Система работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


При построении системы логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР ориентируемся на два основных момента:

  • сложность и многоплановость функций фонематического анализа и синтеза;
  • особенности психофизиологического развития детей.

Всю систему логопедической работы условно делим на три этапа. Строгой градации, естественно быть не может. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими.

I  этап – подготовительный.
II  этап – формирование фонематического анализа и синтеза.
III  этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.

Рассмотрим кратко каждый этап работы.

I  этап – подготовительный

На данном этапе развиваем фонематическое восприятие (фонематический слух, фонематические представления, фонематические дифференциации и обобщение).

Важно развивать слуховое внимание и слуховую память, т.к. неумение слушать и запоминать в будущем затруднит звуковой анализ. Работа проводится в игровой форме, с использованием рисунков, карточек, картинок.

По развитию фонематического слуха работа начинается с простых слоговых упражнений, отрабатывая произношение поставленных звуков в слогах. Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменение звукового состава слова, подготавливают к самостоятельному выделению ударного слога.

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяем специальные игры и упражнения со стихотворными текстами, которые помогают детям легче преодолеть трудности произношения звуко–слоговых сочетаний. Каждый ритмический акцент сопровождается движениями руки. Например:

Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка

Чертили черными
Чернилами чертеж.

Многие считалки, которые у детей с нормальным развитием не вызывают  затруднений, для детей с ОНР оказались сложными. Им было трудно в нужном темпе и ритме произнести сочетания звуков и слогов, еще труднее совместить чтение считалки вслух с поочередным указанием на стоящих в кругу детей. Поэтому работа начинается с простейших упражнений:

  • повторить текст, сохранив его слоговую и ритмическую структуру, порядок звуков в словах, сходных по звучанию;
  • отметить ударный слог движением руки вместе;
  • отметить ударный слог движением руки самостоятельно.

Приступая к теме «Деление слов на слоги», начинаем с простейших упражнений: выделение гласного звука из слога,выделение гласных звуков из слова, деление слов на слоги, договаривание слов. Закрепление действий слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

Повторить заданное слово по слогам.

1. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крыша, капуста, самолет, травка и т.д. Слова предъявляются в случайном порядке. Варианты игры:

а) «Рассели картинки по домикам» на доске – домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.

б) Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова – картинки из одного слога, во втором – их двух, в третьем – из трех слогов.

2. Д/И «Разложи картинки в 2 ряда» ( картинки разной слоговой структуры.)

3. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.

4. Выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать. (Картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука). После выделения первого слога в словах получается предложение: «Мама купала Лару».

5. Определить пропущенный слог в названии картинки: -ва, до – га, ра – та.

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мар;

7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам: маль – чи – ки иг – ра – ют в фут – бол.

8. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.

9. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов.

На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений:

  1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.
  2. Придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом  ма.
  3. Придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом ка.
  4. Определить количество слогов  в названиях картинок.
  5. Поднять цифру (1,2,3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки.
  6. По сюжетной картинке  назвать слово из одного, двух или трех слогов.

Полезными являются также упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, их запись. Например:

1. Составить слоги из букв разрезной азбуки: ма, ох, со, ах, ом, кра, аст, мы, зом, тра.

2. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су – ус, ма – ам; ам, ор, ок; на, ма, лу.

3. Составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш, ур – ру, мы – ым.

4. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука, оканчиваются гласным звуком.

Выполняя эти упражнения, дети усваивают основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

II этап  -  формирование  фонематическогоанализа  и  синтеза

Особое внимание уделяю развитию фонематического анализа и синтеза звуковых рядов (Г+Г; Г+Г+Г; Г+С)  и слов.

1. Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных

а) уточнение артикуляции гласных звуков;
б) определение наличия звука в ряду;
в) определение места звука в ряду (в начале, в середине, в  конце);
г) определение последовательности звуков в ряду.

Первоначально работаем с опорой на зрительное восприятие, затем на слух, а далее после собственного произнесения. Важно уделять внимание на выработку связи звука со зрительным образом буквы (например, повторить вслед за логопедом звуки и показать соответствующие буквы).

2. Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из согласного и гласного звуков

а) анализ обратных слогов (например, УМ, АМ).

Дети выделяют первый звук, затем после повторного воспроизведения слога определяют, какой звук произносится после выделенного звука.

б) анализ прямых слогов.

Берем слоги из тех же звуков, но расположенных в иной последовательности (МУ, НА).

После выполнения сравнительного анализа данных слогов переходим к сравнительному анализу звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одних звуков.

