Урок литературы по творчеству С.Есенина в 9-м классе на тему "Мой край задумчивый и нежный…"

Разделы: Литература


Цели:

1. Расширить информационное поле учащихся о лирике С.Есенина посредством анализа.

2. Развивать умение самостоятельно строить адекватные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей. Построение познавательного процесса на основе развития способностей к абстрагированию, выражению гипотез, самостоятельной формулировки выводов.

3. Воспитание учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной сферы психолого-физиологических особенности полов, создание синтеза мыслительных операций и эмоционально-волевой сферы.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Приёмы: ассоциативное исследование, алгоритмизация.

Форма урока: практикум.

Форма работы: групповая.

Оборудование: раздаточный материал для 3 групп:

1. План анализа стихотворения.

2. Памятка понятия основных тропов и стилистических фигур (для слабых детей).

3. План ответа (для слабых классов необходимо дать план ответа, где даны начала предложений:

  • Тема стихотворения С. Есенина «…» …
  • При чтении этого лирического произведения возникают…настроения.
  • Способствуют передаче таких настроений следующие средства изобразительности …
  • В данном стихотворении используются… предложения . (характеристика по интонации, цели высказывания) Они помогают автору …
  • Лирический герой- …
  • Автор хотел показать …

4. Карточка с вопросами.

1) Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.)
2) Выберете одну из 3 предложенных репродукций наиболее подходящую и объясните свой выбор

5. Распечатанные есенинские стихотворения: «Королева», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».

6. Репродукции картин: по 3 каждой группе:

  • К стихотворению «Королева» - М.Кислинг «Кики с Монпарнаса», Ф.А. Малявин «Баба в жёлтом», неизвестный художник «Портрет крестьянской девочки».
  • К стихотворению «Разбуди меня завтра рано…» - А. Саврасов «Просёлок», А.Куинджи «Вечер на Украине», А.Куинджи «Берёзовая роща».
  • К стихотворению «Отговорила роща золотая…» - П.Т. Фомин «Осенний лес», В.Д. Полёнов «Золотая осень», И.Левитан «Золотая осень».

7. Заготовки Лирика С.Есенина.

8. Критерии оценивания выступления:

  • уровень выразительности чтения;
  • правильность анализа;
  • яркость выступления.

План доски:

На обратной стороне доски план анализа стихотворения:

1.Тема стихотворения;
2.Настроения, вызванные чтением стихотворения;
3. Средства выразительности (тропы, стил. фигуры);
4. Поэтический синтаксис;
5. Лирический герой;
6. Идея стихотворения

Вопросы:

1.Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.)

2. Выберете одну из 3 предложенных репродукций наиболее подходящую и объясните свой выбор строчками из стихотворения

Структура урока:

  1. Первичное введение материала.
  2. Построение ассоциативной сети по объекту и предмету изучения.
  3. Анализ лирики С.Есенина по алгоритму.
  4. Первичное закрепление с опорой на ассоциативный приём.
  5. Контроль результатов первичного закрепления.
  6. Рефлексия учебная и психологическая.

Ход урока

Все учащиеся делятся на 3 группы:

  1. Только мальчики.
  2. Только девочки.
  3. Смешанная группа.

1. Слово учителя: С.Есенин..! Произнося это имя, каждый человек думает о своем: одни - о белой берёзе под окном, другой - об интересной жизни С.Есенина; третьи- о загадочной смерти поэта.

А какие мысли вызывает это имя у вас? Чем интересны и особенны его стихи?

На эти вопросы мы ответите немного позже, когда поймёте, почему темой урока является строка из стихотворения С.Есенина « Мой край задумчивый и нежный!»

Цель нашего урока - исследование тематических особенностей лирики С.Есенина с опорой на ваше знание творчества поэта, умение анализировать поэтическое произведение.

Основным методом работы будет ассоциативное исследование.

В работе нам помогут незаконченные схемы, которые вы видите на доске. Они нужны для определения объекта и предмета исследования, для появления ассоциативных образов, для анализа поэтического текста.

2. Ребята, вы не случайно сели так, работа будет проходить в группах. На столах лежат материалы необходимые для вашего исследования.

