Статья "Сотрудничество школы и семьи - залог успешной социализации нравственной личности младшего школьника"

Разделы: Социальная педагогика


Проблема воспитания нравственности остаётся одной из наиболее значимых в системе образования. Отсутствие у ребёнка знаний о моральных нормах и принципах, невоспитанность нравственных чувств и поведения в будущем может помешать его нормальной жизни в обществе, что противоречит реформированию и развитию образования в России.

Одним из важнейших факторов успешного становления личности, её нравственной стороны является сотрудничество школы и семьи.

Сотрудничество – есть совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает: чёткое осознание единства целей; чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон; взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Функциональное сотрудничество возможно. Для этого необходимо сделать родителей не мнимыми, а действительными участниками воспитательного процесса. А любой процесс всегда взаимодействие.

Успех сотрудничества школы и семьи особенно зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной смысл этих требований сводится к следующему.

  1. Отношения в системе “учитель-ученик” должны строго соответствовать нормам педагогической этики.
  2. Учитель должен глубоко осознавать основы этико-педагогического взаимодействия и причины возможных противоречий с родителями.
  3. Отношения в системе “учитель–семья–ученик” должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и актуальном участии родителей.

Сотрудничество школы и семьи специфично, ведь оно протекает в разных пространствах жизнедеятельности ребёнка. Именно поэтому оба партнёра должны чётко осознавать воспитательную стратегию и владеть тактикой взаимодействия.

Опыт показывает, что сотрудничество школы и семьи эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.

1. Классный руководитель и семья.

Перечислим некоторые формы работы, которые использует классный руководитель во взаимодействии с семьями учащихся: классные собрания (текущие, тематические, итоговые); совместные празднования, экскурсии; походы; поездки; организация внутриклассных и межклассных кружков; чаепитие; классные библиотеки; родительские уроки; спортивные семейные секции; выпуск классной газеты; организация фотомонтажа; родительские чтения и вечера; недели сотворчества детей и взрослых; родительский комитет.

2. Социальный педагог и семья.

Социальный педагог может использовать такие формы работы как: общешкольные родительские собрания, знакомство родителей с администрацией школ и педагогическим коллективом; конференции, собрания по параллелям; демонстрация видеоматериалов; встречи поколений; знакомство с различными службами школы; организация собраний с привлечением специалистов (врачей, юристов и т.д.); заседания родительских комитетов, родительские клубы; индивидуальные и групповые консультации; родительские ринги.

3. Педагог-психолог и семья.

Психолог не воздействует на ребёнка, а взаимодействует с ним, а часто и с его семьёй. Психолог наблюдает детей, выявляет их особенности, консультирует педагогов и родителей относительно выбора тех или иных средств взаимодействия с детьми. Используются такие формы работы как диагностика, психокоррекция, консультирование, просвещение школьников, родителей и педагогов, социально-диспетчерская деятельность, экспертные опросы, тренинги.

Одна из главных задач стоящих перед специалистами заключается в том, чтобы создать условия для достижения осознанного взаимодействия взрослых членов семьи и педагогов-профессионалов, учитывающих актуальные возможности и интересы детей. Это будет способствовать комфортному вхождению каждого ребёнка в систему активных отношений с окружающим его миром.