Разработка урока по истории Кубани "Имя России - Екатерина II"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: обобщение знаний учащихся о «Золотом веке» правления Екатерины Великой; выявление активной гражданской позиции учащихся в процессе защиты проектов.

Задачи:

  • Воспитательная- формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданской, социальной, духовно – нравственной, экономической и политической культуры.
  • Обучающая – расширение кругозора о «золотом периоде» правления эпохи Екатерины П, формирование познавательного интереса к исторической личности императрицы, её роли и месте в истории России. Кубани.
  • Развивающая– способствовать активизации углубленного исследовательского поиска учащимися в процессе подготовки проектов.

Форма проведения урока. Урок – «Защита проектов»

Ход урока

  1. Этап. Организационный. Учитель проводит экспресс – опрос, ставит проблему и задаёт мотивацию на урок.
  2. Работа над новым материалом.
  3. Защита проектов по группам.
  4. Подведение итогов. Обсуждение результатов (оценка) работы групп. Заключительное слово учителя.

1. Организационный момент.

Беседа с элементами экспресс-опроса.

(Слайд № 1)

Учитель. 7 декабря мы будем отмечать Православный праздник, посвящённый Святой Великомученице Екатерине. Сегодня, 5 декабря, состоялся наш урок, как вы думаете, почему?

Учащийся: 24 ноября, по новому стилю 5 декабря - день тезоименитства императрицы Екатерины II.

Работа с терминами

Тезоименитство – день именин члена царской семьи, высокопоставленной особы, а также (устар.) вообще день именин. Поздравления в день тезоименитства.

Учитель проводит экспресс-опрос.

  1. Согласны ли вы с мнением тех кубанцев, которые с именем Екатерины связывают сегодняшнее процветание нашего края?
  2. Как вы относитесь к возвращению краевой столице её исторического названия?
  3. Согласны ли вы с мнением губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачева, что «Имя России» должно быть неразрывно связано с Екатериной Великой?

Учитель подводит итоги результатов мини -опроса, обозначая картину мнений.

2. Работа над новым материалом.

(Слайд № 2)

Учитель. Немецкая принцесса, ставшая великой русской императрицей, Екатерина Вторая в общенациональном конкурсе претендует на звание "Имя Россия". Она - единственная женщина среди 11 мужчин. 12 главных претендентов были отобраны всей страной. До конца года всенародным голосованием будет выбрана одна, самая влиятельная личность в истории нашего государства. Действительно, на очередном заседании суда присяжных Екатерину Вторую защищал губернатор Кубани Александр Николаевич Ткачев, представив императрицу по – настоящему Великой. Давайте ещё раз с вами посмотрим это великолепное выступление.

Просмотр видеофрагмента с записью выступления А. Н. Ткачёва.

Учитель. По результатам ваших мнений экспресс-опроса можно сделать вывод, что многие из вас согласны с оценкой губернатора Кубани.

3. Защита проектов.

Учитель предлагает обобщить знания об эпохе Екатерины П через организацию защиты проектов.

Выступление 1 группы с проектом «Личность Екатерины П»

Слайд № 3 с изображением будущей императрицы Екатерины II, Софии Фредерики Августины Ангальт-Цербстской.

Ученик. Задолго до кончины Екатерина составила эпитафию для своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году. Чтобы выйти замуж за Петра Ш. В 14 лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили её прочесть много книг. Взойдя на Российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никогда не ненавидела. Она была снисходительна. Любила жизнь, отличалась весёлостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

"У Екатерины был ум не особенно тонкий и глубокий, но гибкий и осторожный, сообразительный. У нее не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя выбрать тон" (Ключевский)

У Великой императрицы было удивительное уменье приспособляться к обстоятельствам. Она обладала сильным характером, умела понимать людей и влиять на них; смелая и отважная, она никогда не теряла присутствия духа. Екатерина П была очень трудолюбива и вела жизнь размеренную, рано ложась и рано вставая; любила во все входить сама и любила, чтобы об этом знали. Славолюбие было основной чертой ее характера и стимулом ее деятельности, хотя она и действительно дорожила величием и блеском России, а ее мечта, чтобы после окончания законодательства русский народ был самым справедливым и процветающим на земле, отдавала, быть может, не одной сентиментальностью.

Екатерина переписывалась с Вольтером, д'Аламбером, Бюффоном, принимала у себя в Петербурге Гримма и Дидро. Не чуждая отвлеченных умозрений, она была политиком-реалистом, хорошо разбиралась в экономических и психологических факторах, отдавала себе отчет в том, что ей приходится иметь дело с живыми людьми, которые «почувствительнее и пощекотливее, чем бумага, которая все терпит" (слова, сказанные ей Дидро).

Она была убеждена: для «черни» нужны религия и церковь. Положение православной императрицы обязывало, и как бы ни относилась Екатерина лично к религии, она по внешности была очень набожна (продолжительные богомолья), а с годами, быть может, и действительно стала верующей дочерью церкви.

