Конспект урока музыки по программе Кабалевского в 3-м классе. Тема: "Приди, весна, с радостью"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • Рассмотреть русский народный весенний обряд «Жаворонки» через призму музыки. Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты народного обряда.
  • Разучить и провести русский народный обряд «Жаворонки»
  • Рассмотреть обрядовые весенние праздники в культуре других народов. Сравнить обрядовые действа разных народов. Выявить характерные сходства и различия в проведении праздников встречи весны у разных культур.

Оборудование:

  • Плакаты, оформленные листком календаря, на которых указаны все обрядовые праздники и обрядовые действа (зимние и весенние).
  • Русские народные шумовые инструменты: ложки, трещетки, бубны.
  • Кусочки теста (или пластилин) для лепки обрядового печенья «Жаворонки».
  • Атрибуты для театрализации урока: чудо-печь, испеченное обрядовое печенье «Жаворонки», весенний куст, птицы (выполненные в технике оригами), река, солнце.
  • Весенний кроссворд.
  • Репродукция с картины Б.М.Кустодиева «Масленица»

ХОД УРОКА:

Учитель: Загадка:

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

– Правильно, ребята! Весной. Такой теплой и радостной, солнечной весной. Хороша Весна-красна! Много света, радости несет нам она. Начинается весной и земледельческий календарь. Крестьяне начинали пахать, сеять, боронить. В Древней Руси и Новый Год начинался весной – 1 марта. А когда мы сейчас встречаем Новый Год?

– На доске у нас висит детский народный календарь, который поможет нам сегодня в работе.

Месяц ЯНВАРЬ.

Посмотрите на него,
Соизвольте выслушать слово вестное,
Приголубьте речью лебединой
Словеса немудреные.
Как в годы прежние, живали люди старые
А то-то родимые, были веки мудрые
Живали-то старики, не по-нашему, по-заморскому
А по-своему, православному.
Бывали беды с кручинами
Бывали и радости на Велик день.

– Давайте вспомним: какие Великие дни, какие праздники есть в русском народном календаре в январе? Январь называли в народе – январь-просинец: увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ, поэтому было много народных праздников. («Рождество христово», «Святки», «Старый новый год», «Крещение Господне»)
– А как встречают и празднуют эти дни? (Колядуют, гадают)
– А какие песни поют? И как эти песни называются? (Песенки-колядки)

Исполнение песенок-колядок, разученных на прошлых уроках и сочиненных детьми.

– А вот как колядовали, т.е. поздравляли с праздником на Святки ребята из казачьей станицы Черноярская .

Просмотр видеосюжета.

Учитель: Все святки шли гадания: об урожае, приплоде скота, о погоде во время посевных работ. Гадали до самого Крещения Господнего. Девушки гадали о своей судьбе, о женихах. Говорили такие заклинательные слова:

Полю, полю белый снег
За Батюшкову хлеб-соль,
За Матушкину добродетель.
Залай, залай собачка
На чужой сторонке.
Миленький, АУ!

– Кидали сапоги через ворота или через стог, если перекинешь, то выйдешь замуж.
– Возили борону по улицам, где выпадут зубья, там и свадьба.
– Таким вот веселым был январь.

Наступил ФЕВРАЛЬ.
– Зима долго не хотела прощаться с народом, нравились ей веселые песни да пляски, да любовалась она детскими забавами. И люди устроили своей любимице Зиме – всенародное гулянье. Гуляли целую неделю! А как называется этот праздник? (Масленица)

– Расскажите, как вы празднуете Масленицу? (Катание на лошадях, на санях с горы, пекли блины, сжигали чучело, носили горящее колесо на шесте).
И все для того, чтобы скорее пришла весна!

– А вот какой увидел Астраханскую Масленицу наш земляк, художник Борис Михайлович Кустодиев (просмотр репродукции картины «Масленица»). Художник как бы любуется пестрым изображением мира, многоцветного веселья. И кто знает, может такое празднование увидел художник на какой-нибудь астраханской площади или небольшом дворике?

Учитель: (вместе со словами выполняет оформление импровизированной полянки)

И вот: веселитесь друзья,
К нам весна идет сюда!
Весна придет – солнце взойдет,
Сгонит снежки, разольются быстрые реки,
Расцветут в поле цветочки
Все Ракитовы кусточки.
Промеж этих кусточков
Верда-река протекала,
А на этих на кусточках –
Мелки пташечки поют,
Мелки пташечки – канареечки,
Больно весело поют!
Солнце красное вставай,
Тьму гони кромешную.
Зима-зимушка, прощай,
Здравствуй, утро вешнее!

– Давайте, ребята, покличем Весну!

Дети выходят на импровизированную полянку и в хороводе исполняют весенние песенки-заклички.

– Молодцы, ребята! Садитесь на свои места. После такого хоровода Весна смело войдет в свои права, порадует нас с вами цветами, солнцем и веселым птичьим пением.

– Ребята, расскажите, а что вы почувствовали во время исполнения хоровода? (Веселый праздник)
– А кто сочинил песенки, которые мы с вами сейчас исполняли? (Русский народ)
– Какие же характерные черты свойственны русской народной музыке? (Песенность, певучесть)
– Музыка некоторых народов похожа на русскую, а музыка других народов совсем не похожа. Ближе всего к русской музыке – музыка славянских народов (белорусов и украинцев). Послушайте украинскую народную песню.

Прослушивание украинской народной песни « Веснянка».

