Использование мультимедийных технологий и интерактивного оборудования в образовательной области "Искусство". Из опыта работы

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


На современном этапе развития образования, в условиях функционирования всемирной информационной сети, все шире используется мультимедиа-технология для оптимизации учебного процесса. “Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств” [1, с.160]. Информация, при этом, предстает в различных формах – визуальной, звуковой, видеофильма. Трехлетнее использование мультимедиа-технологии и интерактивной приставки mimio Studio позволяет сделать некоторые выводы о качественном преимуществе интерактивных уроков по сравнению с традиционными, а именно:

  • создание идеальных условий для учебного процесса при широком спектре видов учебной деятельности;
  • безграничные информационные возможности;
  • четкая организация урока и гибкость в его перестройке;
  • возможность контроля и самоконтроля при высоком качестве иллюстративного и визуально-текстового материала;
  • рост познавательной активности учащихся и интереса к предмету;
  • замена пассивно-созерцательных видов учебной деятельности активно-преобразовательными;
  • снятие проблемы пропущенных занятий.

Эффективность использования мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования проявляется на всех этапах учебного процесса [1, с.158]:

  • на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
  • на этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний при интерактивном взаимодействии;
  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
  • на этапе коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации.

Предлагаемый опыт практической деятельности по использованию мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования был систематизирован в соответствии с выделенными этапами.

                                                                 

Слайд 2. Фрагменты уроков МХК (6-й класс) и ИЗО (3-й класс)

Приложение 1
Приложение 2

На первом этапе предъявления учебной информации, используются видео-фильмы и видео-экскурсии, к каждому уроку создаются презентации в приложении “Power Point” и интерактивные задания в блокноте mimio Studio. Комментарии учителя в сочетании с качественной визуальной информацией, музыкальным сопровождением, элементами анимации и интерактивными заданиями обеспечивают условия для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений обучающимися, повышают их интерес к новой теме. Вышесказанное хорошо иллюстрирует фрагмент урока по МХК в 5 классе при изучении темы “Жанры изобразительного искусства” (см. Слайд 5 Приложения 1). В начале урока создается проблемная ситуация при сравнении двух произведений – М. Козловского “Самсон” и В.М. Васнецова “Богатыри”, что сразу же активизирует внимание обучающихся. В результате совместного обсуждения самостоятельно выводится понятие “Жанр”, после чего на слайде появляется соответствующее определение, которое записывается в тетрадь. Следующий пример – это фрагмент из урока МХК “Слышишь, море говорит стихами” (см. Слайд 6 Приложения 1) демонстрирует взаимодействие живописи, поэзии и музыки, объединенных одной темой. На данном уроке “языком” трех искусств раскрывается образ моря. Для исследования учащимся предлагаются произведения И.К. Айвазовского, фрагмент из симфонической картины Н.А. Римского-Корсакова “Шахеразада. Море и корабль Синдбада” и стихотворения русских и зарубежных поэтов. Необходимый эмоциональный настрой дает возможность обучающимся почувствовать взаимопроникновение различных видов искусств , дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему. В методических разработках уроков ИЗО в начальной школе (см. Слайд 7 Приложения 1) делается акцент на применение различных методов и практических заданий, в том числе и игровых, что снимает излишнее напряжение, а возможность поработать на интерактивной доске повышает интерес к практической деятельности по новой теме. В качестве примера приводится одно из заданий для 2 класса при изучении анималистического жанра.

Фрагмент слайда 7. Найди героев басен И.А. Крылова и выдели их цветом.[2, с.107]

Обучающимся необходимо не только разгадать загадочный рисунок , но и, работая стилусом ( инструмент mimio Studio) прямо на доске, выделить найденного героя цветом (“Ворона и лисица”; “Лисица и виноград”).

