Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Система РО Л.В.Занкова (3-й класс)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».

Цели:

  • Обучающие:
    • дать понятие о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены;
    • сформировать понятие о главных и второстепенных членах;
    • учить приемам анализа и синтеза;
    • повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
    • закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое;
    • подвести к выводу: второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
  • Развивающие:
    • развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
    • развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формирование связной речи.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к культуре и искусству своего народа;
    • формирование внимательного отношения к природе, бережного отношение к ней.
    • воспитание стремления к творчеству.

Форма урока: интегрированный урок.

Оборудование: аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь», репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», карточки с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Осень», карточки-настроения , учебники, тетради.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Добрый день! Добрый осенний день. Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Главные и второстепенные члены предложения». И попытаемся ответить на вопрос: Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?
Дети показывают карточки.

II. Словарная работа

Цель: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить видеть второстепенные члены.

Сегодня мы отправимся в путешествие. А что нас там ожидает, и кого мы встретим, мы узнаем, отгадав загадки. Слушайте внимательно, обратите внимание на те слова, которые помогают определить о ком, или о чем эта загадка. Запишите отгадки.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

А почему так вы решили? Какие слова помогли вам понять?

Ребята, к каждому слову подберите однокоренное прилагательное.

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А, сушеная в запас
От простуды лечит нас.

А почему вы так решили? Какие слова вам помогли? А какая она летом? А зимой?

Есть красавица одна –
И румяна, и нежна:
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

А почему вы так думаете? А еще, какая может быть это ягода?

Что за дерево стоит
Ветра нет, а робкий лист дрожит?

По какому признаку вы определили, что это дерево – осина?
А только ли это вам помогло? Ребята, к каждому слову подберите однокоренное прилагательное.
Молодцы, вы правильно рассуждаете!

Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком.

А почему вы так решили? Какие слова вам помогли понять загадку? А только ли это?

Внимательно посмотрите на записанные слова. Подумайте, какое слово «лишнее»? Почему? Докажите свою точку зрения. Молодцы! Хорошо!

Какие слова в загадках помогли нам понять, о чем идет речь в загадках?

Работа в тетрадях и у доски с комментированием.

 

 

береза

в сарафане белом
сережки дарят в мае
березовый и др.

малина

ягода медвежья;
лечит от простуды;
свежая и сушеная и др.

 

Земляника, малина, костяника, морошка и др.

Красавица, румяна, нежная.
Земляничное, малиновое, костяничное и др.

 

Осина.

Лист робкий, лист дрожит, ветра нет.
Осиновый и др.

Ворона.

Серенькая шапочка, нетканая жилеточка, рябенький кафтан и др. Вороний.
Лишнее слово: земляника – 4 слога, осина начинается с гласного. Ворона – название животного, остальные – растения и др. варианты.

Нам помогли имена прилагательные и др. дополнительные слова.

III. Письмо по памяти

Цель: развитие памяти, речи учащихся, умения слышать красоту русского языка.

Ребята, что вы можете сказать о наступившем времени года?
Верно, дети, вы все правы и сегодня на уроке мы будем описывать ее портрет. Портрет осени.
Я предлагаю вам написать его по памяти.

У вас на партах карточки. Прочитайте стихотворение. А кто автор данного произведения?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

А.С.Пушкин.

Молодцы! Обратите внимание на слова очей и багрец. Что вы знаете об этих словах? Какое значение у данных слов?

О каком времени года пишет А.С.Пушкин? Почему? Докажите свою точку зрения. Какие слова вам помогли?
Умницы! Обратите внимание на написание орфограмм, подчеркните их.

Проверка. По уровням. Какие орфограммы подчеркнули? Подберите проверочные слова. Приведите свои примеры на данные орфограммы. Постарайтесь запомнить текст.
Пауза, дети запоминают текст.
Запишите текст в тетрадях.

Вывод. Так какие слова помогли нам представить более точно и полно описание осени? Подчеркните их волнистой линией. Расскажите об этих словах. Что вы о них знаете? С какими членами предложения они связаны в тексте?

А какая осень описана в стихотворении? Где эту осень мог увидеть поэт? Тогда давайте все вместе отправимся в лес. А какие правила поведения в лесу вы знаете?

 

Наступила осень, середина осени, золотая осень и др. варианты.

 

Работа с карточками.

Автор произведения А.С.Пушкин.

 

 

Подготовленные дети объясняют Л.З. слов багрец и очей.
Автор пишет об осени.
Унылая пора, прощальная краса, природы увяданье, в багрец и золото одетые леса и др. варианты.
Работа с карточками.
Индивидуальные задания по уровням обученности. Дети с низким уровнем подчеркивают орфограммы. Средний уровень – находят орфограммы и подбирают проверочные слова. Высокий уровень – находят орфограммы и подбирают свои слова на данные орфограммы.

 

 

 

Работа в тетрадях. Дети записывают текст.
В тексте есть прилагательные. Унылая пора, прощальная, пышное и др. варианты.

Осень золотая, поздняя и др. варианты. Видеть мог в лесу, возле дома, в парке и др. варианты.
Дети вспоминают и рассказывают правила поведения в лесу.

IV. Основная часть урока

Цель: выяснить, какую роль в предложении выполняют второстепенные члены.
Садитесь удобнее, закройте глаза и вслушайтесь. Помните, музыка рождается в тишине.

РЕЛАКСАЦИЯ.

1. Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковский» Октябрь».

Цель: учить слушать музыку, понимать ее, уметь передавать словами свои чувства и мысли.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали музыку? Где побывали? Что вы представили себе?
Кто знает, как называется это произведение? Кто написал ее?
Музыка понравилась. Тихая, спокойная, задумчивая и др. варианты.
Осень, листопад, ветер наклоняет деревья и др. варианты.
Эта пьеса называется «Октябрь». Написал ее П.И.Чайковский. Весь цикл пьес называется « Времена года».

2. Работа над репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель: учить видеть красоту природы, уметь передавать свои чувства словами, сравнивать.

Посмотрите на репродукцию картины.

Она вам нравится? Почему? Что вас в ней привлекло?

Кто знает, как она называется? Кто автор этого полотна?
Посмотрите на доску.
На доске даны тексты. Прочитайте внимательно тексты, подумайте и скажите, какой из текстов вам больше всего нравится. Какой текст передает более полно ваши впечатления от картины?
Наступила осень. Березы пожелтели. Листья клена стали красными. Листья шуршат под ногами. Вода в реке потемнела.

Наступила \ранняя, долгожданная, золотая \ осень. Березки надели \золотые, пестрые, разноцветные \ платья. Листья клена \ разрумянились, покраснели \. \Пестрый, золотой, сказочный, \ ковер листьев шуршит под ногами. \Чистая, хрустальная \ вода потемнела в реке.
Что можно сказать о первом тексте? Какиепредложения внем? А во втором?

Какой текст более полно и точно передал ваши впечатления?
За счет чего, текст получился более красочным, точным, помогающим нашему восприятию?

Спишите текст. Вставьте понравившиеся вам слова, которые, по вашему мнению, передают настроение картины. Подчеркните их волнистой линией.
Ребята, давайте посмотрим, какая речевая ошибка может у нас появиться в тексте.
Что нужно сделать, чтобы ее предупредить?

Прочитайте, что у вас получилось. Подчеркните в тексте главные члены предложения.
А как можно назвать другие члены в предложении?
А еще как? Они стоят на первом месте, или на втором?

Так как мы их можем назвать?