Урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема: "Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…"

Разделы: Литература


Цели:

  • обсудить проблему чести и долга в произведении Лермонтова;
  • учить определять мотивы действий героев, давать всестороннюю характеристику персонажам, выделяя их положительные и отрицательные качества;
  • развивать умение систематизировать полученную информацию в виде синквейнов, цитатных планов, аналитических таблиц.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • презентация,
  • раздаточный материал (алгоритм составления синквейна, чистый лист бумаги для творческой работы).

Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защитить то, что любишь, чем жив.
М.Горький

Ход урока

  1. Вступление.

Каждый из нас идёт по своей дороге жизни. Совесть – компас, определяющий верность пути. Честь, чувство долга помогают не размагничиваться прибору совести и не сбиваться с курса.

- Так что же такое честь и долг в вашем понимании?

  1. Словарная работа.

Давайте прочитаем, как эти определения даются в толковом словаре:

Честь - хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Долг - круг обязанностей, безусловных для выполнения.

- Отражены ли эти понятия в «Песне про…»?

Ответы детей.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Ответы детей.

- Да, тема урока – «Проблемы чести и долга в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…».

Работа с эпиграфом.

- Эпиграфом к уроку я взяла слова Максима Горького (зачитываю эпиграф). Почему это стыд и мучение, мы выясним в ходе урока?

  1. Сообщение задач урока.

Наш урок – урок-следствие. Расследуются причины убийства, произошедшего на страницах поэмы Лермонтова «Песня про…». В ходе следствия рассмотрим проблему чести и долга в произведении, определим мотивы действий героев, выдвинем обвинения и организуем защиту персонажей.

У каждого из вас в числе раздаточных материалов есть и чистый лист бумаги. В ходе следственных действий вы можете проявить своё творчество: записать свои мысли, составить цитатную характеристику героев или синквейн, набросать рисунок, написать сочинение-миниатюру по теме урока.

  1. Разграничение композиционных частей произведения.

Прежде чем начинать следствие, восстановим хронологию конфликта. То есть композицию произведения.

Итак, что предшествовало конфликту?

Дети: царский пир и признание Кирибеевича царю о любви к Алёне Дмитревне;

- В чём завязка конфликта?

Дети: в грубых домогательствах Кирибеевича Алёны Дмитревны;

- Назовите основные этапы развития конфликта.

Дети: объяснения Калашникова с женой, сообщение братьям о своём решении отомстить обидчику;

- что является кульминационным моментом произведения?

Дети: кулачный бой;

- Какова развязка поэмы?

Дети: казнь Калашникова.

Итак, вырисовываются причинно-следственные связи:

Любовь свидание кулачный бой

Составим аналитическую карту, чтобы выявить отношение героев к понятиям чести и долга, так как именно они во многом определяют жизненные принципы и действия героев. В первой графе записаны ключевые слова и их общепринятое толкование, я её для вас заготовила, во второй графе мы поместим, как это понимает Кирибеевич, в третьей – Калашников.

  1. Составление аналитической карты (с приведением цитат из текста, Д/З).

Ключевое слово.

Общепринятое толкование

То же в понимании Кирибеевича

То же в понимании Калашникова

1.Любовь.

Для большинства людей это самое прекрасное чувство

Это страсть, это болезнь. Преследующая везде и всюду

Это ответственность. Это объект защиты и заботы

2.Свидание.

Это возможность для влюблённых побыть рядом и поделиться своим счастьем друг с другом

Это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения

Это позор, посягательство на честь не только жены, но и семьи, всего рода

3.Кулачный бой.

Это вид забавы на Руси, иногда способ разрешения спора

Это возможность послужить царю и показать свою силу

Это бой не на жизнь, а на смерть, это долг главы семейства, способ отмщения, способ вернуть себе утраченную честь

5.1. Любовь направляла поступки героев. Чем на самом деле это возвышенное чувство являлось для каждого из них, попробуем определить. Начнём с Кирибеевича.

