Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения" (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с получением и свойствами волокон животного происхождения; провести сравнительный анализ натуральных волокон растительного и животного происхождения. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.
  2. Способствовать формированию представлений о мире профессий.
  3. Развивать навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения.
  4. Воспитывать аккуратное, бережное отношение к вещам; уважение к чужому труду.

Тип урока: теоретический.

Межпредметные связи: история, география, литература, биология.

Материально-техническое оснащение:

  1. Плакаты: «Текстильные волокна», «Пряха», «Первичная обработка шерсти», «Первичная обработка шёлка», «Золотое руно», «Прядильный станок», «Ткацкий станок», «Веретёна».
  2. Кроссворд для повторения раздела «Материаловедение» 5 класс
  3. Прялка, веретено, шерсть для прядения
  4. Коллекции: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», «Ткани, изготовленные из натуральной шерсти», «Последовательность обработки шерсти»
  5. Лабораторная работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых волокон»
  6. Раздаточный материал и инструменты для проведения лабораторной работы
  7. Карточки с написанием слов для словаря и названием профессий
  8. Изображения животных: коза, кролик, овцы различных пород, верблюд, собака.
  9. DVD-проектор, экран

Объект труда: образцы тканей

Предварительная работа: чтение «Мифы Древней Греции. Золотое руно», повторить по тетради за 5 класс раздел «Материаловедение».

Домашнее задание на следующий урок: учебник п. 1-2, рабочая тетрадь задания 22-29, подобрать образцы тканей из натуральных волокон животного происхождения.

Ход занятия.

1. Организационная часть урока.

Приветствие, проверка наличия учащихся в классе, готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

С первых дней жизни человек сталкивается с множеством тканей, которые имеют различные свойства. Когда вы были совсем маленькие, мамы заворачивали вас в мягкие, тёплые пелёнки. Если становилось холодно, просила надеть тёплую кофту. Сейчас вы уже взрослые, и можете самостоятельно приобретать необходимые вещи. К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено. В этом году вы будете изготавливать более сложное изделие, чем в 5 классе, поэтому знания полученные на уроках материаловедения помогут вам при выборе ткани для изготовления юбки.

Тема нашего урока – Натуральные волокна животного происхождения.

3. Закрепление ранее пройденного материала, подготовка к восприятию нового материала.

- Вспомним то, что вы уже знаете. Предлагаю вам решить кроссворд.

Кроссворд.

По вертикали:

  1. Волокна делятся на… и химические.
  2. На стеблях белеют чашки,
    В них и нитки, и рубашки.
  3. Ткань, изготовленная в 12 веке Батистом де Шабре во Франции.
  4. Процесс получения нити из волокон…
  5. Растение, волокна которого служат сырьём для получения грубой ткани.
  6. Как называется ткань снятая с ткацкого станка.

По горизонтали:

  1. Ткацкое переплетение.
  2. Назовите «русский шёлк».
  3. Я вдоль ткани хожу.
  4. Мой братец ходит поперёк ткани.
  5. Сторона ткани с ярким, чётким рисунком.
  6. Изделие, изготовленное на ткацком станке.
  7. Хлопчатобумажная, ворсовая ткань
  8. Из чего состоит ткань?
  9. Хлопчатобумажная ткань, которую применяют для пошива постельного белья и пелёнок.

Графическое изображение кроссворда расположено на доске. Учащийся, давший правильный ответ, записывает его в кроссворд, и получает жетон.

Подведение итогов разгадывания кроссворда.

4. Объяснение нового материала.

Работа по схеме «Прядильные волокна».

- Рассмотрим схему, изображённую на доске. Прочитайте её название.

- Вспомним, что такое прядильные волокна?

(Волокна, из которых получают пряжу, называются прядильными волокнами).

- На какие две большие группы они делятся?

- Чем отличаются эти две группы?

- Какие волокна вы изучали в 5 классе?

