Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Инновационная деятельность педагогов ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Требования к современному образованию и социальный заказ ставя ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.

Развитие образовательных учреждений предусматривает качественные позитивные изменения. Такие изменения возможны в том случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме.

Общая цель инновационной деятельности в ДОУ –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новее типы. Виды и профили ДОУ, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Так наше учреждение имеет вида комбинированного, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно– образовательный процесс построен таким образом, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту поступления ребенка в начальную школу. Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем детском саду, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в ДОУ разных видов и типов, помогло нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений. Так приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности нашего детского сада были определены:

1 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

2 Формирование основ безопасной жизнедеятельности.

3 Организация экологического образования дошкольников.

4 Оптимизация взаимодействия с семьей.

Все направления были отражены в программе развития МДОУ Детский сад комбинированного вида.

Выбор инновационных направлений был определен следующими директивными документами:

– Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

– Приоритетным национальным проектом “Образование”.

По характеру инновации в нашем ДОУ относятся к комбинаторным, то есть предполагают новое сочетание известных элементов, и модифицирующие, которые совершенствуют и дополняют существующие формы и образцы. По масштабу– локальные, то есть независимые друг от друга изменения компонентов. По проблематике –инновации, направленные на разработку новых форм, методов воспитательно-образовательного процесса.

На протяжении 9 лет в нашем детском саду реализуется образовательная программа “Радуга”. Это программа нового поколения, личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка. Обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, способствует реализации их природных потенциалов. На компенсирующих группах используется коррекционная программа для детей с общим недоразвитием речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. Именно этому направлению уделяем большое внимание. переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия всех участников воспитательного процесса, большое различие в уровне физического состояния воспитанников, ухудшение здоровья детей, требовало от коллектива пересмотреть содержание занятий физическими упражнениями на основе результатов диагностики. Стала потребность включения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий. Как говорилось выше инновации в нашем ДОУ имеют комбинаторный характер, по этому сочли целесообразным дополнить реализуемую программу под редакцией Л. Пензулаевой, элементами оздоровительной технологии М.А. Руновой. Данная технология нацелена на достижение динамичного, и вместе с тем устойчивого к болезнетворным и экстремальным воздействиям на детский организм. Для каждого ребенка мы определяем исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, характеристики биоритмологического профиля и конституции..Большое внимание уделяем двигательной активности в течении всего дня. На данном этапе технология находиться в стадии внедрения.

Большое внимание уделяем экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. С 2003 года педагогическую работу по данному направлению осуществляем с учетом требований программы С.Н. Николаевой “Юный эколог”, но потребность того, что взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника, но и обучать через совместный поиск решений, представлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями, подвела к необходимости внедрения нового метода экологического образования– метода проектов. В начале 2007-08 учебного года, совместно с воспитателем Омилян Г.С., разработали информационно-тематический проект

“Ознакомление дошкольников с природой родного края”. Срок реализации 1 год. По результатам промежуточной диагностики получили хорошие результаты экологической воспитанности детей. Детский сад стал участником областного смотра-конкурса на лучшую постановку экологического воспитания под девизом “Мы– дети твои, Земля”. Педагоги увидели, что совместный проект это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчество детей и взрослых. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Проектирование выступает как принципиально новая, субъективная, а не объективная ( исполнительная) форма участия требует индивидуальных оригинальных решений, и в то же время коллективного творчества, за счет работы в группе интенсивно развиваются способность к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Следующее направление инновационной деятельности –воспитание основ безопасной жизнедеятельности. Современная жизнь доказала необходимость этого, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологическо