ИКТ на уроках литературы. Уроки внеклассного чтения по роману В.А. Каверина "Два капитана"

Разделы: Литература


Задачи:

Обучающие: учить правильно понимать художественное произведение, анализировать поступки героев; формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для подготовки сообщений.

Развивающие: способствовать развитию речи и образного мышления обучающихся, их творческой активности.

Воспитательные: воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях.

Материалы к уроку:

  • портрет В.А. Каверина
  • девиз “Бороться и искать, найти и не сдаваться”
  • наглядная презентация учебного материала в Microsoft Power Point (Приложение)
  • фрагменты в/ф “Два капитана”

Ход урока

І. Вступительное слово учителя:

- В этом году вы, ребята, самостоятельно познакомились с одним из лучших произведений для юношества – романом В.Каверина “Два капитана”. Уверена, что это произведение не оставило вас равнодушными. Хочется, чтобы сегодня вы поделились своими впечатлениями от чтения романа, попробовали оценить героев и их поступки.

II. Слово о писателе.

Русский писатель В.А. Каверин (1902-1989 гг.) начал писать в 1923 году. Начало его творчества связано с деятельностью литературной группы “Серапионовы братья”, которая возникла в 1921 г. в Петрограде при издательстве всемирной литературы. Его перу принадлежат рассказы, пьесы, романы, историко-литературные работы. Читателей привлекли его фантастические рассказы “Мастера и подмастерья” (1923 г.), “Бубновая масть” (1927 г.), остросюжетные повести: “Большая игра” (1926 г.). Но особой популярностью пользуются его романы: “Два капитана” (1938-1944 гг.) и трилогия “Открытая книга” (1949-1956 гг.). Они воплощают в себе реалистическое и романтическое начала, рассказывают о воплощении юношеских идеалов, о подвигах и научных открытиях. Не случайно эти книги так популярны и любимы людьми разных возрастов и поколений.

За роман “Два капитана” в 1946 г. писателю была присуждена Государственная премия.

(Показывается видеофрагмент – начало (заставка) фильма).

III. Герои романа и их прообразы (выступления учащихся).

  • “История капитана Татаринова”
  • “Брусилов и Седов”
  • “Прообразы Сани Григорьева”

IV. Обсуждение прочитанного.

1. Вопросы:

- В чем необычность построения романа?

- Поняли ли вы главную мысль романа? К чему призывает читателей автор?

- Когда и как впервые Саня узнал о существовании экспедиции капитана Татаринова?

2. Выступление учащегося “Зачем автору понадобилось написать об убийстве сторожа на понтонном мосту и об аресте отца Сани?”

3. Слово учителя:

- Сане Григорьеву рано пришлось столкнуться с несправедливостью и равнодушием людей, очень страдает он от своей немоты, оттого что ничем не смог помочь своему отцу. Рано узнал наш герой, и что такое подлость. Кто из героев романа произносит фразу: “Каждому охота схватить лакомый кусок… Но можно ли подобный кусок назвать обеспечивающим явлением – это вопрос”?

4. Выступление учащегося с сообщением о Гаере Кулии.

5. Вопрос:

- Кого еще из героев романа можно назвать “любителями лакомых кусков”, хотя они и не похожи на Гаера Кулия?

6. Выступления учащихся “Николай Антонович Татаринов”, “Что за человек Ромашка”.

7. Вопрос:

-Почему даже любовь не делает этих героев более симпатичными читателю?

8. Слово учителя:

- Сане Григорьеву пришлось преодолеть множество испытаний, выпавших на его долю. Какие это были испытания? Очень повезло нашему герою, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей. Кого из таких людей вы могли бы назвать?

9. Выступления учащихся: “Роль доктора Ивана Ивановича в судьбе Сани”, “Иван Павлович Кораблев и его роль в судьбе Сани”

10. Слово учителя:

- Многое еще пришлось пережить Сане Григорьеву. Его обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшего ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Именно тогда Саня говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. Сдержал ли Саня свое обещание?

11. Выступление учащегося “Чем стал для Сани Григорьева девиз “Бороться и искать, найти и не сдаваться”?

12. Вопрос:

- Как дальше развиваются события романа?

13. Выступление учащегося “Чья подлость чуть не явилась причиной гибели капитана Сани Григорьева?”

14. (Просмотр видеофрагмента “Сцена в лесу”.)

15. Вопрос:

- Почему роман называется “Два капитана”? Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов?

16. Слово учителя:

- “Бороться и искать, найти и не сдаваться” - это не только клятва Сани, но и девиз капитана Татаринова, который открыл Северную землю. Но открытие и гибель героя были неизвестны. А рассказал об этом людям другой капитан – полярный летчик Александр Григорьев, который нашел останки этой экспедиции.

17. (Просмотр заключительных фрагментов в/ф).

V. В.Каверин и Псков.

1 Слово учителя:

- Писатель никогда не забывал свой родной город Псков. Он признавался, что перенес детство героя в свой родной городок, назвал его Энском. Земляки писателя легко угадывают знакомые места, описанные в романе. В 1986 году В. Каверин приезжал в Псков на 200-летие школы №1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Это был последний визит писателя в город детства и юности.

2. Выступления учащихся:

  • “Музей “Двух капитанов” в псковской областной библиотеке”
  • “Памятник Двум капитанам в г. Пскове”

VI. Завершение урока – чтение эпилога романа.

Материалы сети Интернет к уроку:

http://www.cbs.pskov.ru/html2/k_body.html

http://veniamin-kaverin.ru/

http://www.nord-ost.addr.com/kv/_kv_0_nav_idea.htm

http://school76.yar.ru/menu/work/dvakapit/1.html

http://www.kaverin.ru/2capitans/museum