Гендерная социализация школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


О.Б.: Наша задача – сделать вас единомышленниками, союзниками. Это случается вовсе не каждый раз. Очень часто приходится наталкиваться на упорное сопротивление непривычным идеям. И чтобы преодолеть его нужно найти такие «аргументы и факты», которые сработают именно в этом конкретном случае. Например, суметь убедить в том, что соблюдение принципа гендерного равенства – одно из важнейших условий нормального функционирования демократического общества. Ведь демократия означает, прежде всего, ответственность и заинтересованность всех граждан - как мужчин, так и женщин – в делах общества.

Н.Н.: До сих пор, в соответствии с традициями, считается, например, что мужчина непременно должен быть сильным, рвущимся к власти, должен много зарабатывать. А женщина – социально пассивной, домашней, уютной, зависимой от мужа.

О.Б.: Но жизнь опрокидывает эти стереотипы. И мужчинам, и женщинам пришлось в годы реформ в своем реальном поведении отказаться от них. Тысячи женщин оказались гораздо более приспособленными к новым временам в России, чем их мужья. Многие из них возглавили крупные предприятия, открыли свое дело. Их мужьям пришлось взять на себя заботу о доме и детях. Они освоили новые роли.

Н.Н.: Но не поменяли в соответствии с ними отношение к своей идентичности – к тому, что соответствует «мужественности» и « женственности». Отсюда – домашние ссоры, недовольство собой и жизнью, постоянные стрессы. Согласно статистике число самоубийств среди мужчин трудоспособного возраста было почти в 8 раз выше, чем среди женщин. Отравление алкоголем выше в 6 раз. Печальная статистика.

О.Б.: Гендерное просвещение является одним из способов избежать таких катастроф. Оно ориентирует людей на новую реальность, с новыми ценностями и нормам социального поведения.

Н.Н.: Я с вами, О.Б., не согласна, и хочу задать вопрос нашей аудитории: а как вы считаете мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному? ( Выслушать мнения)

Н.Н.: Я считаю, что девочек и мальчиков нужно воспитывать по-разному. У них должны быть разные роли, ценности и поведение. Девочка должна выполнять свое природное предназначение. Девочку нужно воспитывать как будущую мать или скорее всего, как будущую жену.

О.Б.: То есть вы хотите сказать, что воспитание мальчиков имеет милитаристический характер, а девочек – унижающий их человеческое достоинство?

Н.Н.: Да, обычно девочки не защищают себя. Они пугаются любой угрозы или даже грубых слов. Они боятся кричать потому что это не женственно. Это говорю я из своей практики работы в школе. Родителям была предложена анкета из 11 вопросов по теме « Влияние семейных отношений на формирование гендерных ролей». Ответы показали, что 75 % родителей считают, что девочек и мальчиков надо воспитывать по- разному. На уровне первичной социализации « в кругу семьи» уже происходит ориентация на патриархальные ценности. Родители считают, что в мальчиках надо воспитывать мужественность, смелость, ответственность, порядочность, уверенность. А в девочках нежность, ласку, доброту, чистоплотность, уважение, качества необходимые будущей женщине – матери, а мальчику соответственно будущему отцу – главе семейства. Применяют насильственные методы воспитания к мальчикам 30% родителей, к девочкам – 8 %.

О.Б.: Это самое страшное последствие такого воспитания – принятие насилия над собой и последующее самообвинение. Девочкам прививают второсортность. Им говорят, что мужчины умны, а женщины глупы; что они должны отвечать не только за свое поведение, но и за поведение мужчины. Первые уроки презрения к своему полу девочка обычно получает от своей матери. Выходит, что семейное воспитание исходит из патриархальных традиций, не предполагающих соблюдение равноправия среди мужчин и женщин. Исповедуя гендерный подход в педагогике мои единомышленники утверждают, что мужчины и женщины имеют биологические и индивидуальные различия, но эти различия не могут быть основанием для установления иерархии между людьми или иной дискриминации по признаку пола.

Н.Н.: В наше время поло - ролевой подход настолько востребован, что и в его рамках и за его пределами используются понятия мужской и женской роли. О.Б., давайте постараемся дать научное обоснование своим словам? Пол – это анатомические, гормональные и физиологические различия между мужчинами и женщинами.

О.Б.: Гендер – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующего для мужчин и для женщин. ( Э. Гидденс, цитируется по кн. С. Айвазовой « Гендерное равенство в контексте прав человека» М., 2001, с.6).

Гендер, по мнению исследователей, самый ранний, центральный и активно – организующий компонент « Я – концепции» личности, одна из системообразующих, фундаментальных ее структур ( Клецина И., 2003). Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой сложную систему, включающую в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты, гендерные стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.

Маскулинность и фемининность – это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Как правило, представления о нормативной фемининности и маскулинности в той или иной культуре существуют в виде устойчивых социальных феноменов – гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы – это разновидность социальных стереотипов, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям « мужское» и « женское».

