Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста с патологией зрения. Ознакомление с живым объектом — хомяком

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: ознакомление детей с нарушением зрения с представителем живой природы.

Программное содержание:

  • формировать представление детей о хомяке, об особенностях его внешнего вида;
  • уточнить и расширить знания детей о кормление и уходе за хомяком в домашних условиях;
  • развивать зрительное восприятие, активизируя и стимулируя зрительные функции;
  • развивать память, внимание, мышление через речь;
  • обогащать словарь за счет выделения новых слов в активное пользование: пухленький, грызун, защечные мешки, слюнные железы, стеклянный террариум;
  • воспитывать бережное отношение к живому существу, желание заботится о нем в домашних условиях.

Материал:

  • Демонстрационный: живой хомяк, иллюстрационный материал разных по виду хомяков.
  • Раздаточный: темные очки (полоска материи из плотной ткани), карточки (рис. 7), разные по цвету фломастеры
  • Технические средства: аудиозапись “Звуки природы”.

Содержание занятия

1. Ребята вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто, вы скажите сами – отгадав мою загадку:

Я устраиваюсь ловко
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я, хитренький какой!
(Хомяк.)

2. Под платком на журнальном столе аквариум с хомяком.

Вот он хомячок. Это животное небольшого размера. Он никогда не вырастет большим. Его зовут Хомка. На воле хомяки живут в глубоких подземных норах на лугах или полях. В домашних условиях хомячка можно содержать в клетке с довольно толстой сеткой (мелкую металлическую сетку он перегрызет – поэтому их еще называют грызунами, они все грызут). А можно держать в стеклянном террариуме (рис. 1. См. Приолжение). Чтоб лучше его рассмотреть посадим хомяка в тазик. Сядьте удобно на ковер.

Назовите части тела хомячка. Голова, на голове два маленьких полукруглых уха, два круглых черненьких, блестящих, выпуклых глаза; овальная подвижная мордочка на мордочке усики (вибриссы). От головы идет шея плавно переходящая в пухленькое туловище овальной формы. На туловище есть короткие передние и задние небольшие лапки одинаковой длины, с пятью пальцами. Сзади у хомячка короткий хвостик.

Кто хочет подержать хомячка? Ребята, а какой внешний вид у хомячка? Живой, пухленький, беленький, шерстка мягкая, длинная.

В природе живут разные виды хомяков. Наш гость относится к ангорскому виду.

3. Подойдем к этим иллюстрациям, я покажу вам, какие бывают разновидности хомяков. Это золотистый хомяк (рис. 2 и рис. 3). Каким цветом у него мех? Оранжевого, а брюшко белого цвета (рис. 4).

Это полосатый хомяк (рис. 5). У него на спине идет ярко выраженная полоска. Мех короткий и гладкий.

А это самый маленький по размеру из всех хомяков его называют карликовый хомяк – он очень проворный, иногда даже суетливый (рис. 5.1). У него брюшко, бока и мордочка покрыты белым мехом, а спина и ушки коричневого цвета.

А это хомяк альбинос (рис. 6).

А наш гость, к какому относится виду? Относится к ангорскому виду.

4. Сейчас у нас будет серьезное задание. А перед выполнением этого задания выполним физкультминутку.

Хомка, Хомка, Хомячок – трут себя по докам

Хомка беленький бочек,

Хомка раненько встает – потягиваются

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

и выходит на зарядку – шагают и двигают руками слева на право

Раз, два, три, четыре, пять – маршируют

Хомка хочет сильным стать – делают движение “силачи”

5. “Чем питается хомяк?”

А чтобы сильным стать, надо хорошо кушать. На воле хомяки только и занимаются, что припасает продукты в прок. А как вы думаете, чем питается хомяк? Хлебом, морковью, творогом, капустой, картофелем, стручками гороха, листьями одуванчика, злаковыми культурами. Кроме растительной пищи, ему надо давать мясную – не соленое сало, немножко мясного фарша. В клетке всегда должна быть чистая вода.

Я приготовила вам карточку (рис. 7). Кто на ней изображен?

Золотистый хомячок. Вокруг хомячка изображены разные продукты. Вам надо нарисовать дорожки только к тем продуктам, которые хомячок любит кушать. Берите карточки, выбирайте себе фломастер. Что любит кушать твой хомяк?

6. Для хорошего самочувствия хомячка, давайте, оборудуем его террариум нужными предметами. Вот тут в коробочке я приготовила разные предметы (домик, колесо, тарелочка для воды, ручка, краски, опилки, кресло, вату).

Выберите только нужные ему предметы. Какой предмет ты выбрал? Ставим его в террариум. Для чего он нужен хомяку?

Ребята, а кто из вас хотел бы, чтоб у него дома жил хомяк? Да они красивые и сообразительные. Но надо знать, как правильно ухаживать за ним. Подумайте, а как бы вы ухаживали за ним?

Обобщим:

  1. Нельзя долго держать хомяка в руках!
  2. Клетку надо чистить каждый день.
  3. В клетке должно быть вращающееся колесо для бега (чтобы у него не онемели ноги); домик для кладовки и для сна, кормушка для продуктов (кормить надо 2 раза в день).
  4. Обязательно должна стоять в мисочке чистая вода.

Ребята посмотрите, кормушка пустая. А долго хомячок проживет в таких условиях? Надо ее наполнить.

7. “Определи угощение на вкус”

Кажется, наш Хомка проголодался, наполним ему кормушку. Я приготовила угощение, а что именно вы определите на вкус сами. Выбирайте темные очки. Надевайте. (Правило: предварительно снять свои очки!).

Каждый ребенок на вкус с закрытыми глазами определяет угощение (на тарелочках заранее приготовлены – яблоко, морковь, семечки, орехи). В клетке всегда должна быть чистая вода.

Выбирайте, чем вы хотите угостить гостя. Наполним кормушку. Нальем ему воды. Хомяк набивает свои защечные мешки пищей в половину собственного веса. Пища остается сухой, так как в защечных мешках нет протоков слюнных желез. Ест хомяк, сидя на задних лапках. Чтобы вытрясти запасы из своих щек, хомяк нажимает на них передними лапками и сильно дует.

Покажите как?

Итог:

Кто к нам приходил на занятие в гости?

Кто запомнил, как надо ухаживать за хомячком дома?

Назовите значение этих предметов в террариуме. Колесо, чтоб хомячок постоянно двигался, домик, кормушка и т.д.

Что нового ты узнал на занятии?

Какие упражнения были сложные для вас, а с какими вы быстро, и умело справились?

Любить хомячка – это не значит брать его за уши и целовать в носик. Надо бережно относиться к нему, не трясти клетку, не хватать его за лапы.

На прощание я приготовила вам угощение. Угадайте что в этой коробочке? Определите по запаху (конфеты).