Экскурсия "Прирусловые ивовые леса - типичный биоценоз окрестностей Хабаровска"

Разделы: Биология, Экология


Предлагаемый вариант экскурсии по геоботаническому описанию отдельного биоценоза проводится в рамках полевой практики по ботанике для учащихся 6-7 классов. Данное занятие может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а так же для разработки и проведения экскурсий в другие биоценозы.

Цель занятия: Познакомить с многообразием семейства Ивовые, с особенностями их обитания.

Задачи:

  • Знакомство с видовым многообразием семейства Ивовые, сформировать понятие прирусловые леса.
  • Формирование научного мировоззрения на основе установления связи изучаемых объектов с природной средой. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.
  • Продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, правильно собирать материал для гербария.

Оборудование:

  • Три складных садовых ножа;
  • Папки для переноски собранных растений (по одной на двоих человек);
  • Блокноты на каждого учащегося, карандаши;
  • Синяя, красная и желтая веревка (вместо веревки можно использовать цветные флажки);
  • Три пакета с заданиями (текст заданий см. в ходе занятия);
  • Ключ для определения видов ивы ст. Покровка - автор составитель Борзенкова Т.Г. (6 штук - по 2 на каждую группу) - Приложение 1;
  • Линейки.

Предварительная подготовка:

Так как занятие построено в нетрадиционной форме, а именно в форме мини-экспедиции, то учащиеся делятся на группы. В каждой группе есть бригадир, его помощник, географ, летописец. Вся местность разбивается на сектора, границы которых обозначены веревкой или флажками. Контакты между учащимися запрещены, что сразу вносит элемент состязательности. На выполнение задания отводится один час. На стыке границ трех секторов располагается консультативный пункт: педагог и его помощники. Каждая группа получает пакет с заданиями:

  1. Выяснить в какой природной среде обитают представители семейства Ивовые. Описать.
  2. Собрать гербарный материал для составления альбома видового разнообразия Ивовых.
  3. Проследить разнообразие жизненных форм представителей семейства Ивовые.
  4. Выяснить антропогенное влияние человека на определенном участке. Разработать рекомендации по улучшению состояния окружающей природной среды.

Ход экскурсии

Организационный этап

Педагог: Сегодня мы отправляемся в экспедицию с целью изучения видового многообразия представителей семейства Ивовые и их среды обитания. Каждая группа получит свою территорию для изучения и конверт с заданиями. В течение часа вы будете работать, выполняя задания. По окончании работы необходимо представить отчет для проведения круглого стола по итогам экспедиции.

Актуализация знаний

Педагог: Дайте общую характеристику семейству Ивовые.

Учащиеся: Семейство Ивовые насчитывает более 700 видов. Это деревья и кустарники с опадающими на зиму простыми очередными листьями и однополыми цветками, собранными в сережки. К семейству Ивовых относят 3 рода: тополь, ива, чозения.

Педагог: Какое положение занимают Ивовые в системе растений?

Учащиеся: Отдел - Покрытосеменные или Цветковые растения

Класс - Двудольные

Подкласс - Дилленииды

Порядок - Ивоцветные

Семейство - Ивовые

Педагог: Дайте экологическую характеристику семейству Ивовые.

Учащиеся: Все Ивовые светолюбивы и влаголюбивы, хотя и в разной степени. Быстро растут. Участвуют в формировании прирусловых лесов. Субстратами для их жизнедеятельности являются галечниковые, песчаные, илистые отложения и примитивные аллювиальные почвы. Ивы успешно переселяются и на вторичные местообитания (заброшенные поля и огороды), а также в кюветы дорог, железнодорожные и прочие насыпи. Хорошо возобновляются на лугах после пожаров.

Работа в группах

Педагог: Теперь пора в путь. Нам предстоит сложная, но очень увлекательная работа. Я попрошу бригадира подойти к консультативному пункту и взять задания для группы. Выполняя работу вы проверите те знания, которые у нас уже есть и, конечно же, узнаете много нового об Ивах, как одном из самых распространенных семейств.

Учащиеся расходятся на свои территории, которые заранее были помечены флажками или веревкой.

Задача бригадира и его помощника подсказать, направить на правильный путь работу остальных участников группы. Кроме этого собрать гербарный материал для дальнейшего исследования Ивовых.

Географ и его команда описывают природную среду. Описание проходит по следующему плану:

Наименование ассоциации - Окружающая местность

Географическое положение - Размер пробной площадки

Топографические условия - Степень увлажнения

Мезорельеф - Название почвы

Микрорельеф

Пример описания природной среды группы географов:

Наименование ассоциации Пойменный лес
Географическое положение Ст. Покровка
Топографические условия Левый берег Амура
Мезорельеф Равнинная местность
Микрорельеф Ровная поверхность, имеющая водоемы разного размера
Окружающая местность Север - автотрасса, юг, восток дачные строения, запад - грунтовая дорога
Размер пробной площадки 10 х 10
Степень увлажнения Умеренная, временами переувлажненная
Название почвы Илисто-песчаные

После того как закончено географическое описание группе географов нужно выяснить антропогенное влияние человека на данном участке. Разработать рекомендации по улучшению состояния окружающей природной среды.

Пример работы группы:

Следы воздействия человека: пожары (пал), вытаптывание, загрязнение бытовым мусором, пищевыми отходами, рубка деревьев.

