Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов "Доверие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.  Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.

В нашем дошкольном учреждении проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов обозначалась постепенно, поэтапно. Сначала это было недовольство повышением требований при прежних условиях труда. Затем все чаще стало проявляться недовольство педагогов друг другом: ведь каждый знает, как нужно работать, уверен, что именно он «тянет» на себе всю нагрузку, и считает своим долгом научить напарника работать «как надо». Экономическая нестабильность и недостойные зарплаты тоже сделали свое дело: появилась апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.

А в периодике все чаще стала появляться информация об «эмоциональном выгорании», о необходимости реабилитации психического здоровья педагогов. Педагоги вели открытый диалог, делились своими проблемами, предлагали варианты их преодоления.
Так и в своей практике я постепенно пришла к созданию системы работы с педагогами. Сначала это были небольшие сообщения на педагогических советах: «Эмоциональная культура педагога», «Как мы общаемся», «Приручение эмоций», «Психологический микроклимат в коллективе». Затем при проведении учебы для руководителей дошкольных образовательных учреждений района возникла необходимость в семинаре-практикуме «Повышение стрессоустойчивости в период прохождения аттестации». Потом я стала использовать любую возможность при общих сборах педагогов (педсоветы, собрания, мастер-классы, совещания) для проведения мини-тренингов с использованием экспресс-диагностики и практических упражнений здоровьесберегающей тематики. Материал накапливался, складывалась система работы. Главным стимулом стали воодушевленные отклики самих педагогов, действенная обратная связь, что подтвердило правильность выбранного мною направления,  необходимость работы по данной тематике. Прошло три года  с момента первых попыток обозначить проблему психического здоровья  педагогов. На сегодняшний день мне кажется логичным объединить весь накопленный опыт в единую программу –

Авторскую программу работы педагога-психолога
по сохранению и укреплению
психического здоровья педагогов «Доверие».

Цель программы:

  • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
  • развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
  • формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Направления работы педагога-психолога:

  • психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги,психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

После трех лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:

  • значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
  • повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
  • сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
  • повысилась мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Авторская программа «Доверие» включает в себя копилку информационного материала (статьи, консультации, стендовая информация, памятки, советы и рекомендации), а также  тематические тренинговые встречи в формате психологических гостиных.

     Темы этих встреч самые разнообразные:

  • «Психологическое самочувствие воспитателя. Профессиональные деформации. Синдром эмоционального выгорания»
  • «Душа коллектива. Тайна мандалы»
  • «Толерантность. Лестница духовного роста»
  • «Личность педагога – инструмент воспитания»
  • «Эмоциональная культура педагогического общения»
  • «Я – воспитатель. Инициация в профессию»
  • «Релаксация – полезная привычка»
  • «Главней всего – погода в ДОУ. Психологический микроклимат»
  • «Арттерапия.Цвет моей судьбы»

С некоторыми из разработанных автором тренингов можно познакомиться в приложении.