Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока "Рефлекторный принцип работы нервной системы"

Разделы: Преподавание биологии


Знать необходимо не затем, чтобы только знать,
но для того, чтоб научиться делать.
М.Горький

Цели урока:

  • развить понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи;
  • расширить знания о безусловных и условных рефлексах;
  • раскрыть значение рефлексов в жизни человека;
  • показать большой вклад И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитие учения о рефлексах.

Образовательная цель: систематизировать знания учащихся о рефлекторном принципе работы нервной системы.

Воспитательная цель: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуаций успеха;

Развивающие:

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Структура урока:

- вводное слово учителя;
- групповая работа-выполнение заданий;
- выступление учащихся;
- рецензия ответов;
- оценка.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, анализ презентации темы

Оборудование урока: тесты, технологические карты, мультимедийный проектор, таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга», портреты И.М. Сеченова и И.П.Павлова

Уроку предшествовала дополнительная подготовка: учащиеся самостоятельно готовили сообщения о жизни и деятельности И.М. Сеченова и И.П.Павлова, из курса «Зоология» систематизировали имеющие знания о рефлексах.

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение)

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (вхождение в тему урока, проверка результатов проводится на уроке, ответы выводятся на слайд)

Карточка №1

Вспомните знания о строении нервной ткани и ответьте на вопросы. Ответы закодируйте.

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
Д. Один дендрит

4. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

(См. ответы на 3-й вопрос)

5. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

А. Аксон
Б. Дендрит
В. Аксон и дендрит

6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 6-й вопрос)

8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

А. Питательную
Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому
В. Опорную функцию
Г. Проводят импульс от мозга к органам

Карточка №2

Выполните тестовое задание. Ответы зашифруйте.

1. Нервная система выполняет следующие функции:

А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Нейронами
Г. Медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры
Б. Работу внутренних органов
В. Тонус сосудов
Г. Сокращение стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов
Б. Нервные волокна
В. Скопление длинных отростков нейронов
Д. Сосудистую оболочку мозга

6. Нерв – это:

А. Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
Б. Аксон одного нейрона
В. Скопление тел Неронов
Г. Проводящие пути спинного мозга

7. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость
Б. Возбудимость и проводимость
В. Сократимость
Г. Только возбудимость

8. В периферическую нервную систему не включают:

А. Нервы
Б. Ганглии
В. Спинной мозг
В. Нервные окончания

III. Изучение новой темы

Часть 1. Постановка проблемы.

Учитель. Основной функцией нервной системы являются анализ раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды организма, и организация соответствующих реакций, приспосабливающих организм к меняющимся условиям жизни. Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

Учащиеся высказывают св