– Можно сказать, что между музыкой русского народа и украинского нет границ?
– Я знаю, что у нас есть ребята и других национальностей. Расскажите, какая у вас праздничная музыка? Как у вас встречают Весну?
– А вот у русского народа существует поверье, что 22 марта по новому стилю, в день сорока христиан-великомученников из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок.

Сорок, сороков птиц на сороки прилетают
На сорок мучеников.
Сорок-сороков птиц весну несут.

– В народе говорят: «если на сороки увидел скворца – весна у крыльца»
Или: «Сколько проталинок – столько и жаворонков»
– В этот день в каждой избе пекут из теста «куликов и жаворонков» с распростертыми крылышками (показать плакат). Эти птички как бы летящие, с хохолками, с глазками-изюминками. Считается, что испеченные птицы, должны были вызвать прилет настоящих птиц и ранний приход весны.
– И мы с вами сейчас научимся лепить жаворонков. В старину в жаворонка запекали пуговицу или монету, для того чтобы узнать свою судьбу. Если попадет жаворонок с монетой, то быть тебе богатым, а если пуговица, то «пойдешь во солдаты».
– Будем и мы с вами сейчас лепить жаворонков и напевать, как в старину пели за работой. А петь будем весеннюю песенку-закличку. Почему закличку? А потому что весну закликали, то есть зазывали.

Во время лепки учитель помогает учащимся и вместе с ними напевает песенку-закличку.

– Молодцы, ребята! Хорошие у вас получились жаворонки! И песенку-закличку уже выучили. Теперь чудо-печь поможет их нам испечь. Но сначала нам нужно совершить колдовство. Давайте, повторяйте за мной!

Ну-ка, чудо-печь
Не донимай под,
Не черни печной свод,
Полыхни, покорися,
Угольями обернися,
Испеки наших жаворонков.

В это время в печи вместе с « жаворонками», которые слепили дети, спрятан поднос с уже испеченными «жаворонками». Учитель достает из печи уже готовые изделия.

– Вот какие они замечательные у нас получились. Разбирайте их, угощайтесь и угощайте гостей! Жаворонков испекли, песенку-закличку выучили. Можно и весенний обряд проводить.

Выходи народ, становись у ворот
Весну закликать, зиму провожать.

– Представьте себе, что перед нами течет река. Так и в старину, люди собирались на высоком берегу реки, поднимали вверх испеченных «жаворонков». Считалось, что чем выше поднимешь «жаворонка», там ближе к солнышку, а значит и весне. И ускоряя приход весны, пели весенние песенки-заклички. Затем птичек съедали. Но по древнему обычаю головки следовало скормить скотине «на здоровье» или отдать матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был»
А теперь и вы можете съесть своих «жаворонков», только осторожно! И кому из вас попадет монета, тому богатым быть. Кому попадет пуговица, тому «во солдаты идти».
А еще существует древний обычай в этот день покупать птиц в клетках и непременно тут же выпускать их на волю.
Ну, вот весну позвали, можно и поиграть. Хотите поиграть с весенними птицами, да мошками? Давайте я буду песенку петь, а как остановлюсь, поднимайте руки, машите крыльями, да приговаривайте: «Летят, летят!» Да, только, чур не ошибаться. Лететь можно только вместе с теми, кто на самом деле летать может. А кто ошибется, тот больше не игрок.

Проводится игра.

Грачи летят, на всю Русь трубят: «Чу-чу, чу-чу мы несем весну!»
Журавли летят на всю Русь кричат: «Гу-гу, гу-гу не догнать не кому!»
Пчелы летят, гудят, бунчат: «Жу-жу медову несем сыту!»
Поросята летят полосатые визжат. «Хрю-хрю надоело нам в хлеву!»
Комары летят, летят пищат: «Ду-ду, ду-ду не уйти не кому!»
Медведи летят, толстопятые рычат: «Ру-ру, ру-ру надоело нам в лесу!»
Вороны летят, на всю Русь галдят: «Кар-кару, будем есть халву!»
Лисицы летят, рыжие кричат: «Тять, шубы рыжие бы снять!»
Мухи летят, на весь лес жужжат! «Жу-жу не хотим жить в лесу!»

– Ну, и горазды вы ребятушки в игры играть. Ни как вас не переиграю! Даже я притомилась! Садитесь-ка, рядком, да поговорим ладком. О чем вы на сегодняшнем уроке узнали?

– А для закрепления разгадаем весенний кроссворд.

  • Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой? (Сосулька)
  • Когда вокруг все тает, он первый прилетает? (Жаворонок)
  • Хрустальный звон со всех сторон? (Капель)
  • Придет с теплом взмахнет крылом? (Весна)
  • Ветерок чуть дышит,
    Лепестки колышет
    Распускает лепесток
    Нежный, маленький… (цветок)
  • Течет, течет не вытечет, бежит, бежит не выбежит? (Река)

– Вот и закончились мои загадки, а какое слово прошло у нас через весь урок? И кроссворд нам подсказывает его. (Солнце)

– Правильно! Солнце – это всегда праздник. Для всех оно светит одинаково и всегда приносит радость. Чем больше праздников, тем больше радости, тем больше солнца. Вот и я хочу подарить вам на память эти солнышки, как символ радости и праздника. Как талисман на счастье!

Учитель (поет):

Говорю вам всем спасибо,
За урок благодарю!
Всем поставлю «пять» сегодня:
Потому что вас люблю!