Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда (10-й класс)

Разделы: Преподавание физики


Оборудование урока:

  1. Электрофорная машина;
  2. Стеклянная палочка, шелк, бумага;
  3. Эбонитовая палочка, мех, сукно;
  4. Электрометр, электроскоп;
  5. Султанчики;
  6. Электрическая лампа на штативе.


Рис.1 Электрофорная машина


Рис.2 Электрометр


Рис.3 Султанчики

Цель урока: Ознакомить с явлением электризации тел и законом сохранения электрического заряда.

Образовательные цели урока:

  • формирование целостной системы знаний по теме: «Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда»;
  • обеспечение усвоения всеми учащимися закона сохранения электрического заряда и экспериментальное его подтверждение.

Воспитательные цели урока:

  • воспитание интереса и положительного отношения к предмету;
  • способствование развитию личности (его внимательность, наблюдательность).

Развивающие цели урока:

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности, реализации возможности развития речи у учащихся;
  • учить раскрывать причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать знания уметь включить новые знания в систему ранее изученных;
  • учить понимать предложенную проблемную ситуацию и провести аргументированное суждение.

Ход урока:

Учитель: Кому неизвестны слова «Люблю грозу в начале мая…». Действительно, гроза – это величественное явление природы, когда небо прочерчивает зигзаги молний, слышны сильные раскаты грома. Невольно задумываешься над тем. Какой это мощный, и к сожалению, неиспользованный источник энергии. В 8 классе вы изучали, что такое молния. Каково ее происхождение. Сегодня мы с вами более детально изучим это явление природы. Сообщение о молнии и причине ее возникновения, а также способах защиты сделает ученик (Иванов Иван).

Учитель: В сообщении упоминалось слово «электрический заряд». Сейчас мы повторим некоторые опыты, показанные вам в 8 классе, и попытаемся разобраться в тех явлениях. которые вы будете наблюдать.

Опыт 1: Подношу, снятую с сушилки стеклянную палочку к бумажному султану. Листочки не расходятся.

Опыт 2: Натираю стеклянную палочку сухой бумагой или шелком и снова подношу к султану. Листочки султана притягиваются к палочке. То же явление наблюдается при поднесении эбонитовой палочки.

Учитель: какие явления мы с вами сейчас наблюдали?

Ответ: Мы наблюдали притяжения листочков султана наэлектризованной палочкой.

Учитель: За счет чего наэлектризовалась палочка?

Ответ: За счет трения.

Учитель: Нам необходимо выяснить каким образом оказались заряженными стеклянная и эбонитовая палочки, и какую роль сыграла в процессе электризации трение? Как понимать слова стеклянная палочка наэлектризовалась?

Ответ: Это значит , что на ней появились электрические заряды.

Учитель: Откуда появились электрические заряды на палочке, ведь рядом с ними не было других наэлектризованных тел или предметов.

Ответ: Очевидно, заряды были на самих телах.

Опыт 3: Повторяем первый и второй опыты.

Учитель: Опыты убеждают нас в том, что до натирания обе палочки были электрически нейтральны. Это значит, что на ней были в равном количестве и положительные и отрицательные заряды.

Учащиеся формулируют выводы:

Вывод 1: Электрические заряды присущи всем телам и некоторым их составным частям. Заряды при любом способе электризации всегда были и возникнуть или появиться не могут.

Учитель: Сейчас нам необходимо выяснить, то надо понимать под словом электрический заряд. Какую теорию мы должны использовать для объяснения электризации?

Ответ: Строение атома.

Учитель: Вспомните, каково строение атома?

Ответ: Атом состоит из положительно – заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра по орбитам.

Учитель: Каков суммарный заряд атома?

Ответ: Атом в невозбужденном состоянии электрически нейтрален. Это значит, что положительный заряд его ядра равен сумме отрицательных зарядов всех его электронов.

Вывод 2: Понятие об электрических зарядах отражает объективные факты: мы не создаем заряды, а они заложены в веществе самой природой. Перемещаться могут только электроны, протоны перемещаться не могут, т,к. они связаны в ядрах огромными внутриядерными силами.

Вывод 3: Носителями электрических зарядов являются электроны. Электрон обладает наименьшим отрицательным зарядом, равным q = -1.6 × 10-19 Кл. Современная физика утверждает, что ни отрицательные, ни положительные заряды сами по себе существовать не могут, кроме того, электрон без заряда, также невозможен как и без массы, он не будет существовать. К частицам, не имеющим электрического заряда, относится нейтрон. Нейтроны вместе с протонами вхо