Формирование основ экономической культуры старшеклассников путем активизации познавательной деятельности

Разделы: Экономика


Термин культура происходит от латинского «cultura»- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Этот термин подразумевает совокупность созданных человеком жизненных форм, процесс их созидания. Нормы, ценности, знания, умения, социальные институты, язык, искусство и многое другое. Такое определение этого термина дает нам энциклопедический словарь.

Культура – понятие многогранное. Существует культура речи, педагогическая культура, языковая культура, культура общения. Что же можно подразумевать под понятием экономической культуры? Экономическая культура старшеклассника представляет собой целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения экономическими знаниями и умениями; сформированным ценностным отношением к экономике, ее предмету, средствам и результатам; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в познавательной и социально- ориентированной экономической деятельности.

Структурные компоненты экономической культуры - это экономическое знание, экономическое мышление, экономические ценности, которые составляют единое целое и формируются во многом на основе прикладных экономических знаний. Чтобы получить эти структурные компоненты необходимо формировать экономические компетенции, предпринимательские навыки и финансовую грамотность.

Не будем забывать, что экономика- это одна из сфер жизни общества (наряду с политической, социальной и культурной). Но именно экономика и экономическая деятельность человека позволяет ему существовать как биологическому виду и при этом не терять человеческий облик. Таким образом, слово культура в указанном контексте может также сочетаться со словами правовая, политическая, духовная. Важность формирования любого из приведенных видов культуры всегда подчеркивалась системой образования нашей страны. Но понимание необходимости формирования экономической культуры пришло к нам вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве государства и ежедневно доказывает свою актуальность

Экономические компетенции - являются, пожалуй, наиболее важным звеном формирования основ экономической культуры старшеклассника.

В основе формирования экономических компетенций главными будут являться те методы и приемы, которые дадут возможность учащимся узнать новое, научиться им пользоваться и сформировать интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и умений в экономической сфере. Поэтому активизация познавательной активности рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию компетенций как основ экономической культуры.

Среди методов и приемов познавательной активности можно выделить такие как приемы сравнения, наглядность и иллюстративность, самостоятельная работа с различными источниками информации, эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, разработка и применении опорных схем и опорных сигналов, использование проблемных ситуаций, исследовательская работа и многое другое.

Каждый педагог в силу характера и склонностей использует в качестве основных какие-то определенные методы активизации познавательной активности. Для меня, как учителя экономики, работающего, в основном, со старшими школьниками – это эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, работа с различными источниками информации.

В процессе эвристической беседы, отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний. С помощью системы целенаправленных вопросов учитель направляет и поддерживает познавательную активность, контролирует ее степень, что очень важно, особенно для учащихся среднего и старшего возраста.

Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт. А припоминание, осуществляемое под действием вопросов учителя, с одной стороны, способствует наиболее полному и прочному воспроизведению материала, а с другой стороны, тренирует, развивает, укрепляет работу памяти и мышления, помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учащихся постоянных мыслительных усилий.

Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелом их формулировании заставляют учащихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».

Так на уроке в 11 классе,связанном с понятиями инвестирования и видов инвестиций была очень оживленная дискуссия по вопросу развития столицы и регионов. Проблема регионального развития, непривлекательности регионов для инвестиций, в т. ч. иностранных весьма актуальна сегодня. Непременно подчеркиваем привлекательность Белгородской области для инвестирования, в первую очередь в сельское хозяйство. Результаты грамотной инвестиционной региональной политики налицо: многочисленные предприятия по производству мяса птицы, свинины, агропромышленные холдинги.

В старших классах необходимо включать в работу анализ неадаптированных источников информации, то есть с материалы газет, журналов, Интернет- ресурсы. Зачастую интернет воспринимается учащимися или как источник развлечения, или как источник плагиата материалов. Чтобы разрушить данный стереотип отношения предлагаются виды работы с материалами информационных сайтов Федеральной службы статистики, Правительства Российской Федерации, Президента страны, а также местными информационными порталами. Анализ различных данных, работа текстами докладов и постановлений, составление на основе этого анализа диаграмм, графиков, иллюстрирующих изучаемый процесс – работа сложная, требующая взаимодействия многих как теоретических, так и практических умений и навыков учащихся.

Приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией также широко используется на уроках экономики. Изучаемый материал включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом еще более упорядоченными.

Тема урока экономики «Бюджет семьи» как нельзя лучше иллюстрирует этот прием. Учащиеся имеют возможность на примере собственной семьи проследить источники формирования бюджета, доходы семьи, а также проследить расходы. Интересна идея составления «идеального» семейного бюджета, где ребята могут попробовать себя в роли родителей, действующих в жестких рамках имеющихся в их распоряжении средств..

Эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, презентаций широко используются на уроках экономики в старших классах.

Широкое применение презентаций дает возможность изложения крупного блока или объемной темы в сжатые сроки. Такой обширной темой, например, является «Развитие предпринимательства на Белгородчине». Использование презентаций, в том числе, подготовленных учащимися, делает этот материал компактным. Он легко усваивается, надолго запоминается, так как материал близок, а фамилии предпринимателей встречаются, в том числе и в названиях улиц и поселков области.

Один из наиболее важных в работе любого учителя прием – это работа с текстом учебника или документа, отрывка статьи и т.п. Данному виду деятельности уделяется большое внимание не только на уроках экономики, но и на уроках истории и обществознания.

Работа с учебником, текстом — сложное интеллектуальное умение, включающее в себя понимание текста и запоминание его смыслового содержания, которое происходит в результате активного преобразования текста с помощью определенных приемов: представления прочитанного в наглядно-образной форме, классификации и отбора материала, выделения основного содержания текста, перекомпоновки материала, добавления недостающих логических звеньев, составления плана и т.д. В результате проделанной мыслительной работы происходит непроизвольное запоминание материала. На следующем этапе включается произвольное запоминание с применением мнемонических приемов, среди которых наиболее распространенными являются выделение смысловых опорных пунктов, использование плана, краткий пересказ, ответы на вопросы учебника и т.д.

На уроках экономики используются статьи, содержащие экономическую информацию, а учащимся предлагается проанализировать их и сделать выводы, ответить на вопросы.

Именно отсутствие умения мыслительной (смысловой) обработки учебного материала, умения школьников работать с учебником и иными письменными источниками информации лежит в основе неумения школьников учиться, приводит к перегрузке учебной работой, неполным и непрочным знаниям.

Рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стимулируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний и умений. Данные приемы помогают формированию личностных экономических компетенций учащегося, учат не бояться трудностей, грамотно применять экономические знания и умения сформированные на уроках в повседневной жизни, а элементы научных знаний помогают формировать мировоззрение молодого, экономически грамотного и активного гражданина своей страны.

Литература.

  1. Калинина Н. Центр образовательного аутосорсинга «Практическая экономика и предпринимательство»//Экономика в школе.-2008.-№3
  2. Новый энциклопедический словарь.- М.:»Большая Российская энциклопедия»,2000.
  3. Ратанова Т. Способы активизации познавательной деятельности школьников.// Вопросы психологии.- 1989.-№4.