Сравнивая правление Петра Первого и Екатерины, князь Вяземский заметил: "Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, а немка хотела переделать нас в русских. И она этого добилась". Императрица соблюдала посты, ежегодно говела и заставляла говеть двор, почтительно относилась к духовенству, но считала скорее вредным экономическое могущество Церкви, боясь проявления папского ненасытного властолюбия. При ней была произведена секуляризация церковных земель и определено денежное содержание всем епархиям и монастырям.

Екатерина была обворожительна в обращении; она очаровывала людей и при дворе умела создать атмосферу известной свободы. Она любила критику, если она была прилична по форме и ограничена некоторыми пределами.

Круг интересов Екатерины был широк и разнообразен, образование - обширное; она работала, как дипломат, юрист, писатель, педагог, любитель искусства (одна музыка была ей чужда и непонятна); она основала Академию Художеств и собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа.

Наружность Екатерины была привлекательна и величественна. Она обладала железным здоровьем и медленно дряхлела. Между ней и сыном не было искренности и любви; отношения их были не только холодные, но прямо враждебные; всю силу материнского чувства Екатерина перенесла на внуков, особенно на Александра I.

Екатерина не просто полюбила свою Родину: она от души приняла православие, выучила русский язык. Свой искренний патриотизм императрица доказывала каждый день.

Учитель. Действительно, несмотря на вполне западническую теорию абсолютизма, которым отличается правление Екатерины II, в своём «Наказе» она написала: "Мы думаем и за Славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа, а не он для нас". Эти слова ещё раз доказывают нам о том, что единственная правительница, в которой не было ни капли русской крови, по-настоящему стала главной русской императрицей.

Выступление 2 группы с проектом « Россия в эпоху Екатерины П»

Слайд № 4

Вторая половина XVIII столетия в России связана с имен императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента своего появления в российской столице, она оказывал влияние на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса Софья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III) под именем Екатерины, казалась не более чем игрушкой в чужих руках. Таковой она, впрочем, какое-то время и была, существуя между молотом и наковальней — себялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим неприязни к супруге мужем-недорослем — с другой.

Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления. Целью этой была корона Российской империи.

Россия, которую она вырвала из рук ничтожно-слабого мужа, и Россия, которую она хотела завещать любимому внуку, Александру I, - две разных страны: упадок и подъём, разброд и расцвет, истерика и величественный покой, беззаконие и жизнь по правилам. И пускай она нарушила законы, чтобы выстроить великую империю, основанную на торжестве закона, - народ понял её, признал полностью своей. Даже сторублёвую купюру с портретом государыни любовно прозвал "Катенькой".

Великая императрица построила более 150 новых городов, присоединила Крым, освоила Новороссию, приструнила Шведов, заключила Георгиевский трактат с Грузией. Екатерина открыла миру великого полководца Суворова, учредила верховный совет депутатов, позволила частные типографии, основала Эрмитаж, публичную библиотеку, подарила России Державина. Можно не знать деталей екатерининского правления, не различать оттенки политических решений. Но невозможно жить в России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи, олицетворением её масштаба и символом просвещения.

При её правлении Россия отвоевала Крым, побережье Черного моря, утвердилась на Балтике. Дальний Восток, Сибирь, Аляска…. Под крыло императрицы добровольно попросились Северная Осетия, затем Грузия. Только это спасло население этих стран от геноцида и истребления.

Царствование Екатерины II современники (дворяне, получившие "вольности") считали блестящим "золотым веком" Российского государства, за что она была названа Великой. Велики её заслуги перед Российской Империей:

Слайд № 5

Даты

Важные события

1763г

Реорганизация Сената

1763 – 1764 гг

Секуляризация церковных земель

1764 г

Упразднение гетманьства в Малороссии

1767 – 1769 гг

Возглавляла Уложенную комиссию

1775 г

Издала «Учреждение для управления губернией», «Жалованную грамоту дворянству»»

1785

 Издала «Жалованную грамоту городам»

1768 – 1774 гг
1787 – 1791 гг

В результате русско-турецких войн Россия окончательно закрепилась на Чёрном море. Были присоединены земли, получившие название Новороссиия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье.

1783 г

Принята под российское подданство Восточная Грузия

1772, 1793, 1795 годы

Вследствие «разделов Польши» Россией были возвращены отторгнутые поляками западнорусские земли.

И не зря в своём выступлении губернатор Кубани А. Н. Ткачёв сказал: «Она не просто правила страной - она царила, как может царить настоящая женщина. Среди наших императоров ей нет равных. Наверное, это плохо говорит о них, но хорошо говорит о ней».

