Авторская образовательная программа (дополнительного образования детей) "Природа вокруг нас"

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 3 часа в неделю). Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Актуальность программы

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.

Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Цель программы

Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.

Задачи программы

  1. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
  2. Развитие экологического мышления у детей.
  3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
  4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
  5. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
  6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
  7. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
  8.  Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
  9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана на учащихся 8 – 13 лет при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 1,5 часа x 2 раза в неделю).

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
  • групповые практические занятия:
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
  • общешкольные мероприятия по экологии;
  • участие в природоохранных акциях.

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Москве, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

Учебно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

1.

Природа вокруг нас

9

15

24

2.

Экология – наука о нашем доме

9

9

18

3.

Человек и природа

3

6

9

4.

Экомониторинг

3

9

12

5.

Охранять и защищать

6

9

15

6.

Театр экологических знаний

6

3

9

7.

Календарь экологических дат

3

6

9

8.

Экология и жизнь

6

6

12

занятия

Темы занятий

Кол-вочасов

Сентябрь

1

Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы.

1,5

2

 Важность и значимость экологического движения в школе.

1,5

3

Обсуждение и планирование мероприятий программы.

1,5

4

Работа с календарем экологических дат.

1,5

5

Экскурсия в Битцевский лесопарк.

1,5

6

Экологические организации.

1,5

7

Организация и проведение в начальной школе конкурса «Уголок природы».

1,5

8

Подбор материала и выступление на линейках в начальной школе.

1,5

 

Октябрь

 

9

Оформление отчета о проделанной работе в сентябре-месяце и его оформление.

1,5

10

Подведение итогов конкурса «Уголок природы»

1,5

11

Фотоконкурс «Наш округ – крупным планом»

1,5

12

Подготовка саженцев к проведению акции «Озеленение классов»

1,5

13

Проведение акции «Озеленение классов»

1,5

14

Освещение работы кружка в начальной школе.

1,5

15

Беседа с учащимися 6 класса по теме «Возрастные особенности, специфика общения и работы с учащимися начальной школы».

1,5

16

Подведение итогов фотоконкурса «Наш округ – крупным планом». Награждение победителей.

1,5

 

Ноябрь

 

17

Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяце и его оформление.

1,5

18

Основные принципы охраны окружающей среды.

1,5

19

Основные принципы экомониторинга.

1,5

20

Кинолекторий для учащихся начальной школы.

1,5

21

Работа в школьной библиотеке. Создание информационного вестника «Книги о природе»

1,5

22

Подготовка и выступление на линейках в начальной школе.

1,5

23

Съемка видеосюжета «Экология и жизнь»

1,5

24

Подбор информации и помощь в обновлении материала
«Уголков природы» в начальной школе.

1,5

 

Декабрь

 

25

Оформление отчета о проделанной работе в ноябре- месяце.

1.5

26

Подбор природного материала для изготовления поделок к Новому году.

1.5

27

Изготовление сувениров из природного материала к Новому году. Поздравление учителей школы.

1.5

28

Кинолекторий. Календарь экологических дат.

1.5

29

Человек - часть живой природы.

1.5

30

Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.

1,5

31

Проведение Театра экологических знаний

1.5

32

Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц.

1,5

 

Январь

 

33

Оформление отчета о работе в декабре месяце.

1.5

34

Проведение акции «Покорми птиц зимой»

1,5

35

Изготовление наглядных пособий из природного материала для уроков окружающего мира.

1.5

36

Подготовка и участие на линейках в начальной школе.

1.5

37

Кинолекторий для начальной школы «Календарь экологических дат»

1.5

38

Подбор и смена информации в уголках природы в начальной школе.

1.5

39

Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Москвы в опасности»

1.5

40

Распространение листовок среди учителей и родителей школы.

1,5

 

Февраль

 

41

Оформление отчета о работе в январе месяце.

1.5

42

Кинолекторий «Календарь экологических дат».

1.5

43

Основные принципы экомониторинга.

1.5

44

Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.

1.5

45

Проведение Театра экологических знаний.

1.5

46

Подбор природного материала для изготовления поделок.

1.5

47

Изготовление сувениров из природного материала.

1.5

48

Экскурсия в Полионтологический музей.

1.5

 

Март

 

49

Оформление отчета о работе в феврале месяце.

1.5

50

Кинолекторий «Календарь экологических дат»

1.5

51

Направления современной экологии.

1.5

52

Разнообразие растений вокруг нас.

1.5

53

Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц.

1.5

54

Работа с гербариями и чучелами кабинета биологии

1.5

55

Разработка «Экологической тропы».

1.5

56

Анализ накопленного материала.

1.5

 

Апрель

 

57

Оформление отчета о работе в марте месяце.

1.5

58

Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант.

1.5

59

Экология и экономика.

1.5

60

Подбор материала и подготовка к Театру экологических знаний.

1,5

61

Проведение Театра экологических знаний.

1.5

62

Проведение акции «Озеленение школы»

1.5

63

Подготовка и участие в линейках начальной школы.

1.5

64

Подбор и смена информации в уголках природы.

1,5

 

Май

 

65

Оформление отчета о работе в апреле месяце.

 

66.

Спортивная эстафета «Природа вокруг нас».

1.5

67.

Кинолекторий «Календарь экологических дат».

1.5

68.

Посещение музея Дарвина.

1.5

69.

Методы изучения видимой флоры и фауны.

1.5

70.

Круглый стол. Результаты работы в2008-2009 уч.г.

1.5

71.

Подведение итогов работы учащихся. Награждение.

1.5

72.

Оформление и сдача отчета о проделанной работе.

1.5

Краткое описание тем

  1. Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
  2. Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
  3. Человек и природа. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.
  4. Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
  5. Охранять и защищать. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.
  6. Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
  7. Календарь экологических дат. Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.
  8. Экология и жизнь. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.

Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
  • работа с учебной и художественной литературой;
  • подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
  • работа с использованием компьютерных программ;
  • техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
  • практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.