Использование информационных технологий на уроках "Правоведения". Тема: "Трудовой договор"

Разделы: История и обществознание


В настоящее время информационные технологии занимают все более прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Особенно важен принцип наглядности, который успешно реализуется при использовании различных мультимедийных программ и электронных учебников. Предмет “Правоведение” наполнен большим количеством специфических терминов и ситуаций, представить которые в стандартном наглядном материале достаточно трудно. И вот именно в такой ситуации и может выручить “мультимедиа”, применение которой мне бы и хотелось представить на примере урока “Трудовой договор”. Урок разработан для учащихся 10-х классов.

Трудовой договор – важная составляющая современной жизни. Без знания основных принципов заключения данного документа можно совершить непоправимые ошибки. Знание основных положений Трудового договора (таких как “Содержание трудового договора”, “Условия расторжения трудового договора”, “Документы необходимые для заключения трудового договора”) позволит учащимся грамотно и внимательно отнестись к данному документу при устройстве на работу в летние каникулы и после окончания учебы.

Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:

  • принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках;
  • представлять и обобщать информацию при помощи персонального компьютера.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о сущности трудового договора, его важности и необходимости в современной жизни.
  2. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
  3. Представлять и обобщать информацию при помощи персонального компьютера.

1. Обучающая цель:

  • обеспечить изучение нового материала по теме "Трудовой договор";
  • научить выделять главное, существенное в изучаемом материале;
  • сформировать навыки делать выводы, обобщать и систематизировать информацию.

2. Развивающая цель:

  • развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников;
  • формировать их познавательную активность и творческое мышление;
  • совершенствовать навыки групповой работы.

3. Воспитательная цель:

  • воспитать внимательное отношение к любого рода документации;
  • стремление к сотрудничеству.

К концу урока учащиеся смогут:

  • связно и логично излагать свои мысли;
  • систематизировать информацию, используя графические формы;
  • находить и использовать дополнительную информацию;
  • представлять и обобщать информацию при помощи персонального компьютера;
  • развитие навыков практической и аналитической деятельности;
  • развитие творческого мышления;
  • совершенствование навыков групповой работы, умение сотрудничать.

Методы и приемы:

  • традиционный (монологический) метод;
  • метод пресыщенной информации;
  • метод анализа, групповое сотрудничество;
  • метод временных ограничений.

Оборудование урока:

  1. Карточки-задания для проверочной работы (Приложение 1).
  2. Схема 1: “Существенные (обязательные) условия трудового договора”.
  3. Схема 2: “Иные (дополнительные) условия трудового договора”.
  4. Схема 3: “Документы необходимые для заключения трудового договора”.
  5. Схема 4: “Условия расторжения трудового договора”.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Карточки с правоведческими задачами по теме “Трудовой договор”.
  8. Мультимедийная презентация “Трудовой договор”.

1. Характеристика темы:

Количество часов: 1 (40 минут)

Место и роль темы во всем курсе: Это 25 тема в курсе “Основы правоведения” и 4-я в подразделе “Трудовое право”. Данная тема является основополагающей для дальнейшего изучения Трудового права. Знание основных положений Трудового договора (таких как “Содержание трудового договора”, “Условия расторжения трудового договора”, “Документы необходимые для заключения трудового договора”) позволит учащимся грамотно и внимательно отнестись к данному документу при устройстве на работу в летние каникулы и после окончания учебы.

2. Рекомендации по организации и методике изучения темы:

1. Рекомендуется, на предыдущем уроке, дать учащимся задание повторить тему “Коллективный договор”, для того чтобы учащимся было легче проводить параллели при сравнении или при ответе на вопросы.

2. Карточки с заданиями для проверки знания основных понятий и терминов (в конвертах разных цветов по вариантам), схемы для работы на уроке и карточки с задачами раздаются в начале урока или до него (при условии отсутствия учащихся в классе).

3. Проверочная работа на знание основных понятий и терминов проводится по карточкам из двух вариантов. В каждой карточке предлагается три задания с готовыми определениями. Задача учащихся состоит в том, что они должны найти неточности в определении. Время работы 3-5 мин.

4. Вопросы для работы при просмотре презентации пишутся на доске:

  • Трудовой договор (определение).
  • Основные виды Трудового договора?
  • Что необходимо включить в Трудовой договор?
  • Какие документы необходимы для заключения Трудового договора?
  • Когда трудовой договор можно расторгнуть?

3. Наглядные пособия, применяемые на уроке:

1. Мультимедийная презентация “Трудовой договор” – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.

2. Схемы 1, 2, 3, 4 – предназначены для самостоятельной работы с новым материалом урока в группах.

3. Задачи по теме “Трудовой договор” - также предназначены для работы в группах, с целью закрепления нового материала урока, путём разбора ситуаций, описанных в задачах.

4. Описание методов:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
  • Запись на доске для корректировки основных направлений деятельности на уроке.
  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
  • Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.
  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

5. Общие рекомендации по проведению занятия:

1. При изучении темы необходимо обратить внимание учащихся на основные составляющие темы: “Содержание трудового договора”, “Документы необходимые для заключения трудового договора” и “Условия расторжения трудового договора”.

2. Дидактический материал необходимо подготовить заранее.

3. До начала урока доска делится на четыре части (по количеству основных составляющих урока), по центру в круге тема урока “Трудовой договор”.

