Изучение стихотворения в 3-м классе. Тема: "Литературное наследие Сибири"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познавательный аспект:
    • формирование общеучебного умения осознанного, грамотного, выразительно читать поэтическое произведения;
    • формирование умения понимать замысел поэта;
    • продолжение работы над умением находить художественные средства. приёмы, способы создания образа.
  • Развивающий аспект:
    • развитие умения анализировать поэтическое произведение
    • расширение представлений детей о природе Сибири;
    • развитие речи, в частности, речевого чутья при работе со звукописью и лексическим значением слов;
    • развитие умения интонировать поэтическое произведение.
  • Воспитательный аспект:
    • воспитание культуры восприятия произведения;
    • воспитание познавательной активности;
    • воспитание осознанной гражданской позиции, в частности, любви к своему краю.

Георгий Жидковский «Запорошены ресницы…»

Запорошены ресницы
У Сибири – царь-девицы.
Запорошена коса,
Синью озера – глаза.
Манит далью на просторы,
В хлябь болотную, в тайгу,
В зори летние, в пургу.
Не робей, доверься смело,
Всем по сердцу станет дело.
Благодарствуй, стар и млад,
Приходи и будь богат.
Мужику – корчуй и в поле,
Казаку – табун на воле,
Рудознатцу – бездна руд.
Не скупись на вольный труд!
Шишка, клюква, земляника,
Гриб, малина, голубика.
Рухлядь мягкая в тайге,
Белорыбица в реке.
Запорошены ресницы
У Сибири  – царь-девицы.
Запорошена коса,
Синью озера – глаза

ХОД УРОКА

1. Разминка речевого аппарата

1.1. Артикуляционная гимнастика

На доске в строчку записаны слоги: ли, ле, ля, лу, лю.

– Прочитайте чётко и ритмично. Выделите голосом первый ударный слог
– Читая слоги второй раз, выделите голосом второй ударный слог. ( И так каждый раз ученики читают все слоги, ударяя голосом на последующий слог)

– Прочитайте слоги, делая между ними большую паузу. Затем читайте, всё убыстряя темп.

1.2. Упражнения на "гибкость" дыхания и регуляцию громкости произносимой фразы.

– Звук ( с ) протяните в течение 10-15 секунд, постепенно переходя от очень тихого к очень громкому звучанию.
– То же самое делайте, чередуя на выдохе звуки ( с ) и ( з ): с-с-с-з-з-з-с-с-с.

2. Работа с текстом перед чтением

Учитель. Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроке литературного наследия Сибири.
Дети. "В краю кедровом".
У. Можем ли мы предположить, о чём будет идти речь в следующем произведении?
Д. Наверное, о Сибири, о природе, людях, живущих в этом краю.
У. Давайте проверим свои предположения. Как называется жанр произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться?
Д. Стихотворение.
У. Прочтите название и автора этого стихотворения.
Д. "Запорошены ресницы". Георгий Жидковский.
У. Какие вопросы вам хотелось бы задать автору, прочитав название?
Д. Чьи ресницы запорошены? Чем запорошены? Почему?
У. Скажите, а мы можем ответить на эти вопросы, не читая стихотворение?
Д. Нет, мы можем только предположить; слишком мало фактов.
У. А можно ли по названию "Запорошены ресницы" выделить главного героя произведения?
Д. Вероятно, это молодая девушка.
У. Давайте проверим свои предположения.

3. Работа с текстом во время чтения

3.1. У. Прочитайте стихотворение про себя. Подумайте, какую важную мысль высказал в стихотворении Георгий Жидковский.
Д. Природа Сибири очень богата.
У. Представьте, что это стихотворение вам надо напечатать на цветной бумаге. Какой цвет вы возьмёте? ("Цветопись")

(После каждого высказывания ученика учитель подводит микро-итог с помощью вопроса " Значит, какое настроение ты будешь передавать во время чтения стихотворения?")

Если дети затрудняются, можно предложить воспользоваться словарём настроений:

бодрое    ласковое      радостное        весёлое
нежное     с грустинкой     печальное    светлое
грустное     жалостливое     приподнятое
смешное     солнечное

Чтение вслух и размышления по ходу чтения

У. Давайте прочтём произведение вслух и поделимся мыслями друг с другом.

1-я строфа:

Запорошены ресницы
У Сибири – царь-девицы.

У. Совпало ли наше предположение о девушке? Что это за девушка?
Д. Сибирь.
У. Как её назвал автор?
Д. Царь-девица.
У. Почему таким эпитетом её наделил автор?
У. Знаменитый русский учёный и поэт М. В. Ломоносов считал, что звуки обладают содержанием и смыслом. Например, "частое повторение звуков (йэ), (и) – ведёт к изображению нежности и ласковости". Звуки (м), (л). (н) – более приятны нашему слуху, чем (р), (т), (ц).  Ломоносов говорил, что каждый человек должен "уметь слушать" звук родной речи, понимать законы благозвучия. Поэтому в своих произведениях поэты пользуются звукописью – системой средств и приёмов звуковой организации произведения, позволяющей автору  на звуковом уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление.
У. Какие звуки наиболее чётко звучат в этой строфе?
Д. Звуки ( ц ), ( р ), ( с ).
У. Как вы думаете, какую характеристику хотел дать поэт девушке – Сибири, используя такие звуки?
Д. Возможно, она сильный, властный, смелый человек.
У. Какое средство художественной выразительности использовано автором в этой строфе?
Д. Олицетворение. Здесь Сибирь наделена человеческими свойствами внешности: у неё есть ресницы.

2-я строфа:

Запорошена коса,
Синью озера-глаза.