Дети: Это страсть, это болезнь, преследующая везде и всюду.

- Подтвердите свои мысли цитатами из произведения.

Дети: «Сердце жаркое не залить вином, думу чёрную – не запотчевать»,

«Тяготит она (голова) плечи богатырские, и сама к сырой земле она клонится»,

«Как увижу её, я и сам не свой:
опускаются руки сильные.
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне…»

- А для Калашникова?

Дети: Это ответственность, это объект защиты и заботы.

- А как по тексту?

Дети: «Чтоб… моё имя честное не порочила»,

«Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание».

- Какой тип любви больше соответствует вашему представлению о прекрасном чувстве? (хотели бы для себя такой любви?)

5.2. Завязкой конфликта явилось свидание. Какие мотивы заставили Кирибеевича искать встречи с Алёной Дмитревной?

Дети: это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения.

- Какие строки подтвердят установленное?

Дети: «Лишь не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня».

- Чем стала для Калашникова встреча Кирибеевича с Алёной Дмитревной?

Дети: Это позор не только для жены, но и для семьи, всего рода.

- Как об этом говорится в произведении?

Дети: «А смотрели в калитку соседушки, смеючись на нас пальцем показывали…»,

«Опозорил, осрамил меня…»,

«Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич…»

- Кому такое свидание принесло радость?

Дети: Никому.

- А почему?

Дети: Мне кажется, что никто не испытал радости: Кирибеевич не нашёл взаимности, Алёна Дмитревна пережила испуг, позор, страх перед мужем, людьми, Степан Парамонович испытал чувство унижения собственного достоинства, позора семьи и рода.

5.3. Возникшая в произведении проблема разрешилась в кулачном бою. С какой целью вышел на бой Кирибеевич?

Дети: я считаю, что для Кирибеевича это возможность послужить царю и показать свою силу, потешить народ;

- Поработаем с текстом, найдём подтверждающие цитаты.

Дети: «На просторе опричник похаживает, над плохими бойцами посмеивается…»,

«Так и быть, обещаюсь для праздника: отпущу живого с покаянием, лишь потешу царя нашего батюшку…»,

«Чтобы было чем и похвастаться…».

- А Калашников?

Дети: Для Калашникова – это бой не на жизнь, а на смерть, способ отомстить обидчику, защитить честь семьи.

- Что об этом говорит Лермонтов?

Дети: «Я выйду тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил…»

«За святую правду-матушку»,

«Вышел я на страшный бой, на последний бой…»

- Давайте посмотрим внимательно на составленную таблицу. Есть ли понятия долга и чести в жизненных принципах Кирибеевича?

Дети отвечают

- А у Калашникова?

Дети отвечают.

- Чья честь пострадала в ходе этих событий?

Дети: Обоих, и Кирибеевича, и Степана Парамоновича.

- На чьей стороне ваши симпатии?

Ответы детей

- Ваши мнения разделились, но в следствии надо прийти к истине, Как вы помните, первым совершил убийство Калашников. Попробуем объяснить, а, может, и оправдать мотивы этого преступления. Перед вами различные характеристики героя. О некоторых из них мы говорим сегодня, другие вы выяснили раньше. Распределим их на положительные и отрицательные (Устная работа по распределению). Положительные обозначьте +, а отрицательные - . Какие из характеристик вы отнесли к положительным, к отрицательным. Если бы у вас была возможность составить таблицу, то она была бы такой. (Высвечивается таблица). Давайте посмотрим, не найдём ли мы поводов, чтобы отрицательные характеристики Калашникова свидетельствовали в его же пользу?

  1. Анализ действий Калашникова и его отрицательных характеристик. (на слайде высвечиваются вопросы. Учащиеся выбирают вопрос для ответа самостоятельно)

- А чтобы легче вам было это сделать, ответьте на ряд вопросов: зачем герой совершил умышленное убийство во время потешного боя?

Дети: Он хотел защитить честь жены, семьи, всего рода перед лицом народа.

- Совершив убийство, почему не оправдывается перед царём?