Учитель. Трудно не согласиться с мнением главы Краснодарского края. Ведь Екатерина Великая - единственная женщина в этом мужском состязании, а он - единственный глава региона. Александр Николаевич защищает и говорит о ней не только на конкурсе. Блестящий знаток истории Кубани, потомственный казак, Ткачёв собирал по крупицам правду о Екатерине и её эпохе. Губернатор уверен, что сам факт присутствия императрицы в списке избранных россиянами исторических личностей положил конец эпохе столетнего забвения и клеветы.

Рассуждая об эпохе её правления, Александр Николаевич утверждает: "Не найти государя так несправедливо забытого, сознательно очерненного, как это постарались сделать с моей героиней - Екатериной Великой. Правда истории заключается в том, что ни до, ни после Екатерины не было в России настолько победного для государства и для народа времени. Ее реформы коснулись практически всех сфер жизни русского общества и государства. Они всегда были по-немецки педантично выверены и по-русски, с широким размахом воплощены в жизнь». И это ещё один факт, подтверждающий достоинство Екатерины П перед другими претендентами на звание «Имя Россия».

Учитель. В своём выступлении перед судом присяжных Александр Николаевич Ткачёв сказал, что большинство голосов (тысячи) отданы за Екатерину П именно кубанцами. Давайте сейчас попробуем разобраться о месте и роли Великой императрицы в судьбе кубанского казачества.

Выступление 3 группы с проектом «Великая Императрица и казачество»

Благодаря проницательности Великой императрицы более 2-х столетий назад (1792 – 1794 гг) кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, в сознании которых на первом месте всегда были такие понятия, как Вера, Отечество и Народ, которые составляли смысл служения и жизни. Переселившись на Кубань, они более 100 лет формировали свои регалии.

Работа с терминами

Регалии - ценные предметы, войсковые знаки отличия, атрибуты власти.

Слайд № 6

 Наибольший интерес представляет эпоха Екатерины Великой. В созданное по ее повелению Войско верных казаков, названное в 1788г. Черноморским казачьим войском, передавались знамена, булавы, перначи, печати. Начало формированию регалий положил пернач, пожалованный Г.А. Потемкиным З.А. Чепеге в январе 1788г. При ордере А.В. Суворова от 27 февраля того же года войску передали большое белоевойсковое знамя, малые знамена для куреней, булаву кошевого атамана и несколько перначей. При ордере от 13 мая 1788г. была прислана и большая войсковая печать, изготовленная по велению Екатерины II. К высочайшей грамоте от 30 июня 1792г. черноморцам пожаловали войсковое голубое знамя, пару серебряных труб и литавр

Слайд № 7

Слайд № 8

На новоселье императрица подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо с надписью «Дар Екатерины Великой войску верных Черноморцев 1792г., июля 13, в Царском селе через войскового судью Антона Головатого» и вызолоченную серебряную солонку с гербом.

Слайд № 9

Но самой главной реликвией, жалованной Екатериной казакам была Жалованная грамота.

Слайд № 10 с изображением грамоты

Ознакомление с текстом грамоты

В благодарность преданные казаки основали в 1793 году Войсковой град и в честь Великой императрицы назвали его Екатеринодаром.

Слайд № 11

В 1814 году по ведению императора Александра Ш была воздвигнута Свято - Екатерининская церковь, а одна из смежных с соборной площадью улиц названа Екатерининской.

Слайд № 12 с видом современного Екатерининского собора

Сегодня Свято-Екатерининский кафедральный собор, является главным храмом епархии. При храме действует воскресная школа.

К сожалению, в истории кубанской столицы было немало и трагических страниц: с приходом в 1920 году Советской власти был демонтирован памятник Екатерине Великой, с любовью поставленный ей в 1907 году благодарными казаками, улица была переименована в Пролетарскую, а город – в Краснодар. Не менее трагична судьба и казачьих регалий. 28 февраля 1918 года регалии вывезены в Брюховецкую, через 100 дней они тайно отправлены в Сербию, затем в Югославию и США. И лишь в наше время они вернулись на Родину.

20 апреля 2007 года регалии были возвращены на Кубань.

Слайд № 13

Но не все регалии были возвращены на историческую родину. Перед возродившимся и набирающим силу кубанским казачеством была поставлена задача: оставшиеся регалии будут возвращены лишь тогда, когда Краснодарцы выполнят последнее, третье условие, - возвратят Кубанской столице её историческое название – Екатеринодар.

Сегодня проходит очень много дискуссий по этому поводу. Но мы согласны с мнением губернатора нашего края А. Н. Ткачёвым, Сказавшего на «суде присяжных»: "Как корабль назовешь, так он и поплывет. Это имеет большое значение. Абсолютно уверен в этом. Не мы с вами будем определять: сами граждане Кубани, жители Краснодара решат этот вопрос на референдуме. Это их право, и мы ни в коем случае не подгоняем никого, не торопим. Мы должны осознано, в спокойной обстановке принять это решение».

4 этап. Подведение итогов.

Учитель совместно с учащимися, обсуждает представленные на уроке проекты, подводит итоги выступления учащихся.