Итак, объектом исследования у нас является лирика, попробуйте определить, что это такое через ассоциативные образы, иными словами, что возникает в ваших мыслях, когда вы произносите это слово?

Ответы детей (отвечающие учащиеся выходят и заполняют центральную часть доски, протягивая стрелки от слова ЛИРИКА.)

 Это может выглядеть так:

 

Далее учащимся или учителем делается вывод о том, что все сказанные и записанные слова связаны со словом лирика: Лирика- это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

- Итак, определён объект изучения, а что тогда будет предметом исследования? (С. Есенин.)

- Подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании этого имени? (Ответы детей.)

 (Отвечающие учащиеся выходят и заполняют центральную часть доски, протягивая стрелки от слова С.Есенин.)

 Это может выглядеть так:

- Так кто же такой С.Есенин? (С.Есенин - поэт-имажинист, родившийся в рязанской деревне, оттого ему была близка родная природа и судьба русского народа.)

- Итак, мы определили предмет и объект исследования, теперь наши ассоциации помогут при ответе на главный вопрос: почему темой урока звучат именно эти строки? Для ответа на вопрос каждая группа проанализирует своё стихотворение по заданному плану:

  1. Тема стихотворения.
  2. Настроения, вызванные чтением стихотворения.
  3. Средства выразительности (тропы, стил. фигуры).
  4. Поэтический синтаксис.
  5. Лирический герой.
  6. Идея стихотворения.

Вопросы:

  1. Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте с помощью слов одной тематической группы.)
  2. Выберете одну из 3 предложенных репродукций наиболее подходящую и объясните свой выбор строчками из стихотворения.

За 4-5 мин. Вы проводите своё исследование, затем один человек из группы выходит к доске с планом ответа и репродукцией, которую выберете. Сначала выразительно читаете стихотворение, даете краткий анализ и отвечаете на 2 вопроса, данных в планах ответа, затем записываете свою тему на доске в незаконченную схему справа. При ответе одной группы две другие оценивают защиту проекта своих конкурентов по следующим критериям: уровень выразительности чтения; правильность анализа; яркость выступления.

Итогом работы станет ответ на вопрос:

Почему все три стрелки на незаконченной схеме сводятся в одну, что общего между стихотворениями С. Есенина на разную тематику?

3. Работа учащихся в группах в течение 5 минут и защита проектов.

 

4. - Итак, почему же стрелки соединились, что общего между стихотворениями с разной тематики? (Тема Родины звучит в стихах С.Есенина везде: и в описании природы, деревни, и в описании девушки.)

- Теперь ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: почему тема урока «Мой край задумчивый и нежный»? (Какое бы стихотворение мы ни брали, какую бы тему оно ни раскрывало, везде звучит тема Родины, родного края, любовь к которому С.Есенин пронёс через всю свою жизнь.)

- Определим голосованием, у какой группы выступление получилось удачнее? (Голосование и определение лучшего выступления.)

5. Мы выявили особенности лирики С.Есенина, теперь ваша задача за 1 минуту на листочках, а потом на доске изобразить ваши ассоциации с фразой:

И составить связное высказывание по ним, причём ваши ассоциации могут быть разные:

  • с точки зрения тем;
  • с точки зрения эмоций, настроения;
  • с точки зрения цветовой гаммы;
  • с точки зрения музыки или времени года…

6. Вы хорошо справились с заданием, но у кого получилось лучше?

(Голосование.)

- А теперь я вам раскрою секрет групп, почему группы разбиты именно так. Я поделила вас на 3 группы на основе гендерного подхода, сущность которого состоит в том, что все люди делятся на правополушарных, для которых характерна склонность к описаниям, интуиции, мифологическому творчеству (это девочки) и левополушарных, для которых характерна логика, рациональное познание, исследование (это мальчики).

 Оказалось, что вы подходите под это деление точно. Девочкам удалось показать свою эмоциональность, мальчикам свою логику и рационализм, а смешанная группа обладала и тем и другим, доминирующей группой оказалась…

- Скажите, что в анализе стихотворения вызвало затруднение? (Работа над средствами изобразительности.)

- О чём это говорит? (Нужно глубже изучать тропы и стилистические фигуры.)

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение и создать образную ассоциацию к нему в виде сочинения, рисунка или, может быть, музыкального сопровождения.

До свидания!