Урок "Виды предложений по цели высказывания" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания,
  • Учить:
    а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания;
    б) ставить знаки препинания в конце предложения;

Развивающие:

  • Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные:

  • Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.

Оборудование:

1. Диск с аудиозаписью отрывка из сказки Антуана Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
2. Наглядные пособия. Плакат с вопросительными словами.
3. Учебник.
4. Раздаточный материал. (см. Приложение1, Приложение2, Приложение3, Приложение4)

1. Проверка домашнего задания.

Сбор тетрадей с Д/з.

2. Постановка целей урока для учащихся. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке речь у нас пойдет о видах предложений по цели высказывания.

Записываем число, кл.работа, тему урока: Виды предложений по цели высказывания.

Вопрос классу: Подумайте, от какого слова образовалось слово “высказывание”? Назовите однокоренные слова.

Уч-ся: сказать, рассказать, сказ.

Учитель: выделим корень -сказ-.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, с какой целью мы сказываем, т.е. произносим, говорим предложения.

Наша с вами сегодня задача – научиться находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, а при записи их ставить нужные знаки препинания.

На доске:

Цели:

- изучить виды предложений, различные по цели высказывания,
- научиться находить,
- правильно произносить предложения с различной целью высказывания,
- ставить нужные знаки препинания.

Давайте послушаем отрывок из сказки Антуана Сент-Экзюпери “Маленький принц” и обратим внимание на то, какие здесь разные предложения: одни сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих содержится просьба.

Слушаем аудиозапись; одновременно раздаётся текст на листах. (см.Прирожение 1)

Давайте найдем предложения, которые содержат информацию.

Ученики приводят примеры.

Какие предложения спрашивают о чем-то.

Примеры.

В каких предложениях содержится просьба.

Примеры.

Вы видите, что каждое предложение произносится с определенной целью, т. е. эти предложения разные по цели высказывания.

Самостоятельные наблюдения на стр. 56 учебника. (Прочитайте материал и назовите, какие бывают предложения по цели высказывания)

(Ученики читают и называют).

В тетрадь записываем: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Вопрос классу: Какая морфема объясняет нам значение слов?

Ученики: корень.

Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.

Повествовательные -весть-
Вопросительные -вопрос-
Побудительные -буд- (будить, побуждать)

Учитель: А теперь обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие из этих знаков вам хорошо известны?

Ученики: ТОЧКА. Она встречается в повествовательных и побудительных предложениях.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК встречается в вопросительных предложениях.

Учитель: Какой из знаков не часто нам встречается?

Ученики: многоточие.

Учитель: С помощью этого знака передается волнение, прерывистость речи, паузы, незаконченность мысли.

А теперь потренируемся. Прочитайте следующий текст (Приложение 2) из этого произведения и выпишите по одному примеру на повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Ребята работают с текстом и выписывают предложения.

Колодец, к которому мы пришли…

Несколько человек читают выписанные предложения. Проговаривают знак в конце предложения.

Промежуточная рефлексия.

Учитель: Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы сейчас решили? (Ученики: изучить виды предложений, различные по цели высказывания, ставить нужные знаки препинания).

Достигли ли мы поставленных целей?

Учитель: Вы, наверное, заметили, что мы произносим эти предложения с различной интонацией.

Прочитайте, пожалуйста, в памятке правила произношения различных по цели высказывания предложений.

Раздается памятка. (Приложение 3)

Работа в парах: выполняем упр. 143 учебника (Баранов, Ладыженская. Русский язык 5 класс) (Прочитать предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа)

На доске плакат “Вопросительные слова” (ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ОТКУДА? КТО? ЗАЧЕМ?…)

Учитель: Что это за слова?
Ученики: Вопросительные
Учитель: В каких предложениях по цели высказывания они встречаются?
Ученики: В вопросительных.
Учитель: Как читаются предложения с этими словами?
Ученики: С вопросительной интонацией, выделяя голосом вопросительное слово.

Приложение 4

Задание 3. Наблюдение над вопросительными предложениями.

Вопрос классу: Посмотрите на предложения и постарайтесь про себя ответить на них. Сделайте вывод о том, какое количество ответов возможно дать на поставленные вопросы, содержащие вопросительное слово.

(Где твой дом? Откуда ты прилетел? Кто ты такой?)

Тренировочное упражнение.

Прочитайте отрывок из “Маленького принца” (Приложение 2, задание 2) с правильной интонацией.

Работа в парах: чтение отрывка с правильной интонацией.

Выборочная проверка.

Промежуточная рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте с вами опять обратимся к нашим задачам, поставленным в начале урока. Какую задачу мы сейчас с вами решали? (правильно произносить предложения, различные по цели высказывания)

Закрепление материала.

Учителем записываются на доске предложения:

Пусть книга будет тв…им к…раблем в океан… знаний
Можно ли прож…ть без книг
Книга – твой дру… и товарищ(ь)

Задание: Определите, какие предложения по цели высказывания. Спишите их, поставив нужный знак в конце предложения. Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

(Работа индивидуальная. Затем по 1 чел. у доски. Остальные - взаимопроверка и самопроверка).

Домашнее задание: Упр. 147 учебника по заданию.

Общие выводы и рефлексия.

Итак. Какие задачи мы ставили на уроке сегодня? (смотрим на запись на доске)

Ребята их читают.

По мере чтения, учитель спрашивает: какие вы знаете предложения по цели высказывания?

Беседа о результатах работы (Что узнали? Чему научились? Какие трудности возникли?)

Выставление оценок за урок.