- У вас на рабочих местах находится таблица «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка». Первые две колонки таблицы вы заполнили в 5 классе. Рассмотрите их. Две последние колонки вы заполните сегодня на уроке.

Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти и шёлка

Внешний вид и свойства волокон

хлопок

лён

шерсть

Шёлк

Цвет

Белый

Светло – серый

Белый, чёрный, рыжий

Белый

Блеск

Матовый

Резкий

Нерезкий

Не очень резкий

Длина

6-52мм

250-1000мм

10-250мм

700-800м

Толщина (тонина)

Тонкое

Среднее

Толстые

Очень тонкое

Извитость

Слабо извитые

Прямые

Сильно извитые

Прямое

Мягкость

Мягкие

Средняя

Средняя

Мягкие

Гладкость

Пушистые

Гладкие

Пушистые

Гладкие

прочность

средняя

высокая

средняя

высокая

- Как вы думаете, для чего нужно знать свойства волокон?

(Свойства волокон влияют на свойства тканей, из которых они изготовлены).

Сегодня мы изучим натуральные волокна животного происхождения. К этой группе относится натуральная шерсть и натуральный шёлк.

(Запись схемы в тетрадь).

(По мере объяснения учебного материала, учащиеся заносят сведения в таблицу «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка»).

Шерсть.

Натуральные шерстяные волокна представляют собой волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов, собак, кроликов, лам длиной 10-250 мм.

Основную массу шерсти дают овцы – это около 90% от всего объёма шерсти. Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и Поволжье. Здесь разводят полутонкорунных и грубошерстных овец.

(Показ изображений овец разных пород, рассматривание коллекции тканей).

В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую.

Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон.

Полутонкая шерсть включает более толстые пуховые и переходные волокна.

Полугрубая шерсть включает в своём составе пуховые и более толстые переходные волокна.

Грубая шерсть включает в свой состав толстые волокна.

Шерсть, срезанная ножницами с живой овцы, растяжима и мягка, обеспечивает хороший доступ воздуха и сохраняет тепло.

Особо ценится шерсть, получаемая от овец породы меринос, т.к. такая шерсть очень длинная и тонкая. Из шерсти овец этой породы изготавливают очень тонкую, прочную пряжу, а затем ткут высококачественные, лёгкие, дорогостоящие ткани. Таких овец разводят в Англии и Новой Зеландии. Причём, основой экономики Новой Зеландии является экспорт, т.е. вывоз из страны, молочных продуктов и овечьей шерсти. Такая шерсть ценится как золото, а породистое животное стоит как дорогой автомобиль.

Шерсть по - другому называется руно, её снимают специальными ножницами стригали, а время стрижки одной овцы не должно превышать 3 минут.

Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку.

Пряжу получают на прядильных фабриках спрессованную в упаковках по 250кг. Волокна подвергают разрыхлению и трепанию на разрыхлительных и трепальных машинах. Эти машины обслуживают операторы. В машинах волокна очищают от сорных примесей. Из трепальной машины волокна выходят в виде холста, который скатывается в рулон.

Затем холст поступает на чесальную машину, где его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами. Прочёсанный холст преобразуется в ленту.

Лента поступает на ленточные машины, где её вытягивают и слегка подкручивают – получается ровница.

Затем ровница поступает на прядильное производство, где и изготавливают пряжу.

(Работа по схемам на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).

Производство шерстяных тканей

Первичная обработка волокон шерсти

  1. Сортировка волокон
  2. Трепание (разрыхление и выборка мусора) в разрыхлительной и трепальной машинах
  3. Мытьё волокон с мылом и содой
  4. Сушка волокон

Подготовительное производство

  1. Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты
  2. Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине
  3. Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу

 Прядильное производство

Вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую.

Ткацкое производство

Производство ткани.

Отделочное производство

Отбеливание, окрашивание

(Показ основных продуктов процесса прядения. Запись схемы в тетрадь).

- Скажите, а раньше вы слышали слово «руно»? Когда?

