книги о Винни-Пухе издавались много-много раз. Их читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.

VI. Знакомство с выставкой книг

- Посмотрите на доску. Здесь книги, которые выходили в свет в разное время, в разных издательствах.

- Книга, которая у меня в руках, привлекает тем, что её иллюстрировал художник Эдуард Васильевич Назаров, который нарисовал Винни-Пуха в нашем отечественном мультфильме.

- Сегодня на уроке мы будем читать песенки, которые помог сочинить Пуху Б. Заходер, но прежде посмотрим фрагмент мультфильма.

VII. Просмотр фрагмента мультфильма (одна из песенок Винни-Пуха)

- Озвучивал Пуха Евгений Леонов, а Пятачка – Ия Савина, известные артисты.

VIII. Чтение песенок, с. 133-134

1) самостоятельное чтение;

2) чтение вслух;

3) беседа после прочтения песенок:

- Как называет свои песенки Пух?

- Почему?

- Какая загадка во второй песенке?

- Как в третьей песенке Пух объясняет, почему в гости нужно ходить утром?

- Какими словами играет автор в этой песенке? (Ура! Ужасно рады.)

IX. Чтение газетной статьи

- «Комсомольская правда» посвятила небольшую заметку Винни-Пуху, которого придумал А.А.Милн 80 лет назад!

X. Итог урока

- Захотелось ли вам, ребята, прочитать всю сказку? Почему?

- Летом, когда у вас будет много свободного времени, вы непременно должны встретиться с Винни-Пухом и его замечательными друзьями.