Классный час "Юные герои"

Разделы: Внеклассная работа


Цель классного часа: повышение гражданского и патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Формировать гражданскую активность обучающихся.
  2. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему Родины, стремление трудиться на благо ее будущего.
  3. Развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

Оформление:

  • портрет А.П. Гайдара, под портретом на плакате написаны слова писателя: “Нужно честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”;
  • выставка книг;
  • иллюстрации к произведениям А.П. Гайдара.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Имя писателя Аркадия Петровича Гайдара знают все. Его книги читают и перечитывают. Они всегда вызывают интерес, как и его жизнь- жизнь писателя и солдата.

Родился Гайдар в 1904 году в городе Льгове, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова.

Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя, здесь Гайдар тринадцатилетним мальчишкой встретил Великую Октябрьскую революцию. В Арзамасе он сблизился с большевиками, и под их влиянием стали определяться его взгляды на жизнь, складывался характер.

В четырнадцать лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в Высшей стрелковой школе и в шестнадцать лет командовал полком.

Ведущий 1.

Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним.

Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники называли всадника, скачущего дозорным далеко впереди отряда.

Учитель. И это действительно так. Аркадий Петрович всегда и во всем был впереди.

(Дети исполняют песню) “Гайдар шагает впереди”.

Слова С. Гребенникова.

Музыка А. Пахмутовой, Н. Добронравова.

Учитель. Об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в своих произведениях. Кончилась гражданская война. Страна перешла к мирному строительству. Гайдар пишет книги о мирном времени, о новых героях. Рядом с темой подвига с такой же поэтической силой теперь зазвучала тема труда. Именно право на осмысленный, свободный, проникнутый новой романтикой созидательный труд отстаивают взрослые и маленькие герои.

Ведущий 1. Давайте вспомним, какие произведения Гайдара вы знаете. (Учащиеся перечисляют произведения).

Ведущий 2. Проверим, насколько хорошо вы их знаете.

(Зачитываются отрывки,
учащиеся должны назвать из какого произведения они взяты).

Ведущий Г.

1. У каждого должна быть тайна, и не одна.

У кого - серебристая фольга под стеклышком, у кого - заветные книжные строчки. У маленького бедного Альки была тайна военная. И он сохранил ее.

Военная тайна”.

2. У Светланки - обида Светланкина. У папки обида - папкина. У них обида общая. И на кого - на маму Марусю. И за что - за разбитую чашку.

Голубая чашка”.

3. Давным-давно Петька и Васька знали, что далеко-далеко есть дивные края. И мечтали они о них, и не ведали, что рядом - страна еще лучше.

Дальние страны”.

4. Трудно одному, трудно Сереже. Нет у него почти никого. И появляется дядя - странный, загадочный человек.

Судьба барабанщика”.

5. Ах, дачные каникулы... Ноги в пыли купаются, яблоки зреют разные. А под крышей старого сарая - не рухлядь, не паутина, а штаб тайной и таинственной ребячьей команды.

Тимур и его команда”

6. Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.

Чук и Гек”.

7.Что это за страна? Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную тайну и так крепко держат свое твердое слово?

“Сказка о Военной тайне,
о Мальчише-Кибальчише и о его твердом слове”.

8. Это ли еще... не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Горячий камень”.

Учитель. О чем писал Гайдар в этих произведениях?

(Ответы учащихся)

Учитель. О далеких странах, “ о веселом времени”, о “ жизни совсем хорошей”, о “ прекрасном будущем” мечтают взрослые и маленькие герои гайдаровских книг. Они не только мечтают о нем, но активно участвуют в завоевании и строительстве его.

Гайдар был чутким, любящим, но строгим другом детей, он требовал от них честности, трудолюбия, скромности, непримиримости к злу, умения преодолевать трудности, умения крепко дружить, безгранично любить свою родину. Проявление этих качеств Гайдар хотел видеть у детей в их ученье, играх.

Бесстрашного поступка не совершить, если в повседневной жизни, в ученье, в игре ты труслив. Вдруг не совершишь подвига и не преодолеешь большую трудность, если изо дня в день привык мириться с малыми трудностями.

