Рейтинг@Mail.ru

EXCEL - электронная таблица и исторические места г. Казани

Разделы: Информатика


Цели обучения:

  • развить навыки работы в среде табличного процессора,
  • развивать интерес к решению задач,
  • сформировать навыки самостоятельной работы,
  • составления с помощью компьютера электронных документов,
  • добиться более глубокого и прочного освоения указанных тем программы.

Цели воспитания:

  • воспитание интереса к изучаемому материалу,
  • развитие познавательного интереса, логического мышления

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.

Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям информатикой,
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

План урока

  1. Вступление учителя;
  2. Общие характеристики табличного процессора;
  3. Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице;
  4. Вычисления по формулам;
  5. Использование в формулах встроенных функций;
  6. Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок;
  7. Сортировка данных;
  8. Построение диаграмм;
  9. Построение графиков.

Тип урока: обобщающий урок.

Оборудование:

  • тест,
  • обучающие программы,
  • карточки с заданиями,
  • файлы с заданиями,
  • документальные материалы об исторических местах города Казани,
  • цветные фото достопримечательностей г. Казани.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?

С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них , не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.

Если вы станете экономистом, бухгалтером или менеджером?

При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.

Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.

Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре EXCEL.

Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:

  • создавать редактировать и формировать табличный документ;
  • выполнять вычисления по формулам;
  • применять относительные и абсолютные ссылки;
  • использовать в формулах функции;
  • создавать диаграммы;
  • рисовать графики.

Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?

(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)

Сколько строк и столбцов в таблице?

(65536 строк и 256 столбцов, строки пронумерованы(1, 2, 3:65536), столбцы имеют имена(A, B, C:Z, AA:))

Что такое ячейка?

(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки)

Ячейка имеет адрес A1, D5

(Пересечение столбца A со строкой 1. Пересечение столбца D со строкой 5)

Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?

(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)

Что образуют две или более ячеек?

(Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек)

-Ребята, какое событие в этом году намечается в нашей Республике?

(Тысячелетие города Казани)

Как написал знаменитый татарский поэт, Г. Тукай:

"Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь,

И готов рукою крепкой кучер вожжи натянуть:"

Ребята, мы с вами поедем в г. Казань не на лошадях, а на машине.

II. Формирование умений и навыков при решениях задач.

Задача№1. (Движение автомобиля.)

-Для того чтобы решить эту задачу, нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?

(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)

-Что может включать в себя формула?

(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ("+", "-", "*", "/"), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).

{Задачи даются в трех вариантах и учащиеся устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в Excel)

Задача№1. 1

Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль до Казани, если она едет V=80 км/час, S=120 км.

Задача№1. 2

Найти путь S , если скорость V=80 км/час и время t=2 час.

Задача№1. 3

Найти скоростьV, если S=120 км/час, t=2час.

-Значит, как вводятся формулы?(ученик рассказывает алгоритм ввода формул)

-Столица РТ- Казань - находится на расстоянии 797 км восточнее от Москвы. Город расположен на левом берегу Волги, в месте впадения в нее реки Казанки. Казанский речной порт один из крупнейших на Волге. Город также является крупным железнодорожным, автодорожным и авиационным узлом.

Налажено стабильное воздушное сообщение с Прагой, Стамбулом и другими городами.

Основные виды городского общественного транспорта - трамвай, троллейбус, автобус и такси.

Ведется строительство метрополитена, эксплуатация которого планируется в 2005 году. В Казани используется самые передовые технологии в области связи. Развита городская телефонная сеть, сети проводной, радиотелефонной, а также сотовой связи стандартов GSM -900, COMA, DAMPS, NMT-450. Налажено стабильное воздушное сообщение с Анталией, Стамбулом и т. д.

Задача№2. Сколько стоят билеты на самолет в разные страны в долларах?

Стоимость авиабилетов на самолёты

Курс $ 28  
  Цена в р. Цена в $
Анталия 5000  
Стамбул(Турция) 4000  
Варна(Болгария) 6600  
Прага(Чехия) 7000  
Франкфурт(Германия) 5000  

Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными? Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?

Старинный город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится исторических мест Древней Казани: Благовещенский Собор, башня Суюмбике, Спасские ворота Кремля, мечеть Кул-Шариф и т. д. (показываются слайды этих исторических мест , сопровождаются комментарием учителя)

Задача№3. Ребята, давайте сделаем ремонт в Благовещенском Соборе. Для этого закупим краски, 1 кг которого стоит 65 рублей.