- К уроку я просила вас прочитать «Миф о золотом руне». А знаете ли вы, что золотое руно существовало на самом деле и это исторически достоверный факт.

Дело в том, что описанная в мифе Колхида – это Грузия. У жителей отдельных высокогорных селений Грузии существовал способ добычи золота в горных реках. Шкуру барана опускали на некоторое время в поток горной реки, и крупинки золота задерживались между ворсинками. Через некоторое время шкуру доставали, и закрепляли на вешалах, золото падало на положенный внизу холст по мере высыхания шкуры. Следует отметить, что золота добывали таким способом не много, и в скором времени он отошёл.

- А как в старину получали пряжу?

(Рассказ о прялках и веретёнах, прядильных станках, показ изображений на экране. Показ учителем способа прядения козьего пуха на самодельном веретене без прялки).

Прялка – это приспособление для ручного прядения. У прялки есть гребень, на него закрепляли кудель, из которой пряха левой рукой тянула нить, а правой рукой накручивала эту нить на веретено.

Характеристика шерстяных тканей

Тонкую и полутонкую шерсть используют в производстве тонких платьевых и костюмных тканей; грубую шерсть используют при производстве войлока, валенок.

Шерстяные ткани мало пачкаются, мало мнутся, впитывают воду, хорошо сохраняют тепло, почти не мнутся, хорошо драпируются, обладают большой пылеёмкостью. Шерстяные ткани имеют свойство сволачивания, сваливания волокон.

Шерстяные ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными или набивными.

Маркировку «натуральная шерсть» разрешено использовать, если в составе волокон шерстяных тканей содержится не более 7% других волокон. Маркировку «чистая натуральная шерсть» ставят, если в составе ткани содержится не более 0,3% других волокон.

Изделия из шерсти стирают специальными моющими средствами при температуре воды 30, не трут, не выкручивают, надолго не замачивают. Выстиранные изделия раскладывают на плоскости до полного высыхания.

Шёлк.

Волокна шёлка – это коконы тутового шелкопряда, размотанные в тончайшую нить.

Из биологии вам известно, что бабочка откладывает яйца, из них появляются гусеницы, затем гусеницы вокруг себя наматывают тончайшие нити (куколка), а из куколки появляется бабочка.

Впервые шёлк был изготовлен в Древнем Китае. За разглашение тайны изготовления шёлковой ткани приговаривали к смерти. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь, по которому везли ткани назвали Великий шёлковый путь. Об этом вам рассказывали на уроках истории.

Из волокон шёлка получают очень лёгкие, красивые и прочные ткани.

(Показ коллекции, рассматривание).

- Как вы думаете, какие изделия лучше изготовить из шёлковых тканей?

С одного кокона сматывают нить тоньше человеческого волоса и длиной 700-800 метров. Волокно прямое, белое и гладкое. Нить сматывают сразу с 6-8 коконов. Такой шёлк называется шёлк – сырец.

Рассмотрим процесс обработки коконов.

Первичная обработка

  1. Сбор коконов тутового шелкопряда
  2. Обработка паром
  3. Сушка горячим воздухом
  4. Получение шёлка – сырца
  5. Сматывание шёлковых нитей

Характеристика шёлковых тканей

Шёлковые ткани красивые, прочные, тонкие, мягкие, имеют блестящую и гладкую поверхность, гигроскопичны, воздухопроницаемы.

Подведение итогов заполнения таблицы «Сравнительная характеристика волокон шерсти, шёлка, хлопка, льна».

5. Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.

  • Что такое шерсть?
  • Как ещё можно назвать шерсть?
  • Что входит в первичную обработку волокон шерсти?
  • Охарактеризуйте волокна шерсти.
  • Как получают волокна шёлка?
  • Охарактеризуйте волокна шёлка.
  • Найдите отличия волокон шерсти от волокон шёлка.
  • Как свойства волокон влияют на свойства тканей? Приведите примеры.