Урок чтения. С.Есенин "Воробышки"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • продолжить знакомство с творчеством С.Есенина, познакомить со стихотворением "Воробышки";
  • продолжать формировать умение видеть образные языковые средства - метафоры, олицетворения, сравнения;
  • совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

I. Постановка цели. Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации.

Демонстрация "Презентации к уроку" на протяжении всего урока. Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта:

В этом имени - слово "есень".
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности и чистоты:
Услышали ли вы эту фамилию?
Только скажут -
Сергей Есенин,
Всей России встают черты:
Н. Браун

-Какой приём использовал Николай Браун в своём стихотворении? (Звукопись)

- Сегодня мы будем читать стихотворение замечательного русского поэта - Сергея Есенина, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь.

II. Рассказ о С.Есенине подготовленными учащимися.

- В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился С.Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое сыновей, в этой семье и прошло почти всё его детство.

- Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу. После её окончания он должен был поступить в Московский учительский институт, стать сельским учителем. Но этого не случилось.

- Целью и смыслом жизни Сергея Есенина стала поэзия. Стихи Серёжа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

Слово учителя.

- С. Есенин - исконно русский глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало - всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

Проверка домашнего задания.

Викторина по изученным стихам.

а) "Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось:" ("Осень")

б) "Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром:" ("Белая берёза")

в) "Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит:" ("Ночь")

г) "Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу:" ( "Пороша")

д) "Задремали звёзды золотые,
Задрожало золото затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона:" ("С добрым утром!")

е) "Из-за леса, леса тёмного
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки - лучи багровые:" ("Из-за леса тёмного")

ж) "Черёмуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые
Что кудри завила:"

-Вот какую красивую ромашку мы составили есенинским строками из его любимых стихов.

III. Физминутка.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,
Снег кружится.
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

IV. Работа над новым материалом.

1. Работа до чтения стихотворения.

- Прочитайте название стихотворения.

- Что хотел выразить поэт названием стихотворения? (нежность, любовь к птичкам)

2. Чтение стихотворения "Воробышки" наизусть учителем

- Послушайте стихотворение и скажите, какие ещё чувства поэта проявились в этом стихотворении. ( Доброта, заботливое отношение, любовь к природе, сострадание к птицам, отзывчивость)

3. Повторное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение и представьте картины, которые описал поэт. Разделите стихотворение на части.

- На сколько частей разделили это стихотворение? Какие картины вы увидели?

4. Чтение стихотворения классом вслух по частям.

1) Песня зимы. (Лес, а над лесом плывут облака.)

-Какие выразительные языковые средства использует поэт в своём стихотворении?

Олицетворение - воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

Поёт зима - аукает.
Мохнатый лес баюкает.

Метафора - слова и выражения, употребляющиеся в переносном смысле, на основе сходства, сравнения.

  • Стозвон - звон 100 сосен
  • Мохнатый лес
  • Стозвоном сосняка
  • Седые облака
  • Картина зимы.

- Какая она зима? (Красивая, но грустная и больно холодна)

- Какой литературный приём использует автор в этой части? (Метафора - ковром шелковым стелется)

3) Воробышки.

- Какие нежные слова находит поэт для пташек? (пташки малые, воробышки игривые, детки сиротливые, пташки нежные)

- Как вы представляете себе воробышков?

- Он слабый и наивный, весёлый и разговорчивый, живёт ядом с человеком.

- Эта удивительная пташка помогает выживать в прекрасном и яростном мире, любить жизнь, защищаться от врагов, дарить людям своё вдохновение, любовь ко всему сущему.

- Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, творить добро.

- Воробей - это энергичность, быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Это верность Родине, родной стрехе, человеку.

- Воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно. Он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит.

- Окраска самца воробья серенькая, с тёмными пятнами на спине, На шейке - чёрное пятно. Самки почти одноцветные - серовато-бурые, без ярких тонов и пятен.

- Почему поэт не говорит продрогшие, замёрзшие? (Он очень нежно относится к воробышкам)

- Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге или написать о воробышках? ( И то и другое, без воробышков мы не поймём, насколько холодно.)

V. Физминутка. (звучит музыкальное сопровождение "Водопад").

- А теперь пусть наши глазки отдохнут.

Сидел со мной рядом за партой сосед.
Закрыл я глаза - и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти!
Хотим, чтоб учитель скорее сказал:
"Давайте, ребята, откроем глаза!"

Выразительное чтение стихотворения.

- Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора.

Представьте, что вы сидите во дворе, вокруг вас собрались ребятишки, все хотят услышать, что вы им поведаете. Рассказывайте медленно, не торопясь.

Обобщение.

- Великая жизненная сила держит в мире эти крохотные серые комочки и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.

За окном продрогшего
Вижу воробья.
Где твой дом воробышек?
Где твоя семья?
В поле за сугробами -
Темень, холода.
Воробей - воробышек,
Где твоя еда?
Зачирикал крохотный:
- Что найду - еда!
Прыгаю да охаю
В злые холода.
За окошко брошу я
Сладкий пирожок:
- Прилетай, воробышек!
Милый мой дружок!

Это интересно:

- Вот уже несколько лет по всем российским весям проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день"

VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение.

1 вариант - написать мини-сочинение "Воробышки

2 вариант - найти стихи о воробьях других поэтов.

Приложение 1.