Перспективное планирование по искусству оригами

Разделы: Работа с дошкольниками


Месяц

Тема

Программное содержание занятия

Возможное практическое применение поделок

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1.“Стаканчик”

Материал: белая бумага квадратной формы размером 20х20 см.

Научить детей складывать фигуры путем последовательного сгибания бумаги, с наименьшим использованием ножниц и клея. Заворожить детей возможностью бумаги менять форму. Рассказать детям свою историю бумагу: “Бумага очень ранима, она может помяться, порваться, сгибаться, скручиваться и пачкаться”. А еще ее всегда не хватает, особенно цветной, поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно, экономно. Учить детей в сгибании бумаги пополам по диагонали, совмещая противоположные углы, в четком проглаживании сгибов с помощью пальцев руки. Сувенир для друга, для родителей.

Стаканчик для хранения (кленовых семян, желудей и др.).

2.“Лягушонка”

Материал: цветная бумага зеленого цвета, квадратной формы, размером 14х14 см.; фломастеры для рисования глаз.

Способствовать развитию интереса детей к искусству Оригами. Способствовать развитию моторики пальцев рук, логического мышления, воображения. Продолжать детей в сгибании бумаги пополам по диагонали, совмещая противоположные углы, четко проглаживая сгибы. Учить детей действовать в намеченной последовательности. Рассказ воспитателя о лягушках. Формировать правильное отношение к ним: не бояться и не обижать. Предложить детям вспомнить, в каких сказках встречается лягушка? Какая она в сказке “Теремок”? Какие характерные особенности присущи лягушке-хозяйке в этой сказке? Закрепить знания о среде обитания, корме. Формировать бережное отношение к ним. Подарок для малышей.

Для показа настольного театра (в своих играх для малышей по сказке “Теремок”).

3. “Парусник”

Материал: цветная бумага ярких тонов, квадратной формы размером 14х14см; фломастеры (для закрашивания).

Научить детей с удовольствием мастерить поделки по искусству Оригами, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Научить детей обращаться с бумагой, относиться к ней бережно. Загадать загадку: Плывет белый гусь: брюхо деревянное, крыло полотняное, что это? (Парусник). Рассказ воспитателя о паруснике. Показать иллюстрации, картины. Предложить детям самим рассказать, видели ли они парусник и где? Научить детей складывать парусник. Предложить самим согнуть квадрат по диагонали. Помочь им вывернуть угол наружу по намеченной линии. В конце раскрасить парусник. Для игры в группе “Плыви, мой парусник мечты!”

Сувенир для друга.

  4. “Катер”

Материал: цветная бумага белых тонов квадратной формы, размером 14х14см; ножницы; фломастеры (для закрашивания).

Рассказ о катере. Предложить детям рассмотреть иллюстрации, картинки с изображением катера. Отметить отличительные особенности катера от парусника. Какие бывают катера: служебные, охотничьи, дежурные спортивные, рыбацкие и для отдыха. Предложить детям самим сложить квадрат по диагонали и вывернуть угол наружу по согнутой линии. Помочь детям вырезать контур катера. Напомнить правила обращения с ножницами: не держи ножницы концами вверх; при работе следи за пальцами левой руки; не оставляй ножницы в открытом виде. Для игры (соревновательного характера, с использованием надувного бассейна) в группе “Доплыви до берега!”

Подарок для друзей из средней группы.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5.“Попугайчик”

Материал: цветная бумага желтого цвета, квадратной формы, размером 20х20см; фломастеры для нанесения глаз; ножницы для вырезания полосок перьев.

Понаблюдать за попугаями в клетке в уголке природы. Вызвать у детей желание узнать по-больше об этих удивительных птицах. Отметить, что они являются наиболее популярными представителями класса птиц. Особо отметить то, что они одарены природой высокими способностями к дрессировке и обучению и принадлежит к самым любимым и желанным комнатным птицам. Обратить внимание на яркое разноцветное оперение. Назвать детям некоторые виды говорящих попугаев: какаду, ара, серый попугай, попугай – лори и др. Перечислить с детьми основные характерные признаки для попугаев: клюв (толстый, крепкий); язык (толстый, короткий, мясистый, на конце его имеется роговое покрытие); ноги (толстые с мозолистыми пальцами); хвост состоит из 12 рулевых перьев. Формировать доброе отношение детей ко всему живому, к той среде, в которой обитают представители животного мира. В уголок детского творчества, под названием “Наши руки не для скуки”.