У. Какой портрет вырисовывается?
Д. Портрет красивой девушки с синими глазами и длинной косой. Здесь еще использован приём сравнения, когда изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо признаку. В данном случае синие озёра сравниваются с синими глазами.

3-я строфа:

Манит далью на просторы,
В хлябь болотную, в тайгу,
В зори летние, в пургу.

У. Какой глагол употребляет автор в этой строфе?
Д. Глагол "манит".
У. Как вы думаете, почему именно этот глагол? Что он обозначает?
Д. Заманить – это значит "позвать, используя хитрость, ласку".
У. Куда манит царь – девица?
Д. "В хлябь болотную, в тайгу, в зори летние, в пургу".
У. Здесь перечислены природные явления и объекты природы. Куда бы вам не хотелось идти? Почему?

4-я строфа:

Не робей, доверься смело,
Всем по сердцу станет дело.
Благодарствуй, стар и млад.
Приходи и будь богат.

У. Как изменился тон стихотворения в этой строфе?
Д. Эти строчки надо читать побудительно, призывая к действию; здесь появились побудительные глаголы.
У. Как вы думаете, чей призыв звучит в этих строках – автора или Сибири?
Д. ( предположения )
У. Какие малоупотребляемые слова встретились? Что они означают7
Д. "Не робей" – не бойся, "благодарствуй" – благодари, говори "спасибо"
У. Прочтите ещё раз эту строфу. Какой напрашивается вопрос?
Д. Почему в Сибири можно стать богатым?

5-я строфа:

Мужику – корчуй и в поле,
Казаку – табун на воле,
Рудознатцу – бездна руд.
Не скупись на вольный труд!

У. Есть ли в этой строфе ответ на вопрос, который мы задали?
Д. Да, в Сибири много богатств. Но богатства эти добываются трудом.
У. Какие слова были  непонятны? Что Сибирь предлагает людям? ( Учитель даёт пояснение, что слово "мужик" здесь употреблено скорее не  в значении "мужчина", а в значении  "крестьянин")

6-я строфа:

Шишка, клюква, земляника,
Гриб, малина, голубика.
Рухлядь мягкая в тайге.
Белорыбица в реке.

У. Какие слова требуют пояснений?
Д. Белорыбица, рухлядь.

(Сначала дети пробуют пояснить эти слова сами. Если необходимо, учитель даёт пояснения. Рухлядь – устаревшее название меха пушных животных – соболей, куниц, белок, лис барсуков. Белорыбица – здесь, скорее всего, речь идёт о рыбе с белым мясом – прежде всего, осетровых. Можно добавить, что осетровые виды рыб живут очень долго, некоторые даже до 100 лет. А вот потомство приносят лишь несколько раз в жизни. Поэтому икра осетровых рыб считается деликатесом и стоит так дорого. Ещё осетровые рыбы могут жить только в чистой воде и не разводятся в грязных водоёмах. Сейчас осетры – одна из самых редких и ценных рыб в сибирских водоёмах. А ведь раньше огромных осетров в сибирских деревнях складывали в поленницы, как брёвна, а чтобы отрезать кусок для приготовления  пищи, приходилось пилить их, как дрова. Также нам известна стерлядь – младшая родственница осетра. Впрочем, рыбой с белым мясом могут считаться также карась, карп, язь.)

У. Как морфологически оформлена эта строфа?
Д. Здесь 10 имён существительных, 1 имя прилагательное и 2 предлога.
У. Назовите имена существительные. Как вы думаете, с какой целью было использовано такое количество имён существительных?
Д. Наверное, поэт хотел этим не только подчеркнуть, но и назвать богатства Сибири.
У. Давайте ещё раз обратимся к строке из разминки.
Прочтём хором: ли ле ля лу лю
У. Какие слова звучат приятнее – "грохот", "скрежет" или "ласточка", "листик"? (ответы детей)
У. Сколько сочетаний с буквами л. м. н в этой строфе? Назовите.
Д. 9 – лю, ля, ни, ма, ли, на, лу, ля, ло.
У. Слова в этих строчках звучат мягко, тепло, напевно. Какой приём использовал поэт? Попробуйте догадаться, почему.
Д. Звукопись. Это похоже на восхваление своих богатств, на уговор,  призыв приехать в Сибирь.
У. А кто хвалится – автор или царь-девица Сибирь?
(Открытый вопрос, т. е. не требует однозначного ответа)

7-я строфа:

Запорошены ресницы
У Сибири – царь-девицы.
Запорошена коса,
Синью озера-глаза.

У. Как вы думаете, для чего Георгий Жидковский повторяет это четверостишие?

4. Графическая работа

На текст накладывается калька и проставляются условные знаки согласно таблицам "Паузы" и "Логические ударения".

5. Интонирование 

У. Ответьте, как будем читать стихотворение – плавно или ритмично? (Ритмично) Громко или тихо? (С достаточной степенью громкости) Ещё раз обратитесь к словарю настроений. Какое настроение вы будете передавать во время чтения этого произведения?
Д. Солнечное, приподнятое, бодрое.

Чтение стихотворения учащимися в соответствии с расставленными знаками.

6. Итог урока. Словесное рисование

У. Что, прочитав стихотворение "Запорошены ресницы", вы узнали о поэте Георгии Жидковском? Что для него природа: мёртвая красота или живое существо?
Д. Он любит Сибирь, знает её природу, не раз бывал в тайге; возможно, рыбак.
У. Какое время года вам представлялось, когда читали стихотворение? Почему?
У. В книге нет  иллюстрации к этому произведению. Что бы вы посоветовали нарисовать? (словесное рисование)

Домашнее задание:

1. Сделать иллюстрацию к тексту стихотворения.
2. Найти другие стихотворения, в которых отражается богатство природы того или иного края.