Инструменты mimio Studio дают возможность учителю выполнять учебные рисунки, используя широкую палитру цвета, вести презентацию, переключая слайды непосредственно на доске, перемещать объекты в любом направлении, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

На следующем этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний используются различные задания: “Найди ошибку”, “Расшифруй композицию”, “Что лишнее в экспозиции?” и т.п. В качестве примера, (см. Слайд 8 Приложения 1), представлен фрагмент урока для 5 класса по МХК после изучения темы “Портрет”. В этом задании необходимо не только выбрать правильный ответ из предложенных, но и задать свои вопросы. Обучающиеся задают различные вопросы, в частности, что связывает диагонально-расположенные портреты (автопортреты русских художников). Используются на этом этапе и кроссворды (см. Слайды 9–12 Приложения 1). Ответы пишутся непосредственно на доске стилусом, а затем проверяются. Приведем пример кроссворда для 6 класса по МХК после изучения тем “Скульптура и архитектура древнего Египта” ( см. Слайды 9-10 Приложения 1):

Приложение 1

Если правильно решить кроссворд по горизонтали, то в выделенном столбце получите имя ученого, расшифровавшего египетскую письменность.

  1. Статуэтка, которая должна была работать за покойного на загробных полях. (Ушебти.)
  2. Скульптор в древнем Египте. (Санх.)
  3. Самый большой храм в Карнаке посвящен богу…(Амон.)
  4. Капитель колонны. (“Папирус”.)
  5. “Игла фараона”. (Обелиск.)
  6. Полосатый головной платок фараона. (Клафт.)
  7. Капитель колонны. (“Пальма”.)
  8. Египетский жрец, написавший историю Египта на греческом языке. (Манефон.)
  9. Египетский амулет, символ жизни. (Анх.)

 Слайд 10

Обучающиеся обычно сразу вспоминают ученого – Жан Франсуа Шампольон, а дальше отгадывать уже легче, ведь есть одна буква. Разрабатываются кроссворды и для начальной школы (см. Слайды 11–12 Приложения 1)

На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения используются разнообразные формы заданий с использованием интерактивного оборудования: викторины, тест-диктанты, “Древо знаний”. На Слайдах 14–17 Приложения 1 смоделированы фрагменты работы этого вида. Как правило, викторины (например, “Определи автора картины, заполни картинами соответствующие рамы”) и тест-диктанты (“Определи правильность утверждения”) знакомы педагогам, поэтому подробнее остановимся на “Древе знаний”, представляющем опрос по предыдущему материалу и повторение основных знаний в занимательной форме. При этом снимается страх “двойки”, ведь неправильный ответ не засчитывается, а правильный “награждается”: трудный вопрос оценивается “яблочком” (из картона), а простой – “листочком”; для “пятерки” надо накопить два “яблочка” или четыре “листочка”, работа с места также оценивается только “листочками”. Опыт показал, что желающих попробовать свои силы всегда больше, чем “яблочек-вопросов”, оптимально – достаточно восьми вопросов, хотя это зависит от состава класса и от запланированного времени на опрос.

 

Слайд 17. “Древо знаний”

Заключительный этап коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации предполагает фактически самоанализ проведенных уроков по данной теме, уточнение оптимальной структуры, форм и методов учебной работы.

Таким образом, использование мультимедиа-технологий и интерактивного оборудования несомненно улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса, способствует гармоничному сочетанию собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала, стимулирует интерес учащихся к предмету. К сожалению учебных и методических электронных ресурсов по предметам ИЗО и МХК для начальной школы и среднего звена мало, хотя частично можно использовать учебно-электронные ресурсы для 10–11-х классов (см. Приложение 2). Поэтому разработка интерактивных уроков на начальном этапе требует значительных затрат времени. Но по мере накопления и систематизации материалов выстраивается четкая структура учебного процесса, эффективного и мобильного, а мультимедийное и интерактивное оборудование становится незаменимым помощником учителя.

В то же время необходимо учитывать, что образовательная область “Искусство” - это, прежде всего, обращение к чувствам, к неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию. Поэтому, применяя в работе с детьми все достижения современной науки, увлекающие безграничными информационными возможностями, нельзя забывать и “живое” искусство. Эмоциональное слово учителя, работа “живыми” красками вместе с детьми на уроках и в студиях, а также “живая” музыка, “живой” цвет на выставках и в концертных залах будут способствовать гармонизации личности учащихся, их эмоциональному восприятию явлений окружающего мира и мира искусства и станут серьезным противовесом миру виртуальному.

Приложение 1
Приложение 2

Литература

  1. Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. М. – Ростов-на-Дону: Издательский центр “МарТ”, 2004.
  2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999.