Для показа настольного театра (в группе и в домашних условиях).

6. “Зайчик”

Материал: белая бумага квадратной формы, размером 10х10см; фломастеры (для рисования глаз и усиков); ножницы; образец зайчика.

Активизировать знания детей об образе жизни диких животных. Поговорить с детьми о том, как приспосабливаются к условиям жизни зайцы. Как меняется цвет шерсти зимой? Как они спасаются от врагов? Что едят и как добывают пищу? Учить детей отмечать характерные особенности строения тела, подражать его движениям. Отмечать как лесным жителям голодно зимой; вызвать у детей чувство сострадания и бережного отношения к ним. Вспомнить с детьми сказки, в которых есть зайцы. Научить детей складывать бумажного зайчика. Проявлять активность детей и самостоятельность действий. Загадать загадку:

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.

Для создания в группе композиции по сказке “Заяц, петух и лиса”.

Для игры “Зайка беленький сидит”.

Подарок для малышей.

  7.“Истребитель” материал: образец истребителя; цветная бумага ярких тонов, прямоугольной формы, размером 12х20 см Прочитать детям стихотворение “Дозор” З. Александровой. Уточнить представление детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины, о летчиках-истребителях в годы ВОВ, как они мужественно сражались за родную землю. Вызвать у детей желание узнать побольше о летчиках-истребителях. Отметить, какие черты характера присущи нашим летчикам – истребителям. Уточнить: “Почему враг не посмеет перейти границу?” - Потому что границу охраняют смелые, мужественные, выносливые и крепко любящие родную землю бойцы и офицеры, летчики и танкисты. Загадать загадку:

Смело по небу он мчится, обгоняя птиц полет, Человек им управляет, что это? (Истребитель).

Продолжать учить детей загибать последовательно углы дважды по намеченным линиям к центральной линии. Учить анализировать готовую поделку.

Для игры “Мы защитники своего Отечества”.

Сувенир для родителей, для бабушек и дедушек.

Для оформления уголка на патриотическую тему.

  8. “Домик”

Материал: образец поделки домика; цветная бумага ярких тонов, прямоугольной формы, размером 14х14см; ножницы (для вырезания украшающих деталей); клей с кисточкой; салфетки.

Учить детей складывать из бумаги домик. Закрепить умение придумывать украшающие детали для домов, затем оформить поделку в цвете; учить детей доводить замысел до конца, добиваясь наиболее интересного решения. Способствовать тому, чтобы дети радовались, и чтоб результат собственного труда приносил им радость и удовлетворение. В процессе складывания фигур оригами повторить с детьми геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), учить их быстро и легко ориентироваться на листе бумаги, делить целое на две равные части. Вызвать желание изготовить такие поделки и в домашних условиях. Радовать домашних своими навыками. Для пополнения комплекта настольного театра по сказке “Теремок”.

Для родительского уголка “Наши руки не для скуки”.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9. “Бабочка”

Материал: образец бабочки, цветная бумага ярких тонов квадратной формы, размером 14х14 см; фломастеры; ножницы для вырезания усиков.

Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых (бабочек); рассказать об их образе жизни, используя иллюстрации, картинки. Предложить детям рассказать об этих удивительных существах, о “мире”, в котором живут эти крошечные существа. Дополнить рассказ детей и прочитать историю жизни одной бабочки. Способствовать расширению словарного запаса, дать понятие – хрупкая. Объяснить, что в руки ее брать нельзя. Предложить ребенку по своему усмотрению раскрасить бабочку. Учить оценивать свою работу и работу своих товарищей, выделить среди всех работ, самые интересные. Загадать загадку:

Что за чудо происходит:

Вдруг ожили небеса…Это кто поднялся в воздух,

В ярких красках паруса? Сядет парус на цветок, запоют цветы кругом. Кто это? (Бабочка)

Для украшения родительского уголка.

Подарок родителям.

Для украшения детского уголка (дома).

Для игры “Летят разноцветные бабочки”.

  10. “Голубь”

Материал: образец поделки голубя; белая альбомная бумага размером 14х14см; ножницы; фломастеры (для нанесения глаз).