Ремонт Благовещенского собора    
65р.        
  кг на 10 м^2 Площадь , м^2 Расход, кг Стоимость. в руб.
Двери 6, 6 12    
Пол 7, 8 120    
Стены 6, 3 480    
Подоконники 7, 2 45    
      Всего, кг Всего, руб

-Каковы формулы для решений этих задач?(учащиеся объясняют)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.

(Рассказ о мечети Куль-Шариф.)

Мечеть Кул-Шариф. Это мечеть, под стенами которой произошла последняя битва защитников Казани с завоевателями. Местоположение ее точно не установлено: можно лишь предположить, что стояли где-то в районе рва Тазик. Это могло быть высокое здание кукольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башнями под углами основного объема.

Согласно легенде, ее образ лег в основу архитектуры храма-памятника, возведенного в честь завоевании Казани-собора Василия Блаженного в Москве. Главный купол обрел формы - короны Казанских ханов, увезенный в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Главные архитектурные памятники Кремля: Благовещенский Собор, башня Суюмбике.

Благовещенский Собор(XVI-XIX века).

Башня Суюмбике(пер. полов. XVIIIвека, согласно легенде - минарет Ханской мечети) название связывают с именем последней царицей Суюмбике. Высота башни составляет 58 метров.

Башня Суюмбике.

Царица Суюмбике.

Задача №4.

Главные архитектурные места.

Благовещенский Собор XVI-XIX век
Башня Суюмбике XVIIIвек
Спасские ворота Кремля XVIвек
Мечеть Кул-Шариф XXвек
Казанский Государственный Университет XIXвек
  • отсортировать названия архитектурных мест по алфавиту;
  • отсортировать названия архитектурных мест по возрастанию происхождения;
  • отсортировать названия архитектурных мест по убыванию построения.

Сортировка происходит:

  • числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного;
  • текст в следующем порядке:0, 1, :, 9. , символы, A, B, C, :, А, Б, В.
  • ложь потом истина;
  • пустые ячейки помещаются в конец списка.

В EXCEL можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.

Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.

Как построить диаграмму? (рассказывают учащиеся)

Практическое задание. Задача. Исходя из 100% распределите ваши увлечения и сделайте диаграмму.

Увлечения подростков
Виды   %  
Чтение      
Компьютеры      
Техника      
Спорт      
Музыка      

Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм.

-Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.

Далее, ребята, что необходимо знать чтобы построить графики функций?

Построение графиков.

Для того чтобы построить график необходимо знать координаты ее точек, то есть, для каждого X нужно найти соответственное значение Y.

Практическое задание.

Найти точку пересечения графиков двух функций, Y=2/ X, Y1=4* X2.

Х У У1
0, 5 4 1
0, 6 3, 3 1, 44
0, 8 2, 5 2, 56
1 2 4
1, 1 1, 81 4, 84

-После построения графиков видно, что решением системы уравнений является X=0. 8, Y=2. 5.

-Какой тип диаграмм здесь применили?(тип точечная)

Построение графиков.

Работа с карточками. Для сильных учащихся:

ФУНКЦИЯ 1 ФУНКЦИЯ 2 ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЕ
У=(6+Х)/3*Х У=5*Х+1 (-2;2) Х=-0. 3;У=2. 5
У=SIN(X-1) У=2*Х-3 (-2;2) Х=1. 9;У=0. 9
У=Х-2 У=Х-3 (-3;0) НЕТ РЕШЕНИИ

Для слабых учащихся(построить графики функций) у=х2; у=х+2; у=(х+2)3.

III. Обобщение. (тест на компьютерах)

Тест.

1. Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL?

а)3

б)5

в)4

г)6

2. Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие- либо действия?

а) активная

б) неактивная

3. Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах?

а) по левому краю;

б) по правому краю.

4. Что могут обозначать А1, R7?

а) адреса ячеек;

б) списки ячеек.

5. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах?

а) со знака ":" ;

б) со знака "=".

6. Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах?

а) клетки;

б) ячейки.

7. Какой вид ссылок применяется при $а$2?

а) относительная;

б) смешанная;

в) абсолютная.

8. Сколько столбцов в EXCEL?

а) 268;

б) 256.

IV. Итог к уроку.

V Выставление оценок по тесту.

VI. Обобщение. Просмотр компакт-диска "Тысячелетняя Казань".