Методические рекомендации по теме "Организация работы по сохранности библиотечного фонда с использованием ИКТ"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Умение отыскать и собрать информацию-это базовые навыки, которыми должен овладеть учащийся, чтобы самостоятельно заниматься ее поиском в библиотеке. Эти навыки включают и работу с различными средствами поиска информации в компьютерных базах данных и в Интернете.

Сегодня результат процесса обучения зависит от качества информационного обеспечения потребностей педагогов и школьников. Цели, которые стоят перед библиотекой нашей школы:

- Предоставление широкого доступа к информации.
- Максимальное использование потенциала новых информационных технологий и совершенствование традиционных форм обслуживания пользователей.
- Создание условий для коммуникационной и познавательно-практической деятельности пользователей.

Являясь руководителем РМО, поделилась своим опытом работы на семинаре школьных библиотекарей по теме “Организация работы по сохранности библиотечного фонда с использованием ИКТ” (Приложение 1). Безусловно, обеспечение сохранности библиотечного фонда помогает повышению качества учебно-воспитательного процесса, организации информационно-библиографического обслуживания пользователей, но одному библиотекарю справиться с этим сложно. В нашей школе в этом процессе принимают участие директор школы, классные руководители, родители и учащиеся. Работа по сохранности библиотечного фонда включает в себя широкий спектр деятельности:

1. Нормативно-правовая:

- Разработка единых требований по использованию и сохранности учебников с учетом информационных возможностей Интернета.

2. Информационно-деятельностная:

- Проведение рейдов “Как мы сохранили учебники”.

- Проведение библиотечных уроков- презентаций: “Искусство быть читателем”, “ Как делают книгу”, “Как писать отзывы на книгу” и др.

- Организация книжных выставок с использованием сетевых ресурсов: “Книга в твоих руках”, “Книги-новоселы”, “Книги обвиняют”, “Твой учебник-твой портрет”, “Учебники-долгожители”.

- Оформление буклетов: “Возврат книги-обязательное правило для всех”, “Лучший способ отметить прочитанное-выписка, закладка”, “Долговечность книги в ваших руках”

Одной из интересных форм развития читательского интереса и культуры чтения учащихся является презентация книги с использованием мультимедийных технологий. При этом акцент делается на развитие познавательной самостоятельности школьников. На библиотечных уроках учащиеся занимаются рекламой книг, представлением творчества писателей, анонсированием книжных новинок. Исследовательская деятельность пользователей библиотеки стала важной частью процесса получения информации, что создает на библиотечных уроках атмосферу совместного поиска, открытия, успеха.

Любая форма работы с книгой способствует бережному к ней отношению. Среди учащихся нашей школы прошел конкурс “Создай свою книгу сам!” на темы: “Мои любимые животные”, “Самая читающая семья-моя!”, “Птицы - наши друзья”, где ребята показали свои знания и умения в поиске нужной информации. Учащимися была проделана большая проектная деятельность. Они изучали жизнь птиц, историю создания книги, познакомились с творчеством известных художников-иллюстраторов, читая не только справочную литературу, но и используя информационные ресурсы Интернета. Проект позволяет создать условия для развития инфомационно-библиографических умений. Учащиеся старших классов создают электронные презентации на тему “Книжный мир раскрывает тайны”. Учащиеся среднего звена интересуются краеведческой литературой. Большой популярностью пользуется серия “История в ликах городов”. С помощью ИКТ учащиеся выпустили информационный стенд “Моя любимая книга” о произведениях, которые им запомнились и полюбились. В сотрудничестве с учителями-предметниками подбираю нужный материал для заданий и рефератов не только из книг, но и в интернете, для того чтобы продемонстрировать пути поиска информации учащимся.

В этом году наша библиотека пополнилась как классической, так и современной литературой. Это свершилось, благодаря акции “Книга-в подарок!”.

Победив в окружном конкурсе по правовому воспитанию, библиотека увеличила и фонд справочной литературы.

Активность учащихся и разнообразие видов информационного поиска заметно выросли, что подчеркивает эффективность выбранного мною направления работы.

“Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть!”
(Выступление учащихся)

1. Давно ведем мы с книгой дружбу.
2. Она нам служит верно службу.
3. Поможет в счастье и беде.

Вместе: С ней не расстанемся нигде.

Но бывают и такие случаи:

Сценка:

Утро. Ребята спешат в школу. Ученик быстро подходит к школе с диском в руке, другой – тащит сумку еле-еле.

- Привет!

- Привет!

1. Как тебе удается хорошо учиться, если ты в школу ходишь без портфеля, но с учебниками? У меня вот полная сумка, а все равно без тройки ни одна неделя не проходит.
2. А я занимаюсь по электронным учебникам. Вся информация вот здесь. (Показывает диск)
1. Да ты что? А ты разве не знаешь истину: “Испокон века книга растит человека!”
2. Первый раз слышу! Дай почитать?!
1. На.
2. Как интересно!
3. Несмотря на век информационных технологий, книга входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к солнцу, которое освещает все вокруг.

4. Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает нам и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует и на 300 лет назад в историю и на 300 лет вперед, в будущее.

5. Актуальный лозунг наших дней:

Вместе: Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть”

В нашей школе проведено ряд мероприятий:

6. (шаг вперед) Акция: Сбор макулатуры!

Читая справочную литературу, мы узнали, что 20 кг. макулатуры сохраняют одно дерево.

Подсчитали: учащиеся собрали 1200 кг. макулатуры. Значит, мы уже сохранили от вырубки 60 деревьев. А это целая роща!

Чтобы напечатать 3тыс. учебников, расходуется примерно 1 тонна бумаги. Для ее изготовления необходимо срубить 40 деревьев.

В парке Победы высажена “Аллея выпускников.

Хором: Сохраняя деревья – даем каждому учебнику – новую жизнь!

Акция: “Книга-долгожитель”.

В нашей библиотеке работает “Книжкина больница”. Мы, члены библиотечного актива, помогаем младшим подклеивать книги, рассказываем им о правилах пользования библиотекой, об истории создания книги, проводим рейды по сохранности учебников, организуем выставки “Доктором каждый, быть может из вас в свободный день, в свободный час!”.

В нашей библиотеке есть книга-долгожитель.

Д.Н.Мамин-Сибиряк “В каменном колодце”, год издания-1941! Эта книга выдержала годы военных испытаний, прошла долгий путь и стала музейным экспонатом нашей школы. Радует нас и сейчас.

Хором: Книга – твой друг! Береги ее.

Акция: “100 добрых дел школе!”

Педагоги, родители, ученики нашей школы пополняют библиотеку, делясь со всеми знаниями и информацией о своих любимых произведениях.

Хором: Имея доброе сердце, мы хотим, чтобы в нашей библиотеке были самые лучшие книги!

Акция:

В День Открытого урока чтения прошла акция “Почитай мне!” Старшеклассники читали книги младшим школьникам. Были использованы книги известного клоуна Юрия Куклачева “Школа доброты”. Малыши рассказывали о своих питомцах. Учащиеся 2 классов показали сценку из сказки “Лиса и волк”. Была организована книжная выставка “Литературные герои”

Хором: “Книга – друг ученика!”

Акция: “Создай свою книгу сам!”

Учащиеся на собственном опыте поняли, как много труда, творчества вкладывается в создание книги, как бережно необходимо обращаться с ней.

Хором: “Мы любим свою библиотеку, она дает нам много информации”.