Провести мини-беседу на тему “Белый голубь – символ мира”. Отметить, что живут они близко к людям, на крышах домов. Предварительно провести наблюдение за голубями. Отметить, что эти птицы быстро привыкают к месту кормления. Вызвать желание у детей самим покормить птиц. Обратить внимание детей на них, как им холодно и голодно бывает зимой, как они прилетают к человеку, зная, что он не оставит их в беде. Во время наблюдения уточняется расцветка перьев, характерные особенности движения: голубь ходит, кивая головой. Птицы пугливые, не подпускают никого близко. Такое стойкое желание проявлять заботу. Со временем становится чертой характера маленького человека. Способствовать развитию интереса детей к искусству Оригами, напомнить детям о правилах обращения с ножницами. Для оформления уголка природы.

Для оформления зала к празднику “День птиц”.

Для игры в группе “Летите, голуби, летите!”

11.“Жар-птица”

Материал: образец поделки жар-птицы; цветная бумага ярких мягких тонов квадратной формы, размером 16х16см; ножницы; фломастеры (для рисования глаз).

Рассказ об этой сказочной птице, о ее красоте. Вызвать желание детей передать эту красоту в своих поделках. Предложить детям вспомнить, как мы делали клюв голуби, также сделать ее и жар-птице. Предупредить детей о том, что мы использовали ножницы на прошлом занятии только лишь для надреза, чтоб отделить туловище от крыльев, то сегодня мы должны подольше поработать с ножницами. Мы должны разрезать на полоски хвостик и крылья. Предложить им “поговорить” с ножницами – взять их в руки и на безопасном от глаз (и от соседей) расстоянии пощелкать ими в разном ритме, разыгрывая с ножницами диалог. Для пополнения комплекта птиц ко дню всемирного праздника птиц “День птиц”.

Для оформления детского уголка “Мир птиц”.

12. “Сова”

Материал: образец поделки совы”; цветная бумага темных тонов квадратной формы, размером 17х17 см; ножницы.

Прочитать детям стишок:

Совушка – сова, большая голова,

На пеньке сидит, головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ!

Рассказ об этой удивительной лесной птице по картине “Сова”. Объяснить, почему она называется ночной птицей? Чем она питается? Какое время суток сова бодрствует? Чем она отличается от других птиц? (Перечислить отличительные особенности совы). Активизировать знания детей с внешнем виде совы и ее повадках. Воспитать интерес и любовь к пернатым друзьям. Отметить, что сову считают мудрой птицей. Научить детей складывать сову путем последовательного сгибания квадрата. Предложить детям самостоятельно, без помощи воспитателя загнуть два противоположных угла к центру, а затем следить за воспитателем как она выполняет последующие сгибы, действия.

Для пополнения комплекта настольного театра (своего и малышей).

 

Для пополнения комплекта детского уголка “Мир птиц”.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

13. “Рыбка”

Материал: образец поделки рыбки; бумага желтого цвета, квадратной формы, размером 16х16 см; фломастеры (для нанесения глаз и чешуй).

Учит детей простому способу конструирования рыбки. Пополнить знания детей о внешнем виде рыб, о среде обитания. Вызвать желание узнать побольше о рыбках. Пронаблюдать за аквариумными рыбками, ухаживать за ними. Перечислить отличительные особенности строения тела, корм. Загадать загадку:

Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, но не мигает.
Ног нет, да не догонишь, кто она? (Рыбка).

Способствовать формированию доброго отношения к миру природы. Вместе с детьми определить последовательность сложения бумаги. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать воображение и эстетические чувства.

Для пополнения комплекта настольного театра по сказке “Золотая рыбка”.

Сувенир для малышей.

14. “Курочка”

Материал: образец курочки; цветная бумага желтого цвета, квадратной формы, размером 14х14 см; ножницы; клей с кисточкой; фломастеры (для рисования глаз).

Рассмотреть с детьми игрушку – курочку. Предоставить детям возможность высказаться самим, направляя их активность вопросами: Кто это? как вы узнали, что это курочка? Что она клюет? Какого цвета перышки? Как отзывается курочка? Какую пользу приносит людям? там, где дети затрудняются в ответах, приходит на помощь воспитатель: “Лапками сгребают землю, клюют острым клювом червячков и букашек, зубов у них нет. Внимательно смотрят на землю, ищут зернышки”. Загадать загадку:

Клохчет, квохчет: детенышей созывает,

Всех под крылышко собирает. (Курица).

Учить детей складывать фигуру курочки, передавая характерные особенности: форму тела, головы, ног. Закрепить приемы сложения бумаги. Закреплять вырезать на глаз мелкие треугольники для украшения курочки.

Для пополнения комплекта настольного театра (своего и малышей).

Для создания композиции по сказке “Курочка – ряба”.

