Мастер-класс по проекту на тему "Мир науки и фантастики: Жюль Верн – ученый или фантаст?"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели проектов:

I. Обучающая:

1. Найти в выбранных произведениях писателя физические законы, гипотезы, явления.
2. Научить учащихся самостоятельно выделять фантастические и научные идеи, искать аналогии в современных технических средствах и технологиях.
3. Уметь делать сравнения и выводы.
4. Научить работать с новыми компьютерными технологиями, которые пригодятся учащимся в процессе обучения в средней и высшей школе.
5. Разработать свои приёмы и методы в создании мультимедийных презентаций и публикаций.

II. Развивающая:

1. Развивать логическое мышление, память, интерес к художественной и научно – популярной литературе.
2. Развивать образную и монологическую речь.
3. Развивать межпредметные связи с историей, литературой, химией, астрономией, ОБЖ, биологией, технологией.

III. Воспитывающая:

1. Воспитывать самостоятельность при работе с художественной и научно – популярной литературой, находя важные доказательства научности предположений писателя.
2. Воспитывать умение общаться с аудиторией (сверстников и взрослых).
3. Воспитывать умение вести диалог, грамотно, чётко, аргументировано отвечать на вопросы аудитории.

Мастер-класс построен в виде доклада учителя с применением презентации «О жизни и творчестве Жюля Верна»: «Жюль Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в г. Нанте во Франции в семье Пьера и Софи Верн. Профессия юриста в роду Вернов была наследственной, и Жюль тоже должен был стать юристом. В 11-лет он сбежал из дома и нанялся юнгой на шхуну «Корали», отправлявшуюся в Индию. Но отец догнал его на паровом катере и вернул домой. Жюль был выпорот и посажен на хлеб и воду. Хотя он вернулся домой, но сердцем остался на палубе «Корали». Его влекли далёкие страны и необъятные моря. От своего отца он унаследовал любознательность, увлечение наукой и открытиями, любовь к литературе. От матери – живое воображение, отливающее всеми цветами радуги. В 1847 году Жюль отправился в Париж для продолжения учёбы. Там его знакомят с самой колоритной фигурой – Александром Дюма. Именно Дюма посоветовал молодому человеку попробовать себя в литературе. Выйдя как-то от писателя, Верн воскликнул: «То, что он сделал для истории, я сделаю для науки!»

Богатейшее воображение оживляло географические картины, населяло «известные и неизвестные миры» героями – открывателями в географии и науке. Эти отважные люди стали прототипами реальных гениев, достижения которых превзошли позже самые смелые фантазии. В 1863 году вышел его первый роман «Пять недель на воздушном шаре», в котором он ввёл читателей в заблуждение: тогда ещё не было управляемых воздушных шаров. Жюль Верн – основоположник научной фантастики. Однако он подчёркивал: «Я всегда стою одной ногой в действительности». Именно потому, многие из его смелых пророчеств могли в будущем сбыться.

В творчестве писателя можно выделить четыре серии:

  1. Необыкновенные путешествия и приключения.
  2. Фантастика.
  3. История великих событий и путешествий.
  4. Детективы. Юмор и сатира.

Если собрать все его сочинения – стихи, пьесы, романы, рассказы, географические труды, статьи и очерки – составится библиотека из 120 томов. Жюль Верн оставил неизгладимый след в истории научной мысли. Видные учёные, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение Жюлем Верном помогло им найти призвание. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном, - признался К.Э.Циолковский. – Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки».

24 марта 1905 года Жюль Верн умер в Амьене в окружении своих родных от приступа диабета. Незадолго до этого он написал: «Мы умираем, но дела наши продолжают жить, увековеченные теми силами, которые мы вызвали в себе. Мы оставляем на жизненном пути неизгладимые следы. Всё, что происходит, предопределено предшествующими событиями, и будущее – не что иное, как неведомое для нас продолжение прошлого».

Учитель кратко объяснила цели и задачи проекта, рассказала об этапах работы, которая продолжалась в течение двух лет: «Моё внимание и любовь к творчеству Жюля Верна проявилось ещё до проекта, который я представляю Вашему вниманию. На уроках физики я использовала цитаты, фрагменты, описания физических явлений из произведений великого писателя. Например, говоря, о дисперсии света, обращалась к отрывку из рассказа «Зелёный луч», где хорошо описано это редкое природное явление, красочным, поэтичным языком. Объясняя свойства линз, обращалась к фрагментам романов «Путешествие капитана Гаттераса» и «Таинственный остров». Урок становился ярче, а речь богаче и эмоциональнее, что важно для физики – науки формул и определений.

В декабре 2004 года я прошла подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». Вот тогда и родилась идея данного проекта, так как компьютерные технологии дают огромные возможности (Приложение 1). Работа над ученическими проектами началась в феврале 2005 года. Сначала каждый ученик выбрал конкретное произведение Жюля Верна, прочитал его, составил план проекта и выполнил его. Все работы были представлены на школьных научно – практических конференциях, где получили высокую оценку и призовые места. А так же использовались при проведении единого классного часа «Мой любимый писатель» для учащихся десятых классов».

После этого выступила Батагаева Таня ученица 11Б класса с презентацией «Наутилус – реальность или вымысел» по роману «Двадцать тысяч лье под водой». Таня провела анализ конструкции «Наутилуса», сделала сравнение с современной подводной лодкой.

Затем представила свою работу Лаптева Валя ученица 11Б класса «Школа выживания по Ж. Верну» по роману «Таинственный остров» (Приложение 2). Валя показала в своей презентации как «робинзонам», потерпевшие крушение на воздушном шаре в воздухе, пришлось пройти весь путь, пройденный человечеством: начать с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда, домашней утвари, а затем создавать более сложное оборудование и приступить к большим работам.

Далее выступила Батагаева Таня с презентацией «Звезда грёз» по роману «Южная звезда» (Приложение 3), в которой идёт объяснение, способа Ж.Верна получения искусственного алмаза и его сравнение с современными технологиями.

Продолжила мастер-класс Лаптева Валя показом своей работы «Железный великан» по роману «Паровой дом». Она очень интересно делает сравнение «технического чуда» писателя с техникой того времени, когда жил Ж.Верн. Сделала вывод, что «Слон» является прототипом современных машин многопрофильного типа и даже началом робототехники. Работы учащихся отличаются высоким уровнем знания произведений писателя, умением находить интересные факты и представить их как научные гипотезы, которые подтверждены и доказаны современной наукой и техникой.

Учащиеся давали чёткие объяснения заинтересованной аудитории учителей, аргументировано отвечали на вопросы, т.е. смогли достойно представить свои работы.

После показа презентаций учитель Чернышева Л.О. продолжила доклад и завершила его хорошими стихами поэта и учёного В.Я.Брюсова, которые прозвучали как гимн фантасту, предугадавшему пути научного технического прогресса:

Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,
Что тени вымысла плоть обретут для нас;
Что поплывёт судно громадней «Грейт Истерна»;
Что полюс покорит упрямый Гаттерас;

Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;
Что по полям пройдёт, влекомый паром, Слон;
Что «Наутилус» нырнёт свободно в глубь морскую;
Что капитан Робур прорежет небосклон.

Свершились все мечты, что были так далёки.
Победный ум прошёл за годы сотни миль:
При электричестве пишу я эти строки,
И у ворот, гудя, стоит автомобиль…

В заключении мастер-класса присутствующие учителя города (30 человек) задавали вопросы учителю, высказывали пожелания, одобрения данной работе и дали высокую оценку.