Урок-игра "Виртуальные кладоискатели". Закрепление и обобщение темы "Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Разделы: Информатика


Цели:

  • Систематизировать и обобщить ЗУН учащихся, полученные при изучении темы “Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую”;
  • Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать логическое мышление учащихся в области информатики;
  • Повышать уровень информационной культуры десятиклассников.

Задачи:

  • Закрепить умения решать примеры на перевод чисел из одной системы счисления в другую;
  • Развивать логическое мышление учащихся посредством выполнения занимательных задач;
  • Совершенствовать умение рационально использовать время и быстро ориентироваться в обстановке;
  • Закрепить навыки работы в локальной компьютерной сети.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение хода урока

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами повторяем изученный материал. Ваша задача найти клад (это будет ваша оценка), но для поиска клада мы с вами никуда не пойдем, поэтому наш урок называется “Виртуальные кладоискатели”. На рабочем столе ваших компьютеров есть папка “Виртуальные кладоискатели” (см. Приложение), внутри которой находится файл с таким же названием. Давайте откроем его (ребята читают эпиграф к уроку и переходят на третий слайд).

Ставится задача перед учащимися: выполнить все задания (переход к заданиям по гиперссылкам). Задания выполняются в порядке очередности, так как на каждом документе поставлен пароль, узнать который можно, только выполнив задание. За каждый правильный ответ будет начислен 1 балл.

Желаю удачи!

III. “Виртуальные кладоискатели”

Задание 1
Тест (программная оболочка Ассистент II) с выбором ответов.

? Какие позиционные системы счисления используются в ЭВМ?

+ Двоичная
– Римская
+ Шестнадцатеричная
– Пятеричная

? Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записаны числа 23 и 67?

– 7
+ 8
– 3
– 9

? Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1116, 110112?

+ Нет
– Да

? Какое из чисел является наибольшим: 1100112, 358, 1В16?

+ 110011
– 35
– 1B

? Было 53 груши. После того как каждую из них разрезали пополам, стало 136 половинок. В системе счисления с каким основанием вели счет?

+ 7
– 8
– 6
– 16

? В саду 100 плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста красной смородины, 16 кустов черной смородины и 17 кустов крыжовника. В какой системе счисления подсчитаны деревья?

– 8
– 7
+ 9
– 16

Задание 2
(Пароль для открытия Задания 2 – количество вопросов в тесте. Пароль: 6) (Приложение 1)

Заполните таблицу:

  Ваш возраст Год основания Архангельска Номер школы
Десятичная система счисления      
Двоичная система счисления      
Восьмеричная система счисления      
Шестнадцатеричная система счисления      

После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 2 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 2.

 Задание 3
(Пароль для открытия Задания 3 находится в выделенной ячейке предыдущего задания. Пароль: 137). (Приложение 2)

Используя приложение Калькулятор операционной системы Windows, заполните таблицу:

HEX DEC OCT BIN
1011      
  1011    
    1011  
      1011

После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 3 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 3.

Задание 4
(Пароль для открытия Задания 4 находится в выделенной ячейке предыдущего задания. Пароль: 209). (Приложение 3)

Переведите двоичное число в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:

Двоичное число Восьмеричное число Шестнадцатеричное число
1110000100101011111    
111010111101111    
111011111111000    

После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 4 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 4.

Задание 5
(Пароль для открытия Задания 5: номер кабинета информатики в двоичной системе. Пароль: 1010). (Приложение 4)

Переведите правильную десятичную дробь в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления:

Десятичная система счисления Двоичная система счисления Восьмеричная система счисления Шестнадцатеричная система счисления
0,25      
0,125      

Переведите числа в десятичную систему счисления:

0,1012 =
0,112 =
0,348 =
0,418 =
0,А416 =
0,Е216 =

После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 5 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 5.

Подведение итогов урока

В течение всего урока (по мере поступления ответов учащихся), на компьютере учителя заполняется таблица. Поиск клада (оценки) заканчивается открытием этой таблицы. (см. Приложение)

Оценка Количество набранных баллов
“5” 45–48 (95–100%)
“4” 38–44 (80–94%)
“3” 28–37 (60–79 %)
“2” <27

 Учитель. Спасибо за урок! Я надеюсь, что полученный сегодня вами клад вас обрадовал и пусть он придаст вам уверенности в ваших силах и возможностях!