Задания для выполнения анализа предлагаются на слух или после собственного произнесения ребенком, после закрепления умения определять последовательность звуков в слове; дети выполняют задания по слухопроизносительным представлениям (составление слогов из букв разрезной азбуки).

3. Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов

3.1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Начинаем работу с выделения гласных звуков и артикуляторно простых согласных ([м], [н], [х], [в] и др.)

Вначале мы уточняем с детьми артикуляцию - определяем положение артикуляторных органов с опорой на зрительное восприятие, а затем на основе кинестетических ощущений. Далее дети определяют отсутствие или наличие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения согласных и со стечением. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям. Далее звук связывается со зрительным образом буквы. После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие звука, находящегося в начале или в конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине. Первоначально это простые слова, затем со стечением согласных. Для закрепления предлагается детям самостоятельно придумать слова с указанным звуком или отобрать картинки на данный звук, не называя их, т.е. по слухопроизносительным представлениям.

3.2. Вычленение первого и последнего звука:

а) Вычленение первого гласного из слова:

  • в позиции под ударением;
  • в безударной позиции.

Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок. Например: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб, завязана щека (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты, кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т.д.). Сначала гласный звук  в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Также дети учатся различать понятия раньше – позже, первый – последний  с опорой на зрительное восприятие звуков. Для закрепления умений выделять первый ударный гласный из слова проводятся следующие упражнения:

  • Определение первого звука в словах.

Ослик, осень, утка, ива, Ира, утро, азбука, Оля, аист, озеро, ослик, уголь.

  • Нахождение в разрезной азбуке буквы, соответствующей первому звуку слова, начинающегося с ударного звука.
  • «Подбери слова».  Ребенок подбирает слова, которые начинаются  на гласный [а], [о], [у].
  • «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива).
  • Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А.

Определение ударной гласной в начале слова проводится в трёх вариантах:

  • на слух;
  • после произнесения слова ребенком;
  • на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).

б) Вычленение первого согласного звука.

Для закрепления данного материала используются следующие задания:

  • Подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т.д., которые начинаются на заданный звук.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Упражнение «Скажи наоборот». Например: кость – гость, сайка – зайка, цвет – свет.
  •  Лото «Необычные цветы» На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки  с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
  • Упражнение «Впиши букву». Дети вписывают букву в схему слова под картинкой.
  • Отгадывание загадок и называние первых звуков в словах.

в) Вычленение конечного согласного в слове.

Проводим вначале на обратных слогах, затем предлагаем слова, сходные по составу с ранее предъявленными словами: например, АМ - САМ, ОМ – СОМ, УП – СУП. Определяем конечный согласный сначала в слоге, потом в слове. В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (различного слогового состава) по слуху, при самостоятельном произношении.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

г) Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце).

  • определение количества, последовательности и места звука в слове по отношению к другим звукам. Необходимо учитывать, что всякое умственное действие, а фонематический анализ и синтез слов таковым является, проходит определенные этапы формирования. Поэтому последовательность работы следующая.

1. Формирование действия с опорой на вспомогательные средства. Предъявляется картинка напоминающая слово, которое анализируется. Графическая схема слова служит контролем правильности выполнения задания. Затем по схеме повторяем последовательность звуков и можно составить слово из букв разрезной азбуки или записать.

2. Формирование действия в речевом плане. Сначала используется картинку, затем без предъявления картинки называется слово. Дети определяют звуки по порядку, уточняют количество звуков, составляют или записывают слово.

3. Формирование действия в умственном плане. Дошкольники определяют  количество, последовательность и место звука, не называя слово (отбирают картинки, не называя их, в названиях которых определенное количество звуков). Или придумывают слова, количество звуков которых должно быть больше (или меньше) на один звук, чем в предложенных картинках.

В процессе формирования фонематического анализа постепенно усложняется речевой материал. Последовательность его предъявления традиционна:

  • односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, прямого открытого, закрытого слогов: (УС, НА, ДОМ, НОС, СОК, СЫР);
  • двусложные слова, которые состоят из двух открытых слогов (ЛУНА, САДЫ и т.д.).
  • двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (ЛАМПА, МИШКА, МАРКА, КАРМАН, БАРБАРИС и т.д.);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (СТУЛ, СТОЛ, СМАК, ТРУД, ШКАФ и т.д.);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (ВОЛК, ТИГР, ПРИНЦ);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале слова (БРОВИ, ТРАВА, ДРОВА, ГРАЧИ, ВРАЧИ, КРЫША, КРЫСА  и т.д.);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА, БРОШКА и т.д.);
  • трехсложные слова (ПАРОВОЗ, КАНАВА, РОМАШКА, КАСТРЮЛЯ  и т.д.).