Гайдар учил быть героями в простых делах, которые очень нужны, так как они выявляют лучшие черты человека. Кто в маленьких делах честен и мужествен, трудолюбив и требователен к себе, тот и в большом останется таким же. Помогал подрастающим мальчишкам и девчонкам увидеть место, которое они должны занять в нерасторжимом строю строителей будущего, среди борцов за радостную человеческую жизнь, за великое, светлое спокойствие и мир во всем мире.

Ведущий 1. Вот о таких дружных, дисциплинированных ребятах, делом доказывающих любовь к своей родине, рассказал Гайдар в книге “ Тимур и его команда”. (Книга, которая завоевала громкую славу далеко за пределами нашей страны.)

(Инсценировка отрывка)

На сцене Женя. Она внимательно осматривается вокруг, ощупывает каждый предмет. Ее лицо выражает удивление. Повернула штурвальное колесо. Тугие веревочные провода задрожали, загудели.

Женя. Лево руля на борт!

(Раздается телефонный звонок. Из трубки слышится голос.)

Тимур. Алло! Алло! Отвечайте! Какой осел обрывает провода и подает Сигналы глупые и непонятные?

Женя. Это не осел, это я - Женя.

Тимур. Сумасшедшая девчонка! Оставь штурвальное колесо и беги прочь! Сейчас примчатся... люди, и они тебя поколотят. (Появляются Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков.)

Женя. Кто вы такие? Уходите! Это наш сад! Я вас сюда не звала. (Появляется Тимур.)

Тимур. Тише, Женя! Кричать не надо. Мы с тобой знакомы. Я Тимур.

Женя. Ты Тимур? Это ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? Откуда ты меня знаешь?

Тимур. Я все тебе расскажу.

(Тимур и Женя идут между забором и сараем. Тимур вынимает из кармана тюбик с краской и ровняет луч звезды, нарисованный на заборе.)

Женя. Ты объясни мне проще: что это все значит.

Тимур. А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. А у тебя отец в армии?

Женя. Да, он командир.

Тимур. Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже. Вот (показывает на звезду, обведенную черным) из этого дома человек ушел в Красную Армию. Но его уже нет. Это дача лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе, тут живет его жена и маленькая девчонка, она часто плачет. И если тебе случится ее увидеть, то сделай ей, Женя, что-нибудь хорошее. (Уходят.)

Завуч. И сейчас по всей стране мы наблюдаем развитие тимуровского движения.

(Перечисляются достижения обучающихся школы.)

Нельзя успокаиваться на достигнутом, вам предстоит еще совершить много полезных дел, чтобы стать такими, какими вас учил быть А.П. Гайдар.

Учитель. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат. В 1941 году он пошел добровольцем на фронт и пал смертью храбрых в неравном бою с фашистами. Посмертно он награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Вечно живым памятником писателю стали его книги.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова о Гайдаре:

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой-
Гайдар ее писал.
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.

Работник библиотеки. Не одно поколение выросло на произведениях Аркадия Гайдара.

Гайдар - это имя, которое с благодарностью и любовью произносят все советские люди. Книги Гайдара запоминаются на всю жизнь, и мы, бывшие ученики, ставшие теперь летчиками, инженерами, учителями, врачами, рабочими с теплотой и благодарностью вспоминаем человека, который учил нас самому хорошему и светлому.

Ученик.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук. Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар.

Учитель. Воспитать “ крепкую краснозвездную гвардию” из наших ребят, привить им высокое понимание таких слов, как “честь”, “смелость”, “правда”, - в этом видел назначение своей писательской работы Аркадий Гайдар.

Борьбе посвятил он всю свою жизнь. Именно поэтому его Творчество и его биография так созвучны нашему времени.

Литература

  1. Алексин А.Г. Что такое. Кто такой. - М., Педагогика, 1990.
  2. Аркадий Гайдар. Рассказы. - М.: Детская литература, 1971.
  3. Воронова Н.О. Писатели нашего детства. 100 имен. - М: Либерея, 2000.
  4. Корф О.Б. Детям о писателях. 20 век от А до Н. - М.: Стрелец, 2006.