Инновационная деятельность педагогов ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Требования к современному образованию и социальный заказ ставя ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.

Развитие образовательных учреждений предусматривает качественные позитивные изменения. Такие изменения возможны в том случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме.

Общая цель инновационной деятельности в ДОУ –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новее типы. Виды и профили ДОУ, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Так наше учреждение имеет вида комбинированного, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно– образовательный процесс построен таким образом, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту поступления ребенка в начальную школу. Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем детском саду, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в ДОУ разных видов и типов, помогло нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений. Так приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности нашего детского сада были определены:

1 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

2 Формирование основ безопасной жизнедеятельности.

3 Организация экологического образования дошкольников.

4 Оптимизация взаимодействия с семьей.

Все направления были отражены в программе развития МДОУ Детский сад комбинированного вида.

Выбор инновационных направлений был определен следующими директивными документами:

– Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

– Приоритетным национальным проектом “Образование”.

По характеру инновации в нашем ДОУ относятся к комбинаторным, то есть предполагают новое сочетание известных элементов, и модифицирующие, которые совершенствуют и дополняют существующие формы и образцы. По масштабу– локальные, то есть независимые друг от друга изменения компонентов. По проблематике –инновации, направленные на разработку новых форм, методов воспитательно-образовательного процесса.

На протяжении 9 лет в нашем детском саду реализуется образовательная программа “Радуга”. Это программа нового поколения, личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка. Обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, способствует реализации их природных потенциалов. На компенсирующих группах используется коррекционная программа для детей с общим недоразвитием речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. Именно этому направлению уделяем большое внимание. переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия всех участников воспитательного процесса, большое различие в уровне физического состояния воспитанников, ухудшение здоровья детей, требовало от коллектива пересмотреть содержание занятий физическими упражнениями на основе результатов диагностики. Стала потребность включения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий. Как говорилось выше инновации в нашем ДОУ имеют комбинаторный характер, по этому сочли целесообразным дополнить реализуемую программу под редакцией Л. Пензулаевой, элементами оздоровительной технологии М.А. Руновой. Данная технология нацелена на достижение динамичного, и вместе с тем устойчивого к болезнетворным и экстремальным воздействиям на детский организм. Для каждого ребенка мы определяем исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, характеристики биоритмологического профиля и конституции..Большое внимание уделяем двигательной активности в течении всего дня. На данном этапе технология находиться в стадии внедрения.

Большое внимание уделяем экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. С 2003 года педагогическую работу по данному направлению осуществляем с учетом требований программы С.Н. Николаевой “Юный эколог”, но потребность того, что взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника, но и обучать через совместный поиск решений, представлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями, подвела к необходимости внедрения нового метода экологического образования– метода проектов. В начале 2007-08 учебного года, совместно с воспитателем Омилян Г.С., разработали информационно-тематический проект

“Ознакомление дошкольников с природой родного края”. Срок реализации 1 год. По результатам промежуточной диагностики получили хорошие результаты экологической воспитанности детей. Детский сад стал участником областного смотра-конкурса на лучшую постановку экологического воспитания под девизом “Мы– дети твои, Земля”. Педагоги увидели, что совместный проект это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчество детей и взрослых. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Проектирование выступает как принципиально новая, субъективная, а не объективная ( исполнительная) форма участия требует индивидуальных оригинальных решений, и в то же время коллективного творчества, за счет работы в группе интенсивно развиваются способность к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Следующее направление инновационной деятельности –воспитание основ безопасной жизнедеятельности. Современная жизнь доказала необходимость этого, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила коллектив нашего учреждения перед необходимостью систематической работы по трем направлениям : предвидеть, научить, уберечь. Необходимо было построить свою работу на основе законодательных и инструктивно –директивных документов по разделам:

– охрана жизни и здоровья детей.

– противопожарная и техногенная безопасность.

– предупреждение дорожно – транспортного травматизма.

– обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

С 2004 года в нашем учреждении внедрялась и реализуется специальная программа по формированию ОБЖ. В реализацию программы включены все участники воспитательного процесса : дети, педагоги, родители.

Работа с детьми включает в себя формирование представлений об опасных и вредных факторах, ЧС и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях в быту.

Работа с сотрудниками строиться на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.

Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в соответствии с реализацией раздела программы, ( пособие по безопасности для вас и вашей семьи).

Особенность программы еще и в том, что воспитание детей осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в ходе режимных моментов, прогулок и экскурсий. За время внедрения и реализации данной программы мы получили первые результаты работы. Так в 2006-07 учебном году, воспитанники и воспитатели старших групп, стали победителями и призерами районного конкурса “Светофор собирает друзей!”. А дети компенсирующей группы с воспитателями Александровой В.И. и Жуковой В.В. заняли 2 место в областном этапе данного конкурса.

Другим немаловажным направлением работы детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. Организация и проведение только традиционных форм общения и сотрудничества с родителями, таких как родительские собрания, беседы, консультации. не обеспечивал в полной мере потребности и запросов современных родителей. По этому стали искать новые пути взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и образования детей. Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, стали теми новшествами, которые помогают более теснее наладить взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

Педагогический коллектив находиться в постоянном поиске новых форм работы с родителями, так в перспективе создание семейного клуба.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Анализ организации методической службы по обеспечению и поддержке инновационной деятельности выявил ряд проблем:

– недостаточность информационно-методического обеспечения инновационных процессов.

– непринятие новшеств частью педагогов.

Тем не менее процесс обновления образования организуется людьми, следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в коей мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребностей общества, а так же как инновация принята и понята всеми участниками педагогического процесса.

Именно поэтому, мы сочли важным совместно с коллективом определить конкретные задачи для каждого направления: “Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?”, “Какую цель мы ставили при организации методической работы?”, “Как изменим предметно-развивающую среду?”.

Первая и главная задача перед руководством дошкольного учреждения –это мотивационные условия вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Ключевой задачей является увязка инноваций с интересами коллектива.

Учитывая все вышеизложенное, в целях поддержки инновационной деятельности, создали структурные подразделения– творческие группы педагогов по проблемам. Стали широко использовать активные формы методической работы с педагогическим коллективом, такие как семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций. На протяжении двух лет работает программы профессионального роста педагогов, разработанная с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю. Она обеспечивает непрерывное повышение их профессиональной и методической компетентности. Так 15% воспитателей имеют высшую квалификационную категорию, 33% первую. Педагоги –стажисты являются разработчиками и кураторами проектов по основным инновационным направлениям, обозначенных программой развития нашего учреждения.

Хотелось бы подробнее остановиться на информационно-методическом обеспечении, рассматриваем его как условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности инновационной работы. Применение новых технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Информационно-методическое сопровождение построили в следующей последовательности:

– Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

– Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий,дифференцированным справочно-информационным материалом

– Создание видиотеки методически материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Промежуточными результатами внедрения инноваций в нашем детском саду можно считать и обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные творческие проекты, разработанные педагогами для прохождения процедуры аттестации на высшие квалификационные категории, а так же перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, дидактические и наглядные пособия, а самое главное это высокие показатели знаний наших выпускников.

Перспектива развития инновационных преобразований в нашем детском саду:

1 Разработка и внедрение плана-программы “Сопровождение инновационной деятельности”.

2 Представление педагогов –новаторов на конкурсы для получения денежного вознаграждения в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”.