Старшие дошкольники с ОНР с трудом переносят уже усвоенное на более сложный материал. Поэтому формирование действия анализа звуковой структуры слова другого типа проходит все названные этапы: освоение действия в предметном плане, в речевом плане, перенос действия в умственный план.

III этап  -  развитие   навыка  фонематического  анализа  и  синтеза  слов.

Фонематический анализ должен дать ребенку с ОНР ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.

Письмо - это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель, а чтение - процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Таким образом, написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в последовательность букв в пространстве.

Поэтому развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов проводим в тесной связи с чтением и «печатанием». Для этого используем комплекс упражнений, которые способствуют, развитию фонематического анализа и синтеза, направлены на формирование у ребенка таких компонентов чтения и письма, как:

  • строгий побуквенный анализ (без прогнозирования);
  • прогнозирование, опирающееся на графический образ слова;
  • четкие речедвигательные операции;
  • слуховая память на слова и др.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа и синтеза слов описаны в соответствующих руководствах многих авторов (М.Ф.Фомичевой, Т.Б.Филичевой, Н.В.Нищевой, Н.А.Чевелевой, Р.И.Лалаевой и др.). В своей работе мы используем известные виды работ и авторские игры и упражнения. Приведем несколько примеров:

1. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк,  врач, крыша, канава, капуста;

2. Восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка - МЕДВ…ДЬ, ДЕ…ОЧКА, ТЕТ…АДЬ;

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1-м, 2-м, 3-м месте (кот, окно, мак);

4. Добавить 1,2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па –пар, пары, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова);

5. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске:

м

мак

море

моряк

музыка

К

Ком

Кора

Крыса

Крошка

о

оса

осёл

океан

огурец

А

Аня

аист

Арбуз

ананас   

ш

шум                 

шары                

шалаш               

штанга               

6. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:

а) в начале слова: рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка и т.д.
б) в конце слова: шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф – лифт;
в) цепочка слов: жи – ежи – ужи – лужи – ложи – ножи – моржи;
г)  перестановка звуков:

пила – липа

палка – лапка

карп – парк

гора – рога

кот – кто

дар – рад

д) перестановка звуков при помощи четверостиший:

С ч над морем я летаю,
С м меня ты надеваешь,

С г в машинах я бываю.   (Чайка – гайка.)
С л собаку называешь.   (Майка – лайка.)

И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
Но вставь лишь и – и поведу –
Стальную птицу к небосводу. (Плот -  пилот);

7. Преобразовать слова путем замены одних звуков и букв другими:

а) замена гласного звука в середине слова (ДОМ - ДЫМ, СОН – СЫН);
б) замена начального согласного звука (КОТ – РОТ,  КОРА – НОРА);
в) замена конечного начального звука (СЫР – СЫН,  СОН – СОК);

8. Преобразовать слова путем изменения последовательности звуков и букв:

а) звуки располагаются в обратном порядке (КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, СОН – НОС…)
б) два звука меняются местами в слове (РЫБАК – РЫБК;

9. Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов (РАКЕТА – РАК, РЕКА, КАТЕР, МАШИНКА – МАК, МАНКА, МАША, КАША, ШИНА, КАМА);

10. Образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего;

11. Составить графическую схему предложения и слова:

_______________________________
________      ________      _________
___    ___      ___    ___      ___     ___
.   .     .   .       .   .     .   .       .   .      .   .

предложение
слово
слоги
звуки;

12. Вписать буквы в кружки (5 кружков).Дети вписывают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга);

13. Разгадать ребусы;

14. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова;

15. Отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, ПАР, БЫК, БЛИН, БРАК…), на других псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, БЕН, ПАК, ПУН, ПЛЯМ…). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой;

16. К схемам подобрать названия деревьев, цветов, птиц, животных, названия мебели, и т.д.;

17. Упражнение «Впиши названия предметов в схему». Из ряда картинок предлагаю детям выбрать только те, которые соответствуют схеме. Картинки и схемы могут быть следующими: линейка, ложка, ручка,  майка, лампа, полка, ладошка, вата.

л____________________а
л____________________а
л____________________а
л____________________а 

18. Составить слова из первых звуков названий картинок.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Для закрепления знаний по формированию анализа и синтеза слов предлагаем детям игровой материал, способствующий улучшению сформированности данного речевого компонента.

Предлагаем Вашему вниманию занятие по формированию анализа и синтеза у старших дошкольников (Приложение 1).