Рекомендации по улучшению состояния окружающей природной среды: разместить щиты с правилами поведения в природе, оборудовать площадки для отдыха, разведения костра, поставить баки для сбора мусора.

После того, как группа выполнила свою работу, то она идет на помощь группе летописца, а также бригадиру.

Летописец и его группа выполняют работу по описанию растений. Во время описания особое внимание уделяется на жизненные формы ив, размер, цвет коры, форму листьев. Результаты наблюдений заносятся в таблицу. Определение видов ив ведется по определителю рода Ива - Salix L. станции "Покровка". 2001 г.

Пример работы группы летописца по описанию растений:

Древесный ярус

Видовой состав Высота растения (м) Фенофаза Число

стволов

Биологические особенности
кол %
1 Ива

Шверина

3 Распр.

семян

6 55 Кора - светло-коричневая; листья - линейно-ланцетные, цельнокрайние со слегка завороченным краем до 8 см длины и 0,5-1 см ширины.
2 Ива

росистая

20 Распр.

семян

4 36 Красновато-желтая кора; листья - ланцетные, темно-зеленые, снизу сизые, длина листа до 10 см, ширина до 1 см, край пильчатый.
3 Ива

козья

3,5 Распр.

семян

1 9 Кора - серо-коричневая, побеги опушенные; листья до 8 см длины и 4-5 см ширины, яйцевидные, есть округлые, плотные, темно-зеленые, снизу опушенные, неравномеро-зубчатые.

Возобновление деревьев

Состав всходов и подроста Средний

возраст

(годы)

Средняя

высота

(см)

Обилие по

Друде*

Состояние Происхождение
1 Ива

Шверина

3 180 Сор 2 хор Семен.,

вегет.

2 Ива

Росистая

2 150 Сор 1 хор Семен.

вегет.

Кустарниковый ярус

Видовой

состав

Обилие по

Друде

Средняя высота (м) Фенофаза Биологические особенности
1 Ива

буреющая

Cop 2 0,80 Распр.

семян

Кора - светло-коричневая; листья - обратнояйцевидные, темно-зеленые, цельнокрайние до 3 см длины и 1-2 см ширины (при сушке буреют).
2 Ива

Сюзева

Sp 1,2 Распр.

семян

Кора - желтовато-серая; листья до 6 см длины и 0,5-1 см ширины, ланцетные, темно-зеленые, мелко городчатые.
3 Ива

Крылова

Sp 2 Распр.

семян

Кора - темно-коричневая; листья продолговато-элиптические, темно-зеленые, длиной до 3,5 см, шириной 0,5-1 см, цельнокрайние.

Травянистый ярус

Видовой состав Средняя высота (см) фенофаза Обилие по Друде
1 Осока 10-15 Цвет Sоc
2 Лапчатка

Земляниковидная

8-12 Цвет Сор 1
3 Фиалка рассеченная 8-10 Цвет Sp
4 Клевер люпиновый 20-25 Цвет Sp
5 Ветреница вильчатая 12-17 Цвет Сор 1

Задача педагога и консультативного пункта - оказывать помощь при проведении исследовательской работы. Здесь нужно помнить, что консультанты не должны сидеть только на своем рабочем месте, они постоянно находятся в группах и работают вместе с ними, помогая выполнять те задания, которые ребята, участники экспедиции не затрудняются выполнить.

Заключительный этап

Включает завершение работы, сбор оборудования, сбор групп возле консультативного пункта.

Итог работы

Педагог: Скажите, в какой природной среде обитают представители семейства Ивовых?

Учащиеся: Ивы можно встретить возле воды, но кроме этого представители семейства Ивовые встречаются и на почвах умеренно увлажненных. Примером может служить Тополь душистый, Осина Давида.

Педагог: Насколько разнообразны жизненные формы представителей семейства Ивовых?

Учащиеся: В семействе Ивовые встречаются такие жизненные формы как кустарники, деревья

Педагог: Какое антропогенное влияние оказывает человек на изученном вами участке?

Учащиеся: Частые пожары (пал), вытаптывание, загрязнение бытовым мусором, пищевыми отходами, рубка деревьев

Педагог: Можно ли избежать негативного влияния на данную природную среду? Каким образом?

Учащиеся: Можно. Для этого надо повышать культуру поведения в природе. Это можно сделать как при помощи средств массовой информации, так и непосредственно в природе, изготовив и разместив в местах частого отдыха людей плакаты, раскрывающие правила поведения в природе. Кроме этого нужно отметить то, что ст. Покровка является местом дачной зоны, а следовательно большого скопления людей и, чтобы не было загрязнения природы бытовым мусором, необходимо оборудовать площадку для мусора: поставить мусорные баки, огородить их.

Домашнее задание

Подготовить отчеты и оформить работу по геоботаническому описанию.

Литература:

  1. Воробьев Д.П. Дикорастущие деревья и кустарники Дальнего Востока. - Л.: Наука, 1968. - 277 с.
  2. Ворошилов В.Н. Флора советского Дальнего Востока
  3. Еленевский А.Г. и др. Ботаника: Систематика высших или наземных растений. - М.: Академия, 2001. - 432 с.
  4. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. - М.: Просвещение, 1968. - 243с.
  5. Сосудистые растения советского Дальнего Востока / под ред. Харкевич С.С. Т.7 - СПб.: Наука, 1995. - 395 с.
  6. Шиманюк А.П. Дендрология. - М.: Лесная промышленность, 1967. - 332 с.