Гендерные установки – субъективная готовность индивида к поведению, выражающему его гендерную идентичность, стремление к исполнению гендерной роли.

Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Гендерные роли зависят от культуры и от исторической эпохи. Согласно теории Хофстеде различия в гендерных ролях зависят от степени социополовой дифференциации в культурах или степени маскулинности и фемининности той или иной культуры.

Н.Н.: В процессе социализации ребенок проходит два этапа: сначала как объект общественных отношений, а затем как их субъект. Как к объекту социальная среда предъявляет к человеку определенные требования, ролевые ожидания, сообщает основные моральные нормы и ценности. Социализируясь, ребенок усваивает эти правила. Школа, это та социальная среда, где ребенок начинает активно действовать как субъект общественных отношений.

О.Б.: Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Почти однозначно, что мальчиков не воспитывают как будущих отцов или мужей, а только как мужчин. Мальчикам внушают что они должны уметь драться, никого не бояться. Милитаристическое воспитание имеет своим результатом агрессивного мужчину, желающего воевать, жаждущего геройства и совершения подвигов. Русская мужественность – в беспробудном пьянстве, нелитературной речи, в желании подчинить всех домочадцев. Мальчики теряют образец для подражания. Все это сложившиеся стереотипы.

Н.Н.: Наблюдения ,проведенные в начальных классах, показали, что проступки мальчиков вызывают иную реакцию учителей, чем провинности девочек. Мелкие нарушения дисциплины, сделанные девочками, вызывают активное неодобрение учителями. Тогда как такие же действия мальчиков « сходят им с рук». Со стороны учителей и родителей на девочек оказывается сильное давление с тем чтобы заставить их беспрекословно подчиняться всевозможным нормам, правилам поведения и традициям.

По-разному объясняют учителя плохие успехи учениц и учеников. Неуспех девочек учителя объясняют отсутствием способностей. Тогда как плохие отметки мальчиков связывают с недостатком трудолюбия, усилий по- конкретному предмету. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу. В скрытой форме их поощряют принять то, что есть, как должное. Обратное справедливо для мальчиков. Их настраивают работать больше, чтобы добиться успеха.

О.Б.: Я хочу подчеркнуть, что нет нужды делать девочек или женщин более похожими на мальчиков или мужчин или наоборот. Цель всех усилий помочь и тем и другим стать частливыми людьми. Т.е. людьми компетентными, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, получающими удовлетворение от семьи и работы, уверенных в себе и своем будущем.

Осуществлять гендерный подход в образовании – это анализировать и моделировать потенциал воздействия каждого элемента воспитательной системы общеобразовательного учреждения на становление модели гендерной идентичности ребенка. Цель – уход от традиционной « гендерной» схемы, создание условий для формирования андрогинности, как наиболее эффективной основы самоактуализирующейся личности.

Что такое андрогиния? Это понятие, введенное американским психологом Сандрой Бем, для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Андрогинные люди характеризуются тем, что менее жестко или вовсе не придерживаются половых норм, легче переходят от мужских занятий к женским и наоборот, а в итоге – более успешны в жизни. Мужчины с андрогинными характеристиками не считают для себя унизительным выполнять женскую работу. Женщины с андрогинными характеристиками, оставаясь женственными умеют легко сочетать дела домашние с успешностью в карьере. Общество, модернизирующееся с каждым годом требует все больше андрогинности. Если избегать жесткой половой стереотипизации в воспитании детей то это способствует проявлению и развитию у школьников всех задатков и одаренностей, увеличивает их шансы на жизненный успех.

Н.Н.: Что значит избегать половой стереотипизации воспитания? Для начала нужно изменить подходы в работе с детьми, пересмотреть концепцию социализации. Как реконструировать гендерные стереотипы традиционной культуры? Где взять технологии воспитания?

О.Б.: Конечно же, переход от традиционно гендерных ролей к новым равноправным отношениям – болезненный, сложный и напряженный процесс. В одной из своих книг феминистская исследовательница Голберг советует: в мальчиках – развивать мягкость и чуткость; учить их больше сосредотачиваться на процессе; научить их не бояться признавать свой страх и не бояться поражений; в девочках – развивать самостоятельность и напористость; учить их больше сосредотачиваться на цели; не стесняться допускать агрессивность и, главное, развивать свои таланты и не бояться успеха. Может нам стоит прислушаться к советам специалиста и именно так готовить к жизни наших детей?

Н.Н.: Но это лишь теория. До понимания же далеко. «Слабому полу» - второстепенная роль. «Сильный пол» - защитник, воин, добытчик…

Уважаемые коллеги, сейчас вы выслушали две точки зрения. Мы не навязываем ни ту, ни
другую. Выбор за вами…

Литература:

  1. Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека., М., 2001.
  2. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. В 2-х ч., Мурманск, ОУ КРЦДО иРЖ, 2001.
  3. Женские гендерные исследования в системе университетского образования. (Интернет источники.)
  4. Воронина О.А. Категории пол-гендер в философии феминизма. Философские исследования, 1995, № 4.

Приложение. Анкета.