Для игры “Вышла курочка гулять”.

15. “Лодка”

Материал: образец поделки лодки; цветная бумага ярких тонов прямоугольной формы, размером 14х22 см

Рассмотреть с детьми картинки с изображением лодок. Рассказать для чего служат лодки, какую пользу приносят рыбакам. Дать возможность детям самим рассказать о лодке, о ее предназначении. Перечислить разные виды лодок: служебные, рыбацкие, подводные и др. В процессе складывания фигур, познакомить детей с новыми, еще незнакомыми геометрическими фигурами: трапецией и многоугольником. Во время работы добиваться выразительности фигуры, используя известные способы сгибания, развивать способности правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество. Просмотр диафильма “Наши лодки”. Для игры в группе (с использованием сухого бассейна) “Плыви, моя лодка!”.

Сувенир для родителей, для друга.

  16. “Гусь” материал: образец поделки гуся; цветная бумага светлых тонов, квадратной формы, размером 20х20 см; фломастеры (для рисования глаз и закрашивания клюва). Продолжить знакомство детей с домашними птицами: рассказать об их пользе людям. Рассказать сказку “Гуси-лебеди”. Вызвать у детей желание узнать побольше о гусях. Предоставить детям возможность высказаться самим, направляя их активность вопросами. Отметить вместе с детьми длинную шею гуся, цвет его лап и перьев, особенности движений. Подчеркнуть, что он любит купаться, нырять, щипать травку на лугу. Гуси обычно радуются, когда их угощают кашей и весело гогочут. В процессе складывания фигуры помочь ребенку находить вертикаль, диагональ, также загнуть углы квадрата к линии диагонали. Согнуть острый угол по линии сгиба, отогнуть вершину острого угла. Перегнуть заготовку пополам, поднять “шею” вверх. Поощрять стремление детей добиваться большей точности сгибания всех частей. Для пополнения комплекта по сказке “Заяц, петух и лиса”.

Для настольного театра.

Подарок друзьям средней группы.

Я

Н

В

А

Р

Ь

17. “Лиса”

Материал: образец поделки лисы; две цветные бумаги желтого цвета, квадратной формы, одна размером 12х12см, вторая - 16х16см; фломастеры (для рисования глаз и носика); клей.

Дать возможность детям самим самостоятельно сложить квадрат по диагонали; предложить самим загнуть левый и правый углы вверх, перегнуть заготовку, нарисовать глаза и носик – получится голова. После последовательного показа воспитателя сложить туловище. В конце соединить голову и туловище с помощью клея. Рассказать детям сказку “Кот, петух и лиса” по картине. Предложить детям дать оценку действиям лисы. Подчеркнуть, что в сказках всегда добро побеждает зло. В процессе работы обратить внимание детей на использование разнообразных способов сложения бумаги, определить вместе с ними последовательность сложения бумаги. По окончании работы рассмотреть и отметить наиболее выразительные поделки. Для пополнения комплекта по сказке “Заяц, петух и лиса”.

Для настольного театра.

Подарок друзьям средней группы.

  18. “Ворона” Материал: образец вороны; цветная бумага темных тонов, квадратной формы, размером 16х16 см; ножницы; фломастеры (для рисования глаз). Прочитать детям маленький, но поучительный стишок: Ворона снега съела, ангиной заболела! Хочет крикнуть – да никак! Снег не будешь есть!

Вот так!

Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц. Продолжать воспитывать интерес и любовь к пернатым друзьям. Предложить детям рассказать о пользе, которой они приносят людям. (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады). Отметить то, что ворона своим карканьем может предупредить людей об опасности. Во время работы уточнить приемы и последовательность сложения фигуры. Закрепить умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать воображение и эстетические чувства.

Для пополнения комплекта настольного театра в группе.

Создать в группе, в зале выставку детских работ под названием “Умелые руки”.

Побуждать детей придумать свою поделку из бумаги. Поддержать, помочь им в этом начинании.

Оригами – это удивительное занимательное искусство, которое обладает притягивающей к себе силой. Как мы все знаем, не все дети любят сидеть и вышивать, особенно мальчики, не у всех детей хорошо получается с рисованием, с аппликацией, но искусство Оригами, оно доступно всем детям. Их радует моментальное превращение листа бумаги в различные фигуры, берегут результат своего труда и несут домой с удовольствием радовать своих родителей.

Занимайся искусством Оригами! Оно способствует сближению родителей и детей с воспитателями.

Давайте вместе творить чудо!