Решение экспериментальных задач по химии

Разделы: Химия


Дидактические цели:

  • Обучающие:
    • Изучить основные типы экспериментальных задач на установление состава вещества и определение неизвестных веществ и методы их решения.
    • Активировать знания основных классов, номенклатуры неорганических веществ.
    • Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.
    • Продолжить формирование навыков работы в химической лаборатории.
  • Развивающие:
    • Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять теоретические знания с данными эксперимента.
    • Продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать аккуратность и точность при работе в химической лаборатории.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка задачи на урок

Тема на экране. Слайд 1. (Приложение 1)

Инструктаж по технике безопасности.

Чем мы сегодня будем пользоваться. Находим нужные страницы в раздаточных материалах, изучаем их. Слайды 2, 3. Записи проводим в рабочей тетради (см. ниже)

Задание 1. Заполняем таблицу, классифицируем находящиеся на поддоне реактивы. Слайд 4.
Задание 2. Выполняем определение веществ с помощью индикаторов. Слайды 5, 6, 7. Порядок прибавления индикаторов учащиеся должны предложить сами.
Задание 3. Определение кислот по аниону кислоты. Учащимся предлагается самостоятельно выбрать подходящий реактив. Слайды 8, 9.
Задание 4. Распознавание солей по аниону и катиону. Учащимся предлагается найти реактив, который позволит распознать сразу все вещества. Слайды 10, 11.
Задание 5. Доказательство состава вещества. Проведение качественных реакций на катион и анион. Слайд 12.
Задание 6. Определение наличия карбоната. Слайд 13.

3. Подведение итогов урока

ТСО: компьютер, проектор, экран.
Приборы: поддон, размеченный штатив для пробирок, 11 пробирок.
Реактивы: на поддоне метилоранж, фенолфталеин, растворы нитрата серебра, хлорида бария, соляной кислоты, гидроксида натрия.

В штативе:

1 – вода;
2 – раствор гидроксида натрия;
3 – соляная кислота;
4 – соляная кислота;
5 – азотная кислота;
6 – хлорид бария раствор;
7 – раствор нитрата серебра;
8 – раствор карбоната натрия;
9 – раствор сульфата меди два;
10 – кусочек мела;
14 – чистая пробирка.

Рабочая тетрадь.

Решение экспериментальных задач.

Техника безопасности

При работе с реактивами соблюдайте осторожность. Помните, что кислоты и щелочи – едкие вещества, многие реактивы ядовиты. При попадании любого реактива на кожу его необходимо смыть водой. При попадании химикатов в глаза сразу сообщить об этом учителю. Работайте аккуратно и продуманно. Не наливайте в пробирки более 1 мл реактивов. Наливая вещество в пробирку, держите этикетку в ладонь. Сразу закрывайте пузырьки пробками. После окончания работы соберите все реактивы на поддон и вымойте руки.

Задание 1. Рассмотрите выданные Вам реактивы и  заполните таблицу. Назовите все вещества.

Индикаторы

Соли

Щелочи

Кислоты

 

 

 

                                                                                         

Распознавание веществ

Задание 2. В пробирках 1, 2, 3 находятся вода, раствор кислоты и раствор щелочи. Пользуясь имеющимися у Вас реактивами, определите, в какой пробирке что находится.

Ход работы:

  1. Прилили во все пробирки _________________. Наблюдали появление в пробирке ___  ______________ окраски. Следовательно, в пробирке ____ находится раствор _______________.
  2. Прилили в две оставшиеся пробирки ____________________. Наблюдали в пробирке ___ появление ________________ окраски. Следовательно, в ней находится ___________________________________. В пробирке ____ наблюдали ________________________ окраску. Следовательно, там находится ___________________________________________.

Вывод.

В пробирке 1 _______________________________.
В пробирке 2 _______________________________.
В пробирке 3 _______________________________.

Задание 3. В пробирках 4, 5,  находятся растворы соляной_______ и азотной_________ кислот. Определите, в какой пробирке, какой раствор находится.

Добавляемый реактив

4

5

 

 

 

                                            

 

                                            

Уравнения протекающей реакции:

_____________________________________________________________________________

Вывод.

В пробирке 4 _______________________________.
В пробирке 5 _______________________________.

Задание 4. В пробирках 6, 7, 8 находятся растворы карбоната натрия _________, нитрата серебра ___________, хлорида бария ________________________. Определите, в какой пробирке, какой раствор находится.

По ходу работы заполняем таблицу.

№ пробирки

Используемые реактивы

6

7

8

 

 

 

                        

 

                          

              

 

                       

Уравнения протекающих реакций.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод.

В пробирке 6 _______________________________.
В пробирке 7 _______________________________.
В пробирке 8 _______________________________.

Задание 5. Докажите, что в пробирке 9 находится раствор сульфата меди(II) _______________________.

Для этого разлейте содержимое пробирки на две, проведите необходимые реакции и сделайте вывод.

Используемый реактив Наблюдения Уравнение реакции
     
     

Задание 6. Докажите, что в пробирке  10 находится карбонат. Запишите уравнение реакции, исходя из того, что это карбонат кальция ___________.

_____________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Задание 1. Пользуясь таблицей растворимости, предложите реактивы, подходящие для распознавания солей железа (II).
Задание 2. Выполните теоретически задание 5 из классной работы, если в пробирке находится раствор хлорида меди (II).