Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. Морской транспорт"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • репродуктивный проблемный,

  • частично поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная,

  • индивидуальная

Средства обучения:

  • Горецкий В.Г. и др. Русская азбука: Учебник для 1 класса. – 5-7-е изд. – М.: Просвещение, 2001-2003,

  • Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.,

  • Ожигов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под. ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984 – 797 с.,

  • Иллюстрации (филин, сорока, жук, кораблики, фокусник),

  • стихи,

  • сказка «Фокусник Федя»,

  • рассказ «Филин»,

  • загадки

Цель урока:

  • Познакомить с новыми буквами и новыми звуками.
  • Формировать навыки чтения, умение правильно ставить логическое ударение, умение работать с текстом.
  • Воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть, как вы работаете на уроке, чему научились.

  1. Чистоговорка.

ра-ра-ра – сегодня пасмурно с утра.
ри-ри-ри – утром в школу мы пришли.
ок-ок-ок – начинаем мы урок.

  • Ребята, как фыркает ёж? (фр-фр-фр)
  • А как поёт песенку синичка? (фью-фью-фью)
  • А как пыхтит каша? (пф-пф-пф)
  • Какие новые звуки вы услышали? [ ф] [ ф’]

Значит сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками [ ф] [ ф’ ] , буквой Ф.

  1. Ребята, а кто же это?

Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин)

А кто же здесь спрятался, давайте прочитаем Приложение 1:

«До ночи не будить» Филин.

Нам сейчас ребята прочитают стихотворения о Филине.

1.

Филин в чаще
У-ух, да у-ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.

2.

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши, прячутся, дрожа.

3.

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.

Филин – крупная хищная птица из отряда сов. Крылья у неё широкие, глаза красно-оранжевые. Летает без шумно. Голос – глухое громкое «у-ху». Питается – грызунами, птицами. Гнездо строит на земле, в скалах. От всех других сов отличается хорошо заметными пучками перьев – «ушами», оперёнными пальцами и яркой окраской.

  1. Артикуляция при произношении звуков [ ф] [ ф’] .

Филин. Какой новый звук услышали?

[ ф’] – согласный, непарный, глухой, мягкий.

Шарф. Какой новый звук услышали?

[ ф] – согласный, непарный, глухой, твёрдый.

  1. Игра «Узнай звук».

Встаём, если услышите звуки [ ф] [ ф’ ] в словах:

фартук   

ваза

фонтан

фикус

Вася

ферма

вагон

фартук

  вилка

  конфета

  фанера

  кофта

  1. Придумайте свои примеры слов.

  2. А это кто?

Фокусник – артист, показывающий фокусы. Послушайте сказку «Фокусник Федя». Запомните слова со звуками [ ф] [ ф’] , которые встретятся в сказке.

Фокусник Федя.

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано: «Спешите видеть!

Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!

Фонтан из пустого флакона!

Моментальная фотография без фотоаппарата!»

– Фи, – сказал филин Федя, - с волшебным фонариком каждый сможет. А я без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?

– У меня, – сказала медведица и притащила фикус в горшке.

– Ставь на пенёк и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

– Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! – Потом как сдёрнет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги фикус – пополам.

– Я тебе за такой фокус знаешь, что сделаю? – взревела медведица.

– Поучись сначала, а потом уже фокусы показывай, факир–недоучка! ...

(Г. Юдин)

  1. Доскажите словечко.

Мама вяжет длинный … (шарф),
потому что сын … (жираф).
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари).

9. Выщипывание буквы Ф

  • На что похожа буква?
  • на ножницы;
  • на летящий вверх самолёт;
  • на птицу и т.д.
А вот весёлый Карандаш говорит об этом так:

С буквой этой на носу
Филин прячется в лесу.
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки.
Всем известно без подсказки,
Буква Ф, – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

А где в кассе букв стоит новая буква?

А кто её соседи?

На ленте памяти назовите пару. ([ ф] [ в] )

Напечатайте три раза Ф. Ф Ф Ф

  1. Летела мимо сорока и решила послушать, как мы читаем Приложение 2.

  2. Проползал Жук и взял с собой новую букву. Давайте попробуем прочитать слова, в которых потеряласьновая буква.

   ламинго – птица находиться под охраной.

   азан – живут около водоёмов.

   лаг – Российский государственный знак.

На каждом корабле есть флаг. Русский флот ходит под Андреевским флагом.

   лот – Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

В прошлом люди плавали на парусных кораблях. Место возникновения российского флота – Воронеж. Первым русским морским военачальником был Пётр I. Он построил г. Санкт Петербург и сделал выход в Балтийское море. А оттуда в другие Европейские страны.

Ребята, а какой морской транспорт изображён на странице 194-195 учебника.
  1. Чтение слов и стихов на странице 194-195 учебника «Русская азбука».

  2. Исключите лишнее слово.

фиалка

книга

картофель

Все растения можно назвать, одним словом

К группе флора мы включаем названия растений, имеющих букву .

Фикус – тропическое вечнозелёное дерево с широкими овальными листьями.

Фасоль – бобовые растения с длинными узкими плодами.

Кофе – напиток из молотых зёрен кофейного дерева.

Шалфей – растение, которое применяется в медицине для лекарственных настоев.

Тимофеевка – луговой кормовой злак.

Дельфин

Филин

Мяч

Всех животных можно назвать, одним словом 

К группе фауна мы включим названия животных с буквой .

Фазан – крупная промысловая птица из отряда куриных.

Форель – небольшая промысловая рыба из рода лососевых с красными и чёрными пятнами.

Фламинго – южная водяная птица.

Дрофа – крупная степная птица.

Жираф – африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами.

  1. Чтение рассказа «Филин».

Филин

Филин живёт дольше многих птиц, порой до 70 лет. Наверное, поэтому его считают мудрецом. Глаза у него как два больших фонаря. За острое зрение и тонкий слух его называют пернатой кошкой.

  1. О ком говориться в тексте?

  2. Что нового вы узнали об этой птице?

  3. Почему филина называют пернатой кошкой?

  4. Сколько слов с буквой Ф встретилось в тексте? (Три)

  1. Ребята, какое время года наступило? (Весна)

Скоро побегут ручьи. И многие из вас будут пускать кораблики. Наши кораблики необычные. Составь слово Приложение 3.

  1. Итог:

  • С какими новыми звуками, и какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
  • Дайте характеристику звуку [ ф ] [ ф’].
  • Вспомните слова с новыми буквами, и кто больше назовёт?
  • Расскажите дома, что нового вы сегодня узнали, а в этом вам поможет филин.