Дети: Не желал предать огласке позор жены, не боялся смерти, так как считал, что шёл на правое дело, такие свои действия считал долгом.

- Почему нарушил христианскую заповедь «Не убий»?

Дети: не нарушив этой заповеди, он не смог бы защитить честь семьи.

- Действительно, ребята, в этом трагедия Калашникова. А в чем, по-вашему, двойственность поступка героя? И может ли быть оправдано его поведение?

Дети: с одной стороны, он становится на защиту чести, с другой стороны, для тех, кто не знает истинной причины, он совершает преднамеренное убийство во время потешного боя,

Чтобы защитить христианские обычаи, ему необходимо было нарушить закон.

- Так можно ли отрицательные характеристики после ответов ребят перевести в разряд положительных?

Дети отвечают.

- Да, я с вами согласна. Именно купец Калашников обладает лучшими человеческими качествами, только такой отец и муж мог выйти на кулачный бой, чтобы восстановить доброе имя своего рода, постоять за поруганную честь жены, по большому счёту против самого царя.

  1. Краткая характеристика героя при помощи синквейна.

- Проведя следственные действия, защитив нашего героя, давайте составим читательскую характеристику в виде синквейна. Вот его алгоритм. В ваших раздаточных материалах имеется такой же.

Работа по составлению синквейнов. (Бегущая строка). Учащиеся зачитывают и комментируют свои синквейны.

  1. Купец.
  2. Молодой, честный.
  3. Зазывает, покупает, продаёт.
  4. Пошёл он домой опечаленный.
  5. Решительность.

- Перед нами купец, у которого своя лавка в Москве. Он молодой, честный, за что уважаем народом. Но сегодня в его лавку никто не зашёл. Опечаленный тяжкими мыслями, не пошёл ли дурной слух о нём в народе, он пошёл домой. Он готов к любым испытаниям, к любым жизненным проблемам, он есть сама решимость.

  1. Муж.
  2. Любящий, понимающий.
  3. Защищает, выходит, убивает.
  4. Идёт на смерть ради чести рода.
  5. Защитник.

- Купец Калашников – настоящий муж, любящий, понимающий. Решает выйти на защиту чести своей жены, не боится смерти, выходит и убивает своего обидчика. Он настоящий защитник.

  1. Обзор творческих работ.

- Вы замечательно справились с составлением синквейнов, ваши комментарии подтверждают общий вывод урока, что Калашников смог достойно защитить то, что он любил, чем жил.

- У кого в ходе урока возникло желание проявить своё отношение к теме урока?

(Проверка творческих работ).

- Молодцы, ребята, вы все замечательно справились с творческими заданиями, показали хорошее знание текста, понимание его проблем, умение анализировать.

  1. Домашнее задание.

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить читательскую характеристику другого героя, Кирибеевича. Это можно сделать при помощи синквейна. И подумайте, как решать современные жизненные ситуации, связанные с проблемами чести и долга.

  1. Вывод.

- Что направляет каждого из нас,
определяя жизни путь?
Любовь? Желания? Мечты?
А что ещё, добавьте вы…

Дети: долг, честь, достоинство.

Порядок написания синквейна:

  • 1 строчка – ключевое слово – существительное, обозначающее тему синквейна;
  • 2 строчка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
  • 3 строчка – 3 глагола, показывающих действие понятия;
  • 4 строчка – короткое предложение, фраза, в которых автор высказывает свое отношение, усиливающие предыдущие две строки;
  • 5 строчка – одно слово, обычно существительное, через которое ученик выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием, подводит итог своим размышлениям.

Примеры выполнения домашнего задания.

  1. Опричник.
  2. Молодой, красивый.
  3. Грустит, позорит, погибает.
  4. Ради своих чувств нарушает закон.
  5. Эгоист.
  1. Кирибеевич.
  2. Любимчик царя, нахальный.
  3. Влюбляется, обижает, наказывается.
  4. Действует как хищник.
  5. Опричник.