Давление твердых тел, жидкостей и газов

Разделы: Физика


Роль и место данной темы в курсе
В школьном курсе физики довольно большое время отводится на изучение темы : Давление твёрдых  тел, жидкостей и газов.

Основные вопросы темы.

Давление и сила давления. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон  Паскаля. Гидравлические машины.  Давление жидкости и газа под действием силы тяжести. Зависимость давления от плотности жидкости. Сообщающие сосуды. Водопровод.  Атмосферное давление . Насосы.  Архимедова сила. Воздухоплавание. Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания.

Перечень уроков по данной теме

  • Первый урок: Давление и сила давления.
  • Второй урок:. Давление газа.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с некоторыми физическими явлениями.

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме
Давление и сила давления.
Передача давления твердым телом, жидкостью и газом.
Закон  Паскаля. Гидравлические машины. 
Давление жидкости и газа под действием силы тяжести.
Зависимость давления от плотности жидкости.
Сообщающие сосуды.
Водопровод.  Атмосферное давление .
Насосы.  Архимедова сила. Воздухоплавание.
Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств
Иллюстрация изучаемого материала,  наглядность при изложении нового материала,  широкое использование возможности моделирования изучаемых процессов и явлений являются очень важными при изучении данного раздела школьного курса физики. 
Методически продуманное использование цифровых образовательных ресурсов также позволит учителю при изучении данной темы сформировать определенные информационно-коммуникативные навыки у учащихся.

Средства обучения (+ТСО)
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания,  набор оборудования для демонстрации опытов.

Использование компьютера при подготовке учителя уроку
Подбор иллюстративного материала,
Подбор ссылок на интернет-ресурсы для демонстрации во время объяснения нового материала и для самостоятельной работы учащихся
Подготовка раздаточных дидактических материалов для  контроля знаний учащихся.
Создание презентаций по следующим темам:

  • Давление и сила давления. Давление газа.
  • Давление газа.
  • Сообщающие сосуды.
  • Измерение атмосферного давления . Опыт Торричелли.
  • Урок –игра.   «Мореплаватели и  Воздухоплаватели».

Ожидаемые результаты обучения
После изучения данной темы учащиеся должны:
знать о   давление твёрдых  тел, жидкостей и газов,
уметь объяснять способы изменения давления в быту и технике,
уметь решать качественные, графические и расчетные задачи, применяя знания о давлении,
иметь представление о гидравлическом давлении,
знать о применении давления  в науке и технике;
понимать принцип работы приборов, действие которых основано на  давлении.

УРОК 1

Тема урока: Давление и сила давления.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

  • демонстрационный набор для показа явления  давления, 
  • раздаточные материалы с заданиями для контроля знаний учащихся,
  • раздаточные материалы с заданиями для групповой работы.

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
электронное издание «Открытая физика»,
виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 кл,
интерактивные творческие задания 7-9 кл,
видеозадачник по физике.

Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Изложение истории открытия явления давления  – начало ХVII века
Изложение нового материала в форме беседы,  а также демонстрационного эксперимента.
Проведение демонстрационного эксперимента.
Решение  задач
Интерактивные творческие задания

Работа учителя на уроке
Организация проблемного повторения материала, изученного на предыдущих уроках.
Изложение нового материала в форме лекции с использованием демонстрационного и модельного эксперимента.
Демонстрация  презентации.
Проведение демонстрационного эксперимента.

Организация обсуждения результатов, полученных при решении  задач.
Обсуждение решения  задач.
Домашнее задание.

Описание деятельности детей
Участие в общей беседе по повторению.
Ведение краткого конспекта лекции по новому материалу.
Участие в обсуждении результатов демонстрационного  эксперимента.
Решение  задач.

Вид классной доски
Тема урока
Задание для решения  задач.
Домашнее задание.

Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока
Перечень параметров, характеризующих давление.
Заполненная таблица для сравнения результатов работы .
Задачи и их решения.
Домашнее задание.

Межпредметные связи на уроке
Биология –особенности условия плавания человека и животных.
Применение знании в быту и технике.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использоваться  компьютер)
Работа с учебником.
Решение  задач.
Подбор и подготовка сообщении на тему : Применение давления в быту, технике, в жизни животных .

Некоторые итоги урока
После изучения этой темы учащиеся должны представлять себе особенности  явления давления.
Учащиеся должны знать применение давления в природе и технике, быту.
Ученики 7-го  класса должны уметь применять полученные знания для решения простейших . задач.

УРОК 2

Тема урока:.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

  • демонстрационный набор для показа давления газа, 
  • раздаточные материалы с заданиями для контроля знаний учащихся,
  • раздаточные материалы с заданиями для групповой работы.

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
электронное издание «Открытая физика»,
виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 кл,
интерактивные творческие задания 7-9 кл,
видеозадачник по физике.

Отличительные особенности («изюминки») данного урока

Изложение истории открытия явления давления газа,
Изложение нового материала в форме беседы,  а также демонстрационного эксперимента.
Проведение демонстрационного эксперимента.
Интерактивные творческие задания
Решение  задач

Описание деятельности детей
Знакомятся с дополнительным материалом по изучаемой теме (в ходе опроса).
Слушают объяснение нового материала с использованием презентации,

Вид классной доски 
Тема урока
Таблица.

Домашнее задание.

Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока
Краткий опорный конспект нового материала со схемами анимаций и интерактивных моделей, использованных учителем при объяснении.
Формула уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
Значение постоянной Планка.
Заполненная таблица .
Решения качественных и графических задач

Межпредметные связи на уроке
Биология – давление вжизни человека и животных.
Применение знании в быту и технике.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен использоваться компьютер)
Работа с учебником.

Некоторые итоги урока
Учащиеся должны познакомиться с понятием давление, изучить природу возникновения давления на стенки сосуда,  в котором  находится газ
Ученики должны знать где используется давление.

Приложение