Содержание урока:

1. Организационный момент (2 минуты): тема сегодняшнего урока "Трудовой договор". Прежде чем мы с вами приступим к изучению этой темы, необходимо повторить тему предыдущего урока – "Коллективный договор", где мы частично ознакомились с некоторыми понятиями и терминами, которые понадобятся сегодня на уроке. Вы поработаете с карточками-заданиями, где нужно будет найти неточности в определениях, на оценку. Затем послушаете новую тему, посмотрите презентацию, поработаете в группах над её воспроизведением и заполните таблицы. Решите правоведческие задачи-ситуации, за решение которых также получите оценку. В конечном итоге вы получите за урок две оценки.

2. Мотивация (1 минута). Эта тема значима тем, что Трудовой договор – важный правоведческий документ, навыки работы с которым понадобятся в жизни учащихся при устройстве на работу. Она необходима для дальнейшего изучения Трудового права и понадобится вам при написании контрольной работы.

3. Актуализация опорных знаний теме “Трудовой договор”. (5 минут). Прежде чем приступить к изучению новой темы, следует повторить тему предыдущую, т.к. она имеет непосредственное отношение к теме сегодняшней. Работа производится по карточкам из конвертов разных цветов. На них вопросы и ответы на них. Задача – найти ошибки в формулировке данных определений. На работу вам отводится 5 минут. (см. Приложение).

Повторить еще раз определения: “Трудовые отношения” и “Трудовая функция” (вслух).

4. Формирование новых знаний (20минут):

I. Учащимся предлагается поработать над темой урока самостоятельно, просмотрев мультимедийную презентацию. Преподаватель комментирует основное содержание темы. Задача учащихся по ходу презентации ответить на вопросы, указанные на доске:

  • Трудовой договор (определение необходимо записать в тетрадь).
  • Основные виды Трудового договора?
  • Что необходимо включить в Трудовой договор?
  • Какие документы необходимы для заключения Трудового договора?
  • Когда трудовой договор можно расторгнуть?

При этом они заполняют заранее подготовленные схемы, которые лежат на столе и множество вариантов ответов. Каждая схема отвечает на один из вопросов. Работать над схемой предстоит группой. Далее идет просмотр презентации.

Содержание презентации “Трудовой договор”

Слайд 1 (Приложение 3). Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, которые берут на себя взаимные обязательства.

Слайд 2 (Приложение 3). Виды трудового договора:

  • Бессрочный - заключенный на неопределённый срок.
  • Срочный - заключенный на срок не более пяти лет.

Слайд 3 (Приложение 3). Содержание трудового договора - составляют условия, определяющие объем прав и обязанностей работника и работодателя, предусмотренных законодательством

Слайд 4 (Приложение 3). Закон делит условия на две группы:

  1. Существенные (обязательные).
  2. Иные (дополнительные).

Слайд 5 (Приложение 3). Существенные (обязательные) условия трудового договора:

  • место работы;
  • дата начала работы;
  • трудовая функция;
  • режим труда и отдыха;
  • условия оплаты труда;
  • социальное страхование.

Слайд 6 (Приложение 3). Иные (дополнительные) условия трудового договора:

  • условие об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет работодателя и т.д.

Слайд 7 (Приложение 3). Трудовой договор необходимо подписывать на каждой странице! При этом необходимо поставить не только подпись, но и дату!

Слайд 8 (Приложение 3).  Документы необходимые для заключения трудового договора:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета;
  • документ об образовании...

Слайд 9 (Приложение 3). Основания прекращения трудового договора:

  1. Соглашение сторон.
  2. Истечение срока трудового договора.
  3. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
  4. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
  5. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон и др.

II. После просмотра презентации учащиеся представляют заполненные таблицы, выбрав представителя из группы. Затем заполненные ими таблицы сравниваются с “оригиналом” презентации и размещаются на доске или стенде. Остальные в это время дозаписывают недостающую часть материала.

Применение знаний проходит в виде решения задач-ситуаций по карточкам. Ответы также озвучиваются вслух. На работу с задачей отводится 5 минут. (Приложение 2).

В результате работы у учащихся должны прозвучать следующие ответы:

Ситуация 1.

а) Ему необходимо настаивать на заключении трудового договора, при внесении в трудовой договор условии об испытании.

б) Поступок работодателя в данном случае неправомерен, т.к. отказ в официальном оформлении работника – есть нарушение трудового законодательства.

Ситуация 2.

а) Поступок работодателя правомерен, т.к. устный договор не был скреплен никакими обязательствами.

б) Ей необходимо было настоять на заключении трудового договора с указанием срока начала работы, удобного для сотрудника.

6. Подведение итогов. (2 минуты)

Выставление оценок за работу (две оценки), подводим итог работы за урок.

7. Домашнее задание: Записываем домашнее задание:

1) Найти дома, спросить у родителей или купить типовой образец Трудового договора, который мы с вами потренируемся заполнять на следующем уроке.

2) Ответьте на вопрос: Какие качества личности предпочел бы увидеть работодатель у своего работника?

Литература:

  1. Трудовой кодекс РФ – М. 2006.
  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
  4. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  5. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.
  6. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.
  7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Обществознание. Интелект-Центр, 2005.
  8. Шкатула В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
  9. Яковлев А.И. Основы правоведения. Профиздат, 2001.
  10. Яковлев А.И. Юридический практикум по основам правоведения. Профиздат, 2001.

Приложение 3.